Интервью с Верой Клоковой

Dec 11, 2012 11:32

На снимках Веры Клоковой (klokova_vera) люди действительно любят друг друга, а не изображают восковые фигуры из музея мадам Тюссо. Вы можете дурачиться, быть романтичными, задумчивыми или даже испуганными. Вера поймает любую эмоцию и найдёт ей максимально красивое выражение. Никаких двойных подбородков, нелепых гримас и прочих непривлекательных неожиданностей. Перебирая карточки в альбоме, вы увидите на них только ваш кураж и нереальную нежность.



Вера, а вы любите получать подарки?

Больше люблю дарить. Я получаю намного большее удовольствие от обратной связи, когда делаю подарки я. А получать подарки приятно от того человека, который знает, чем ты интересуешься. Мне, например, намного интереснее что-то сделать руками и подарить, поэтому если я точно знаю, чем увлекается человек, я стараюсь ему сделать такой подарок, чтобы у него было «Аааа! Круто! Это то, что мне надо!».

А какой вы хотели бы получить подарок?

Я очень хочу учиться, хочу наконец-то получить профильное образование, которое не сложилось получить десять лет назад. Это довольно дорого, и если бы мне мои близкие помогли-поддержали, это было бы лучшим подарком для меня.



Вы имеете в виду фотографическое образование?

На самом деле, наверное, дизайнерское, потому что нет в России качественного фотографического образования, а есть много курсов. Вам, наверное, об этом многие бородатые дяденьки говорили. Я с ними тоже не раз на эту тему общалась с надеждой, что, может быть, они что-то знают и подскажут. Но, по отзывам большинства, образование у нас в России пока не сложилось, особенно если речь идёт об учебных заведениях, аккредитованных на государственном уровне. Поэтому я изначально хотела пойти учиться именно в дизайн-декор.

Так получилось, что сразу после девятого класса я не высказала какого-то явного желания о том, куда бы я хотела пойти учиться. Побоялась, возможно. Я же была отличницей, и мама у меня очень серьёзная. Если бы я тогда сказала, что хочу быть дизайнером, скорее всего для мамы это прозвучало бы, как «стать художником и умереть на помойке». Хотя у неё самой творческая профессия, она хореограф, руководитель коллектива. Но тогда я побоялась озвучить своё желание. В результате меня отдали учиться и получать потенциально хорошую и перспективную профессию в финансовый колледж.

Я хорошо помню мой диалог с собой, когда я уже была на втором курсе. Вечер, дома никого нет, я сижу в кресле, что-то читаю, видимо, что-то из лекций, и уже засыпаю. И начинается диалог: «Мне же не нравится это... А что делать? Ведь уже столько сил приложено, подготовительные курсы были, конкурс прошла, поступила… И это всё бросить? А что скажет мама? Наверное, убьёт». И я сижу, и вот это всё мусолю, и начинаю себя жалеть. В общем, решаю, что сейчас всё это бросать глупо, я пойду до конца. Я же отличница с красным дипломом! Так что тогда я не решилась это бросить, не хватило смелости.

Позже у меня была попытка получить образование, когда я работала в банке и уже давно сама себя обеспечивала. Мне было 23 года, и, в конец уже утомившись от этой нудной и скучной работы, на семейном празднике я сделала скромную такую заявку: «Я хочу учиться в Британской Школе Дизайна». Тогда я зарабатывала не так много, а в БВШД образование действительно дорогое. Вот мне и сказали: «Что, тратить деньги? И так дорого всё! Хочешь фотографировать? Вон камера валяется, иди на улицу и снимай». И не встретив понимания окружающих, я взяла камеру и пошла что-то снимать. Так закончилась моя вторая попытка «сделать это».

Теперь у меня всё сложилось. Супруг меня поддерживает в моём порыве, так что я пойду туда учиться и очень этому рада.



Вера, у вас накоплен большой опыт. Почему вы сами не хотите преподавать?

Было очень много предложений, но я их отметала, потому что считаю, что у меня всё-таки недостаточно знаний. Опыта у меня много, причём в достаточно узкой специализации - в событийном репортаже, но у меня нет элементарных основ, которые помогли бы расти в профессии, развивать видение. Ведь моя картинка в голове складывается из личного опыта совсем нефотографического характера. Спасибо моей маме, которая с пяти лет начала меня водить по выставкам, галереям, балетам, театрам. Вот оно - моё образование, и вот она - моя насмотренность. В результате, когда я вижу картинку, если она мне не нравится чисто с моей эстетической точки зрения, я даже не нажму на кнопку.

