Комсомольск-на-Амуре расположен в 356 километрах к северу от Хабаровска, в 6130 километрах к юго-востоку от Москвы. Численность населения: 263 300 человек. Разница во времени между Москвой и Комсомольском-на-Амуре составляет семь часов. Город занимает территорию площадью 325 км², лежащую в нижнем течении Амура. Город стоит в пойме на левом берегу реки, протянувшись вдоль ее русла более чем на тридцать километров. Ширина русла в черте города: 2 500 метров. Впадающая в Амур горная река Силинка образует границу между двумя округами Комсомольска-на-Амуре - Центральным и Ленинским.
Средь сопок таежных, где властные бури
Шумят, негодуя, почти целый год,
Возник и растет Комсомольск-на-Амуре
Великой России надежный оплот.
Кричат по утрам и разносятся мимо
Гудки паровозов в суровом краю.
О городе нашем, родном и любимом
Я оду слагаю и тихо пою:
О том, что взметнулись стрелой в поднебесье
Леса новостроек и труб дымный след.
Нет горда краше, родней и чудесней,
Чем наш Комсомольск- город славных побед!
(В.Онохин)
На набережной, там, где высадились первые строители Комсомольска, установлен известный многим памятный камень - 21-тонная глыба кварцевого диорита с надписью: «Здесь 10 мая 1932 года высадились первые комсомольцы - строители города».
Прослушать или бесплатно скачать Комсомольск-на-Амуре на
ПростоплеереГород, где я жила, где живут мои родители, сестренка, друзья.
Немного истории.
В 1860-м году на месте современного Комсомольска-на-Амуре было основано село Пермское-на-Амуре. По распоряжению первого военного губернатора Приамурья Казакевича П.А. были подготовлены срубы для переселенцев из Пермской губернии. Впоследствии сюда начали прибывать крестьяне из других губерний. В 1887 году в Пермском насчитывалось 160 жителей, которые занимались заготовкой дров для пароходов, рыболовством и земледелием. К началу 1930-х годов численность населения выросла до четырехсот человек.
Новую страницу истории края открыло принятое в 1932-м решение о сооружении судостроительного завода в районе села Пермское и о строительстве авиационного завода в районе нанайского стойбища Дземги. Вскоре село было объединено со стойбищем и преобразовано в город Комсомольск-на-Амуре. Днем Комсомольска-на-Амуре считается 12 июня. В этот день в 1933 году был основан Амурский судостроительный завод. В 1930-х в городе было построено еще несколько крупных промышленных объектов, в том числе заводы "Амурсталь" и "Амурлитмаш", завод по производству свинцовых стартовых аккумуляторов и лесозавод. На строительстве широко использовался труд заключенных - узников ГУЛАГа, а затем и японских военнопленных, вольнонаемных граждан, военных строителей, а также активистов из числа комсомольцев, прибывших из центральных районов СССР.
Во время Великой отечественной войны предприятия обслуживали нужды оборонной отрасли. Горожане принимали участие в прокладке строительстве нефтепровода Оха-Комсомольск и сооружении Комсомольского нефтеперерабатывающего завода, что помогло решить проблему нехватки горючего для боевой техники. В годы войны на фронт отправилось 200 000 тонн авиационного и автомобильного бензина, корабельного мазута.
В 1952 году была завершена прокладка нефтепровода Оха - Комсомольск-на-Амуре. В послевоенные десятилетия в строй вошли предприятия легкой и пищевой промышленности. В 1950-х - 1970-х шло создание объектов городской инфраструктуры - детских садов, школ, лечебных учреждений, домов культуры и так далее. В 1950-х на Амурском судостроительном заводе началось строительство атомных подводных лодок с крылатыми ракетами, эсминцев, сторожевых кораблей. На Авиационном заводе имени Гагарина было налажено производство самолетов "Ли-2", в конце 1950-х завод перешел на выпуск первых серийных сверхзвуковых фронтовых истребителей "Су". В 1960-х и 1970-х годах на Амурском судостроительном заводе строились ледоколы. Продукция авиационного завода экспортировалась в Алжир и Египет.
Стремительное сокращение объемов промышленного производства в 1990-х годах сопровождалось падением уровня жизни и разгулом преступности. В период с 1991-го по 2008 год население Комсомольска-на-Амуре сократилось приблизительно на 50.000 человек. В 1990-х город называли криминальной столицей Дальнего Востока.
Тем не менее, Комсомольск-на-Амуре по-прежнему входит в число крупнейших промышленных центров региона. В структуре промышленного производства заметное место занимают машиностроение и металлообработка (электротехническая промышленность, самолетостроение и судостроение, производство подъемно-транспортного и технологического оборудования), черная металлургия, энергетика, нефтеперерабатывающая промышленность, легкая промышленность, лесная, пищеперерабатывающая промышленность, строительный комплекс. Ведущие предприятия: Комсомольское-на-Амуре авиационное производственное объединение имени Ю. А. Гагарина, Амурский судостроительный завод, металлургический завод "Амурметалл", Комсомольский НПЗ. На городских предприятиях налажено производство истребителей Су-27, Су-30, Су-33, Су-35, ПАК ФА, компонентов для пассажирского самолета Sukhoi Superjet 100, атомных и дизельных подводных лодок, судов гражданского назначения и так далее. На экспорт отправляются нефтепродукты, черные металлы, продукция машиностроительной отрасли, древесина. Основной объем экспорта приходится на государства Азиатско-Тихоокеанского региона.
1
2. Одна из центральных улиц - проспект Мира
3
4
5
6
7
8
9. Ул.Ленина
10
12
13. Набережная р.Амур
14
Центр набережной украшает оригинальное здание пассажирского речного вокзала - самого большого на Амуре. Его очертания напоминают плывущий корабль. Четко просматриваются палуба, нос, корма, труба, трап. Речной вокзал может принимать суда типа «река-море» водоизмещением до 6 тыс. т. Три причала порта рассчитаны на перепад уровня Амура в пределах 10 метров. От реки на северо-запад веером расходятся широкие улицы и проспекты. Такой планировкой архитекторы ослабили силу господствующих южных ветров.
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27. Памятник Первостроителям города. Открыт в 1982 году - к 50-летию города
28
29
30
31
32
33
34
35. Мемориальный комплекс
36
37
38
39
40
41. Театр Драмы
Главная улица города - проспект Первостроителей (называвшийся прежде Красным и Амурским). Это наиболее широкая улица Комсомольска (100 м) протянулась на 3,5 км. Здесь есть свои достопримечательности - самый большой в городе, 714-квартирный дом. В старой, центральной части города преобладают пятиэтажные, так называемые «сталинские» дома. Для большинства из них характерен единый стиль послевоенной советской архитектуры с присущим ему богатым декоративным убранством зданий: лепными украшениями и другими архитектурными изысками. Новые кварталы застраиваются 9-14-этажными зданиями.
42
43
44
Ленинский округ, чаще называемый горожанами Дзёмги, - фактически целый город, где проживает треть населения Комсомольска, с комплексом различных организаций и учреждений. Эта часть города застроена менее компактно. Наряду с новостройками там сохранились деревянные дома частного сектора. Неоспоримое преимущество Дзёмог - озелененность. Там находится лучший парк города. Кроме того, на левом берегу Силинки строителями оставлен огромный массив почти нетронутой тайги площадью более 500 га.
45
46
47
48
49
50. Дачные участки на суровой дальневочточной земле
51
Это - первая часть - осенняя. Ноябрь - предзимник, и через пару дней выпал снег, подморозило...
Продолжение следует.