Ну и, естественно, у мамы-хореографа не могла быть не танцующая девочка. Дело в том, что люди, которых я снимаю, - не модели, а многие вообще впервые оказываются перед камерой. Естественно, я успокаиваю, помогаю, подсказываю. Мне это даётся легко, потому что я танцевала и красивую форму тела вижу сразу. Меня очень часто картинки других фотографов смущают тем, что люди на них просто в некрасивых позах. Вот так посмотришь и думаешь: «Ну как можно было вообще так сфотографировать и не выкинуть в помойку потом?!» То есть в кадре какие-то деревянные люди, совершенно неестественные. Потом проанализировав, я поняла, что все девчонки-фотографы, работы которых мне нравятся, в детстве танцевали, и у всех лет по 6-7 хореографии. Если твоя жизнь была наполнена в своё время танцем, то ты очень хорошо чувствуешь вот эту пластику, красоту человеческого тела. А у многих этого багажа знаний нет, и всё, получаются деревянные мальчики в кадре.



А бывают такие случаи, что как не ищи, всё равно мальчик остаётся "деревянненьким"?

Нет, у меня такого не было. Я просто показываю, как надо. Вот, например, недавно у меня была съёмка ню. Для меня это был интересный опыт, так как я впервые снимала откровенное ню. Так вот, там девочке надо было занять определённую позу. Я понимала, как это сделать, но пока не попробовала сама, объяснить это модели не смогла. Чтобы объяснить, на чём там собственно тело держится, на каких двух точках, пришлось самой попробовать и понять технологию. А когда у тебя этой пластичности нет, и ты ничего не можешь показать, человек никогда не поймёт, как это исполнить. И я должна уметь показать.

За какое время до события желательно с Вами познакомиться, придти, обсудить? Как это всё происходит?

Желательно не менее чем за два месяца. Это минимальный срок, когда ещё можно помочь паре и идейно, и организационно сделать такой праздник, который был бы, скажем так, эффективен с точки зрения съёмки, да и вообще удобен для всех с точки зрения проведения этого дня.

Естественно, все пары приходят с тем что "а вот у нас ЗАГС в 3 часа дня". Прекрасно! Но, конечно же, в ЗАГСе людям никто не говорит, что можно придти когда угодно. У них там свой график, своя работа, они должны пропустить через себя определённое количество людей и ещё пообедать сходить. А поскольку практик знает про живую очередь, то он может помочь так составить день, чтобы всем было хорошо. А от грамотного планирования зависит съёмка.



Поначалу у меня бывали такие съёмки, когда из-за графика, из-за гостей и из-за машин на съёмку фактически оставалось, дай Бог, 15 минут/полчаса. Моя задача, во-первых, помочь с планированием, во-вторых, помочь с оформлением. Так как я любитель всего красивого, я стараюсь помочь паре создать цветовой или идейный декор, помочь составить красивую картинку, чтобы было интересно всем, и вообще, чтобы паре нравилось то, что с ними происходит.

Мужчины обычно стараются «пережить этот день», а когда пару заражаешь какой-то близкой им идеей, то и им тоже становится интересно готовиться. В результате к свадьбе пара получает меня уже не как какого-то нанятого специалиста, а как друга, и для них выдать мне какую-то эмоцию на съёмке вообще не составляет никакого труда. И это не хитрость, это естественный ход событий. И тут совершенно понятно, что чем раньше мы познакомимся, тем больше у нас будет возможностей пообщаться до свадьбы более плотно.



Вообще на настроение на празднике работает большая предварительная подготовка. А на самом празднике у пар, как правило, очень нервное состояние, и вот тут моя задача - давать советы типа: «Поешь!» или «Сходи в туалет, потому что потом будет некогда, и это лучше сделать перед надеванием платья», «Подвязку положи в сумочку, потому что она у тебя с ноги спадёт, и это будет неестественно» и т.п. Я всегда ношу с собой ремкомплект, в котором есть всё: шпильки, пилки, ножнички, клей, лекарство от головной боли, прокладки, пластыри... В общем, обо всём, что может случиться с невестой на свадьбе, я в курсе и готова к этому. Ведь невеста при сломанном ногте или натёртой пятке мне даже не улыбнётся, потому что ей больно. Соответственно, моя задача состоит в том, чтобы ей было хорошо.

То же самое и при съёмке детей. Снимать ребёнка надо тогда, когда он не хочет ни есть, ни пить, ни спать, ни описался, а когда ему хорошо. И этот момент, когда ему хорошо, надо создать. И я знаю, как его создать, потому что у меня большой опыт.

При съёмке мужчин очень хорошо работают фразы типа: «Держись! Осталось ещё немножко», «Ты молодец, я такого даже не ожидала», «Я тобой горжусь». Их надо хвалить и давать почувствовать, что они действительно молодцы.

Бывают мужчины, которые сразу говорят: «Вер, мне это не надо, не интересно, честное слово». Таким я говорю: «Хорошо, будешь просто мебелью работать». То есть я буду снимать взгляды невесты на него, его буду снимать с тыла, с затылка или спрятавшимся в её волосах. Основной будет невеста, а он будет просто рядом. Он всё равно попадёт в кадр и попадёт красиво. И мужчине будет в этом состоянии комфортно, а невесте будет комфортно, зная, что ему комфортно. Ну и мне будет хорошо.

Вы любите работать с людьми. А что вас больше всего привлекает в работе с людьми?

На самом деле, любовь к людям - это, наверное, черта характера. Я просто очень социальный человек. У меня работа в одиночестве вызывает дискомфорт, причём, серьёзный дискомфорт. Мне обязательно надо делиться эмоционально, визуально. Я люблю общаться, мне люди интересны сами по себе. В первую очередь интересно то, чего нет в тебе самой, то есть это некое изучение себя через сравнение с другими. Все настолько разные, и отношения между людьми очень разные. Какими-то парами я просто искренне восхищаюсь, взаимоотношения некоторых я не понимаю, бывает. И очень интересны сочетания разных характеров. Я вообще, получается, такой ходячий кладезь историй «а как бывает».

Многие мои клиенты становятся друзьями. Естественно, за их судьбой следишь. После свадебных съёмок, понятно, бывают беременности, дети. И много информации, нужной чисто по жизни, я получаю от своих клиентов. Это всё очень приятно, это такая постоянная делёжка опытом, это самоценно.

Мне изначально приятно кого-нибудь осчастливливать. Это, как дарить подарок и получать вот эту обратную связь. Меня просто прёт от этого! Поэтому работа приносит мне удовольствие. Мне неуютно, когда нет никакой обратной связи. К сожалению, бывают и такие пары. Я даже у коллег спрашивала, бывает ли такое у них. Да, у них такое тоже бывает, им тоже неуютно, потому что фотографу нужно хоть какую-то обратную связь получить. Может быть, даже отрицательная реакция лучше, чем никакая. Потому что, когда обратной связи нет совсем, ты начинаешь задумываться, а вдруг они тебя не хотят обидеть, а им не понравилось. И начинаешь это крутить в голове. Надо заставлять себя спрашивать людей, звонить им, но я пока не могу себя заставить.

Когда у меня нет обратной связи, я просто забываю про это. Бывает, что потом лет через несколько я нахожу этого человека в социальных сетях со всеми этими фотографиями, и узнаю, что, оказывается, всё прекрасно, и что ему тогда на самом деле всё понравилось. И это радостно осознавать.



Расскажите про выездные съёмки. Как это происходит?

Выездные съёмки меня очень вдохновляют, и у меня они, конечно же, находятся в приоритете. Поэтому достаточно часто я иду на какие-то финансовые уступки ради того, чтобы побывать в каком-то удивительном месте. Но вообще, сейчас ситуация такая, что у меня странички в паспорте заканчиваются раньше, чем срок его действия.

В чём специфика выездной съёмки? В Москве ты делаешь всё одним днём, а там всё это происходит в течение недели, потому что может не повезти с погодой, например, а ещё необходимо место изучить.

Когда вы приезжаете снимать в другую страну, если вы там до этого не были, как вы выбираете места съёмки, натуру?

Первые дни уходят на разведку местности. Конечно, Google-карты никто не отменял, и там есть миллионы фотографий, и это здорово помогает. Всё изучается здесь, просматриваются отчёты, проделывается большая предварительная работа. И когда ты приезжаешь на место, ты уже примерно знаешь расстояние от города, в котором будешь жить, до города, где вроде бы фактурка интересная. Поэтому очень многое можно спланировать заранее, а какие-то уже конкретные закоулочки и интересные места выбираются на месте.



Вера, с вами ездит стилист?

Это проблема. На выездных съёмках, особенно в островных и жарких странах, как правило, невозможно найти качественного стилиста. Был неоднократный опыт, девочек красили, но очень хотелось всё это стереть и переделать. А бывают места, где стилиста вообще невозможно найти. Вот приехали мы на один день, обращаться в первую попавшуюся парикмахерскую как-то не комильфо, да и качество там не гарантировано. А бывает, что мешает наличие языкового барьера, когда невеста не может объяснить свои пожелания. И я поняла, что не хочу красить людей в Photoshop, а хочу красить их вживую, потому что это менее трудозатратно, чем заниматься ерундой в Photoshop. Так что я пошла на профессиональные курсы и буду ещё и визажистом. Ну, и как бонус, я и сама ещё буду неплохо выглядеть.

Ну и ещё иногда я - флорист/декоратор. Я люблю handmade и все эти технологии знаю. Как минимум, мне это приятно, как максимум - я делаю именно то, что я хочу. Поэтому и букеты, и бутоньерки на выездных съемках я всегда собираю сама. И у ребят нет никаких проблем с тем, чтобы просто собраться, взять нужного цвета вещи, какие-то вспомогательные аксессуары и там, на месте уже будет «кружок умелые ручки». Хочешь сделать хорошо, сделай сама!

Когда смотришь на ваши фотографии, складывается ощущение, что у вас на съёмках всегда есть ассистент.

На самом деле ассистента никогда нет. У меня есть удобный разгрузочный пояс, на котором висят объективы, фотоаппарат висит на шее, запаска вся лежит в машине. Везти с собой ассистента - это всегда дополнительные расходы. Потому и накопился громадный опыт работы без ассистента, и этот опыт здорово выручает на выездных съёмках.



А как же со светом? Складывается ощущение, что у вас периодически, как минимум, отражатели стоят...

Это объясняется просто: пока мне не понравится то, что я вижу в видоискателе, я не жму на кнопку. А в роли отражателя может выступать любая белая поверхность. Когда отражатель используется для съёмки портретов, можно попросить жениха или гостей подсветить, в конце концов, прохожего можно попросить. Можно придумать что угодно. Я могу одной ногой прижать к дереву, второй поддержать.

С этого года я стала брать ассистента на московские съёмки. Мне в агентстве как-то сказали: «Как вы работаете без ассистента? Вы же такой известный фотограф! Это не солидно». То есть, оказывается, ассистент - это вопрос солидности, а не удобства.

Но вообще наличие ассистентов с опахалами, зонтами и прочим светом чисто эмоционально всегда отвлекает пару, и мне проще воспользоваться дневным освещением, а может быть подсветить тени вспышкой, если надо. Это будет эмоционально лучше выглядеть. Ведь моя задача - эмоцию поймать, и при выборе между технической реализацией и эмоцией, у меня первой всегда будет эмоция.



В каком-то вашем интервью упоминалось, что ваш первый опыт событийной съёмки был то ли в качестве ассистента, то ли в качестве второго фотографа...

Да, так оно и было. Это такое стечение обстоятельств, которое сопровождает мою деятельность довольно часто. Собственно, вот как всё было.

Я продала своё свадебное платье одной девушке и, естественно, я не могла ей не рассказать, что очень хочу быть событийным фотографом, например, свадебным. А девушка, недолго думая, сказала: «А приезжай ко мне на свадьбу!». Она рассказала, что свадьба будет в Питере, и на ней будет один фотограф из Москвы, а я могу приехать и поснимать просто для себя. И я с удовольствием приехала. У меня тогда была плёночная камера и 13 катушек с собой. Но при этом, за день до свадьбы я свой фотоаппарат сломала, пытаясь рассказать другу про устройство зеркальной камеры. Но тогда я этого ещё не знала.

Так вот, я пришла на свадьбу, а фотоаппарат не работает. Я подошла к фотографу и попросила посмотреть мой фотоаппарат. Он посмотрел и сообщил мне, что там погнуты шторки. «А это страшно?», - спросила я. Он сказал, что поправит, но позже, сейчас некогда. А пока он предложил мне поснимать на его запасную камеру, которая тоже оказалась плёночной. Я взяла его Минолту и прекрасно отсняла свадьбу.

Но история на том не закончилась. Дело в том, что этот фотограф отснял всю свадьбу на только что купленную б/у камеру. То ли он её не протестировал, то ли не заметил, но у неё через кадр было непопадание в фокус, оно было минимальным, и на экранчике этого не было видно. Обнаружилось это уже в Москве, когда мы стали отсматривать свои фотографии. Я хорошо помню этот момент, когда у него начинает меняться выражение лица, и он белеет просто на глазах, а я сижу и думаю: «Профессиональный фотограф… что-то кадры какие-то нерезкие… по-моему, я лучше снимаю…» Вот такие были мысли… )))



В общем, мы спасли друг друга. В результате паре мы отдали половину его фотографий, которые у него всё-таки получились той несчастной камерой, и половину моих плёночных фотографий, которые он выбрал. И с этого момента мы с ним сдружились и дружим до сих пор. Александр Николаев стал моим хорошим другом, который просто пинком выпихнул меня на рынок событийного репортажа. Вместе с ним я поработала ещё на паре свадеб в качестве второго фотографа.

А потом он стал передавать мне своих клиентов, которых в силу загруженности он не мог отснять. Он же дал мне моего первого коммерческого клиента, который сказал: «Вера, я показал твои фотографии, всем понравилось. Заведи-ка себе ЖЖ». Я тогда и не знала, что такое ЖЖ. А после того, как я завела журнал, в течение двух недель у меня появилось заказов на съёмку на три месяца вперёд. И всё, понеслось…

У меня больше не было времени ни на что кроме фотографии. Началось сидение за компьютером, корпение в интернете, изучение, как пользоваться тем-то, сем-то, как работать со светом, как помогать себе вспышками. Абсолютно всё это я почерпнула из каких-то иностранных мастер-классов, опубликованных в интернете.

Вера, многие фотографы говорят, что лучшая школа - идти вторым фотографом или ассистентом...

Да, побегать вторым фотографом, чтобы просто раскрепоститься и понять, что в этом нет ничего страшного, это здорово. Если говорить про меня, то чисто технические вещи Александр мне просто по ходу съёмки объяснял, а с точки зрения картинки у меня было своё видение. Второй фотограф тоже снимает, и он не помогает первому. Его задача - не мешать и снять то, что не может снять первый фотограф. Один снимает близкий ракурс, а второй - дальний, или один снимает на классическую оптику, другой на Tiltshift или lens baby.



У меня был ещё один опыт работы вторым фотографом. Я ездила на обучение к моему другу-фотографу Трентону Талботу в Америку. Происхождением он из России, и к тому времени он уже 10 лет довольно успешно работал на событийном рынке в Атланте. Он брал меня на свои постановочные съёмки. Работая с моделями, он заключал с ними модельрелизы, договора, как-то хитро общался, какие-то бумажки писал, а для меня это всё было тогда ещё новшеством.

Как-то раз он взял меня на реальный репортаж. В одной еврейской семье праздновалось тринадцатилетие ребёнка (бат-мицва - это как у нас крещение). По традиции в первый день было чтение Торы, а во второй день - детский праздник, на котором народу собирается больше, чем у нас на свадьбах. Родители приглашают всех своих знакомых вместе с детьми, и получается две такие громадные тусовки: детская и взрослая. И вот меня закинули на детей, а Трентон снимал взрослых. Так я узнала, что такое американский событийный рынок. Это было очень познавательно.

Вера, мы уже поговорили о корнях вашей насмотренности. А работы каких фотографов вам интересно смотреть?

Когда я только начинала заниматься фотографией, я старалась не отсматривать работы российских фотографов только потому, что они меня расстраивали. Я старалась смотреть работы фотографов из тех стран, где событийное фото на передовой, а это США и Великобритания. Когда сейчас появляется время, я тоже туда заглядываю, смотрю. Но так как технически-фотографически мне многое давно понятно, сейчас в основном я хожу за декором и поглазеть на красивые картинки.

А так, чтобы восхищаться чьей-то работой… Наверное, можно назвать Jessica Clair ndash; её работы мне всегда нравились и эмоционально, и с точки зрения картинки, и с точки зрения отношения к жизни,- такого весёлого и лёгкого. Чувствуется, что она человек, который заражает настроем своих клиентов.

Вообще, мне кажется, что сейчас основная наша задача - воспитывать вкус. То, что мы несём в массы, в том числе посредством своих фотографий, влияет на вкус зрителя. Ведь прежде чем что-то продать человеку, надо показать, как это может быть, и надо учить, учить клиента красоте. Рассказать, например, что он может устроить себе праздник вот таким образом, а не так, как считает нужным его мама. И это надо постоянно проговаривать и показывать.



Вера, расскажите про ваш опыт съёмки для журналов.

Меня пригласили в проект «Звёздные родители». Задача, которую поставил главный редактор, была непростая: надо было сделать фотографии людей, прямо смотрящих в камеру, живыми и репортажными. Одно противоречит другому. И нам это удалось! А ещё там были очень жёсткие ограничения: ни игрушек в кадре, ни грязи на фоне, определённая одежда, стилистика, визаж. У нас было много съёмок и студийных, и за городом, и на природе, была и имитация студии. Самое неприятное, что вроде бы это всё про детей, а игрушек в кадре не должно было быть, потому что это реклама.

Так как рубрика называется «Звёздные родители», то предполагалось снимать звёзд, и мне было немного страшно, а вдруг они неадекватные. Но оказалось, что звёзды - абсолютно нормальные люди.

Мне этот опыт очень понравился, он был для меня полезен. Здесь была работа по брифу, и надо было отработать не только задание, но и чтобы тебе это самой доставило удовольствие, и так, чтобы это была именно моя картинка, ведь ко мне же обратились именно за моей эмоциональной фотографией.



Вера, у вас на сайте есть ещё бизнес-съёмки...

Показать в этой рубрике хотелось живую работу живых людей. В такой съёмке, как правило, заинтересованы юридические лица, которые хотят рассказать о своей компании. Мне это интересно с точки зрения «живые люди в живом функционировании», и плюс (вот тут бы Родченко орадовался) заводы, станки, механизмы. Первые съёмки у меня как раз были на заводах, один из которых был LiniaGrafic (ЛинияГрафик) 1-й Полиграфический завод (Москва), а второй - это «Фотопроект», там я тоже прошлась по всем коридорам. Остальные заказы были уже с запретом публикации. Как правило, на подобные съёмки меня приглашают мои же клиенты, которым я снимала свадьбы, делала детскую фотосессию, то есть это всё сарафанное радио.

И мне это интересно пробовать. За что я люблю свою работу, так это за разнообразие. Я - «стрелец», очень подвижный тип, и мне нравится, что я постоянно в движении, и что я не просто езжу куда-то, а привожу некий визуальный багаж. Нравится то, что я бываю в тех местах, в которых никогда не побывала бы, если бы не работа. Мне, в общем-то, всё равно куда ехать, особенно если я там не была, я с удовольствием поеду, если позовут.



Вот откуда у вас столько энергии?

Когда я начала заниматься фотографией, я перестала болеть. Может быть, это от излишней ответственности. Может быть от того, что когда ты занимаешься тем, что тебе нравится, вот эта внутренняя любовь к тому, что ты делаешь каждый день, поднимает все твои внутренние ресурсы. Есть же хорошие философские слова: «Выбери себе дело по душе, и тебе не придётся больше работать ни одного дня в своей жизни».

Это счастье - каждый день заниматься тем, что тебе хочется. Это же уже не работа, это настоящий кайф. Моё счастье в том, что всегда можно учиться чему-то новому, всегда можно найти новых людей, которые что-то в твою жизнь привнесут или заберут. Если и заберут, значит человеку это надо, значит, ты кому-то помог. И вот эта делёжка мне очень нравится, и я ищу эти поводы.

Когда я чего-то хочу, у меня как будто идёт некий запрос куда-то…в космос, к Богу, не знаю куда. И мне как-то на мои запросы отвечают. Вот я хотела свой офис в центре города. Но предположить, что я смогу потянуть офис напротив ГУМа…То есть запрос, конечно, прекрасный. Но мне дали, и центрее уже и некуда!

У меня был период, когда мне пришлось поработать дома. И тогда я поняла, что это абсолютно не эффективно, и что ты превращаешься из женщины во что-то из постели вставшее, севшее за компьютер, и из-за компьютера в постель лёгшее. В общем, это не про женщину. И это не эффективно ни с какой точки зрения. А офис сразу как-то бодрит и организует. Сюда приходят люди, соответственно, надо выглядеть, надо держать себя в форме. К тому же тут вокруг столько всего интересного! Естественно, когда ты сидишь в своём спальном районе, всё это из твоей жизни уходит. Мы с коллегой и другом Олесей Лоза оздали такой офис, вроде как, и не офис, а такое пространство, где нам приятно всё: и работать, и общаться друг с другом, и принимать наших клиентов и друзей.



А кто снимает важные события в вашей жизни?

С этим у меня возникла большая проблема, так как ушла в декрет моя Олеська и не смогла присутствовать на моей свадьбе. А снимал тот самый первый человек - Саша Николаев, который в своё время выпихнул меня на рынок свадебной фотографии. А ещё на свадьбе был чудесный профессионал видеограф Олег Кальян, который помимо видео снимал ещё и фото. Думаю, что материал там будет хороший. Я его ещё не видела и жду с нетерпением, но не тороплю никого. Глупо приставать, когда у тебя самой обработка занимает не меньше трех-четырех месяцев.

Это какой объём работ?

С полного свадебного дня я отдаю клиенту около 800 фотографий. Всего, как правило, бывает сделано более тысячи кадров, но их же нужно ещё разобрать. Потом пройтись первый раз, сделать кадрирование, отдать в первичную обработку, получить из первичной обработки, посмотреть, всё ли в порядке, исправить ошибки, самой ретушь сделать, самой цвет подправить, если что-то не нравится. После этого скомпоновать и оформить диск, но это уже ерунда. И только после этого происходит встреча с клиентами.

Естественно, я клиентов предупреждаю, что если они хотят меня, то будут такие сроки. Но это не редкость у свадебщиков. Как правило, весь тёплый период люди работают, а весь зимний период отдают. Это адекватный срок, если человек нормальной обработкой занимается, причём сам.



А бывали ли у вас недовольные клиенты?

Да, бывали. В одной паре девочка была недовольна фотографиями, но не смогла озвучить, чем именно она недовольна. При этом её мужу всё понравилось. Я, как человек ответственный, попыталась расспросить его и выяснить, что не понравилось его жене, но и он не смог ответить, так как сам не понял, в чём проблема. Надо сказать, что технику я не меняла, и всё было снято в моей манере, с весёлыми цветами, и задумка была полностью реализована. Я, конечно, расстроилась, стала расспрашивать коллег о том, бывали ли у них такие случаи. Постепенно, всё прояснилось...

Зачастую человек ожидает увидеть себя каким-то определённым образом. А моя фотография прямая и правдивая, и какой человек есть, такой он и есть, и я вряд ли приврать могу. А ожидания человека могут не совпасть с тем, что есть, особенно если он до этого никогда не фотографировался, то есть свадебная съёмка может быть первой в его жизни съёмкой с приглашённым профессионалом. И вот его собственные ожидания, его представление о себе не совпадают с тем, что он увидел. Это такая чисто психологическая штука, которая от фотографа никак не зависит. Это ожидания от себя. Чем больше снимаешься, тем больше они корректируются. Я слышала, что есть даже такая штука - фототерапия, которая помогает изменить отношение к себе. В общем, я просто попала в тот момент, когда девочка ожидала от себя другую себя.

Я тогда предложила переснять их по-другому, если они смогут объяснить мне, что я сделала не так, и если расскажут, что они хотели бы видеть на выходе. Но девушка не смогла это озвучить, и история на этом закончилась.

Второй случай был такой. У барышни был образ гламурной женщины. Был поздний октябрь. У нас получилась прекрасная гламурная фотосессия. Нам повезло с погодой, и небо было очень красивого цвета. Представьте, всё золотое, небо синее, она в фиолетовом платье, с пером и с огромным кольцом с брильянтом. Мне очень нравится эта съёмка с визуальной и цветовой точки зрения.

Она же ориентировалась на другую мою съёмку, где была весёлая рыжая заводная девушка. Там была съёмка в стиле Чикаго 20-х годов прошлого века. Моя «гламурная» клиентка, видимо, хотела увидеть на своих свадебных фотографиях вот эту рыжую девочку. Ну, правильно же! Фотограф совпадает? Это тоже свадьба? Значит, фотограф снимет так же. А я сняла её такой, какая она есть. И опять получилось так, что её ожидания не совпали с действительностью и результатом. Но потом они свои фотографии опубликовали в журнале, хвалились. То есть я для себя сделала вывод, что фотографии человека не удовлетворили, а по поступкам клиента получилось ровно наоборот...



Вера, а как-то этого можно избежать?

Можно, конечно. Например, перед свадебной съёмкой сделать love story. Если такой возможности нет, то можно просто несколько портретов сделать, чтобы люди понимали, как они смотрятся вдвоём. Вот так на самом деле и выглядит сотрудничество в идеале. Кстати, love story можно замечательно и весело продемонстрировать гостям на свадьбе, и это будет одним из развлечений во время праздника.

Вообще, я всегда приглашаю людей на встречу, чтобы выдать им информацию по максимуму. Встреча, как правило, ни к чему не обязывает. Но часто люди боятся пойти, потому что если они идут, получается, что они, вроде бы, уже согласны. Такая вот психология русского человека. Да я и сама такая же. Поэтому ко мне идут с конкретными намерениями, когда уже всё устраивает и остаётся только обсудить детали. Мало пар, которые приходят, чтобы просто пообщаться, сравнить нескольких фотографов, просто поговорить, пока не принимая решения, хотя это правильнее. Если ты не уверен, то надо дать тебе возможность подумать, посмотреть, пообщаться.

Понимаете, свадебная фотография очень личная, а свадебный день очень тяжёлый и нервный, и очень важно, чтобы тебе был приятен тот человек, который с тобой этот день проведёт. А фотограф - это единственный человек, который проводит с невестой весь день с утра до позднего вечера, с «голого» вида до разрезания торта. И хорошо бы, если бы это была хорошая подруга.



Интересно, что мы в основном говорим про проблемы невесты...

Это имеет настолько прямое отношение к тому, что будет эмоционально отображено на фотографии, которая понравится моему зрителю и мне, прежде всего, что без этого просто никуда. Не создам я вот эту благость, ничего не получится. А жениха, при отсутствии у него желания вообще шевелиться, всегда можно и на задний план мебелью поставить (ну, это я утрирую, конечно). Хотя, все мои «женихи» знают, что такое «побыть мебелью» и даже бывают не против.

Вера, напоследок мы бы хотели задать традиционный вопрос. Что вы можете посоветовать начинающим?

Про технику ничего не буду советовать, я согласна со всем, что обычно советуют бородатые дяденьки ( Антон Мартынов тут начинает икать).

Надо больше смотреть, интересоваться всем подряд, смотреть хорошее кино. Существует много хороших операторских работ, где каждый кадр - это картинка, и можно смотреть и вдохновляться. Нужно замечать, какими цветами рисуют радость, а какими печаль. Очень полезно понять чисто психологическое восприятие цвета. Ведь даже если у человека нет специального образования, это всё можно увидеть по кино. Нужно ходить на выставки, в театр, смотреть работы художников, очень полезно рисовать. Если нет возможности пойти поучиться, полезно хотя бы просто почитать литературу об основах рисунка. Я уверена, что всё это поможет композиционно, потому что у всех основная задача - научиться композиции, которой нельзя научиться. А насмотренность - это как раз такая вещь, которая поможет в этом, которая поможет составить в голове, что красиво, а что нет. Нужно интересоваться намного большим количеством вещей с художественной точки зрения, чем просто фотографиями хороших фотографов. Вот из этого багажа уже будет, что вынимать для себя.

Любая фотография, которую человек делает, - это его внутренний мир, его внутреннее послание, которое он хочет заявить миру. Всё равно всё делается для зрителя, в стол снимать как-то глупо. Всё равно ты покажешь свою фотографию и захочешь увидеть обратную связь.

Ну, и не надо бояться экспериментировать. В одной области сидеть очень уютно и хорошо, а развиваться ещё интересней. Антон Мартынов говорит, что в фотографии надо попробовать всё. И я с ним абсолютно согласна. Надо пробовать!

Фотограф Вера Клокова (klokova_vera)
Официальный сайт http://klokova.com/

В интервью принимали участие romashka7 и vikont_mart

PS. Мы долго искали слова, чтобы сделать вступление к этому интервью. Но слов, которые смогли бы передать наш восторг от Веры Клоковой и её работ, было так много, что выбрать из них что-то самое главное оказалось трудно. А потом мы читали отзывы клиентов Веры и поняли, что она - прекрасная фея, которая знает толк в сказках и умеет эту сказку подарить другим. И тогда мы решили, что лучшего вступления к интервью, чем отзыв одного из клиентов Веры, быть и не может.

romashka7, klokova_vera, интервью, vikont_mart

Previous post Next post
Up