Давайте поговорим о гитарных риффах.
Я очень люблю говорить о гитарных риффах [смеется].
Одна из моих самых любимых песен - «Black Dog» [на четвертом альбоме Led Zeppelin без названия], потому что она очень необычна: как она построена вокруг барабанов. Она не должна звучать. Но звучит.
Ее-то я не придумывал. Это был рифф Джона Пола Джоунса. Нелегко играть. Барабаны должны были работать в 4/4. Но «Balck Dog» - больше, чем просто рифф. Там есть разговор между вокалом и риффом, переход и другие вещи в развитии песни.
Гитара - лидирующий инструмент в большинстве песен Led Zeppelin. Но в «Celebration Day» можно услышать, как бас играет в противовес свою мелодию за гитарой. Там было столько движения в тех песнях, на разных уровнях.
Значит, так. Есть рифф. Что ты будешь делать с ним? И тут начинаешь работать с формой. Начало «No Quarter» [Houses of the Holy, 1973] - на клавишных. А, в основном, песня идет от гитары. «Heartbreaker» - еще одна, где Джон писал ее вместе с нами. Начало ведется гитарой, а потом все становится на басовую основу.
Каким должен быть классный рифф у Zeppelin?
Рифф должен быть гипнотическим, потому что будет повторяться и повторяться.
Проверяете его - играя вновь и вновь - чтобы убедиться?
Есть нечто внутри, что сразу инстинктивно чувствуешь его правильность. Не обязательно должен вестись гитарой. В эру Zeppelin много музыки строилось на риффе. Но было и другое, базирующееся на акустике. «Ten Years Gone» [с двойного альбома Physical Graffiti, 1975] было совершенно отличной от всех.
Вот, почему так было здорово играть в долгоживущей группе - с турами и альбомами. Все, говоря умозрительно, было в наших силах. Мы могли взять на себя что угодно - если стоило того, если в том была жизнь.
Ваше акустическое вступление в «Stairway to Heaven» - этот рифф - у него есть способность загипнотизировать. Но оно немного больше, чем просто рифф. Там много мелодичности и многослойности.
Тот рифф был написан акустической гитарой. Я пробовал то-се у себя дома, пристраивая эту часть с той. У меня была идея по поводу музыкальной основы, перехода в соло и заключительной части. Это была такая идея, которая продолжала все строиться и настраиваться. У меня не было текста Роберта, лишь обрывки мелодии, привязанной к моей гитаре.
Удивительная вещь в том, как все строилось, это то, что песня заканчивается голосом Планта. Группа просто исчезает. Последнее слово - за ним.
Последнее слово не было за ним. На самом деле, была гитарная часть, сделанная мной в окончание. Немного вроде начала, но отличное от него. Но я так и не вытащил эту часть наружу. Конец был сделан. Я решил, «Оставь все на Роберте».
Led Zeppelin начинались очень стремительно. Первый альбом был записан за 36 часов; «Led Zeppelin II» был сделан в туре. Как же Вам, как лидеру и продюсеру, удалось такое?
Первый альбом был сделан методично, с безжалостной эффективностью. Второй - план был такой, чтобы подпитаться энергией концертного тура группы. Время просто так не тратили. Я инстинктивно знал, какую музыку мы должны были делать. Я хотел всего: и акустику, и пальцами; и к тому же блюз и рок - в основном, строится на риффе, этому я научился от чикагских блюзмэнов.
«Good Times Bad Times» - Джон Пол Джоунс придумал рифф. Я выдал припев. Джон Бонэм ввел барабанную основу. На этой композиции мы научились написанию песен. Это было, «Ого, все взрываются в одно время».
Вы создали группу и подобрали музыкантов. Можете сказать, что была Вашей группой?
Никто не сомневался. Все время, абсолютно. Я был тот, кто предлагает материал и дает идеи - так и должно было быть.
Безжалостная эффективность - на первом альбоме все были такие. Каждый из нас знал, какими классными мы были музыкантами. И мы очень следили за тем, что мы писали, и если это звучало похоже на уже написанное, мы тут же это бросали. Одно исключение: «Tea for One», похожее на «Since I’ve Been Loving You» [Led Zeppelin III]. Она была сделана так намеренно, чтобы присутствовало определенное настроение в этом блюзе.
Обидили Вас первые, негативные отклики критиков?
Я очень надеялся, что Вы спросите меня об этом, принимая во внимание, что Вы - из Rolling Stone [смеется]. Нам досталось немного кислоты. Тогда я принимал эту отраву в себя. Как я вижу их критику сейчас? Они не поняли ничего. Я с удовольствием дам каждому сомневающемуся пищу для критики - каждый альбом отличался от других. После Led Zeppelin и Led Zeppelin II вы получаете Led Zeppelin III:«Ну, что это такое? Акустические гитары?» Сразу появляются сумасшедшие выводы: «Они стали Crosby, Stills and Nash». Потому что ваши уши не восприняли первый альбом, где тоже было достаточно акустики.
Эти статьи разозлили Вас?
Они сделали меня более целеустремленным. Я знал, кто мы были. Мы уничтожили их всех в Сан Франциско во время первого тура. [Led Zeppelin были открывающей группой для Country Joe and Fish три ночи в январе 1969 года]. В то время, как мы шли в новое, каждый хотел увидеть, что вышло из руин Yardbirds.
Было у Вас желание сделать Led Zeppelin самой известной группой в мире?
Я хотел сделать ее самой влияющей группой. Самой известной? Если смотреть на нее с корпоративной, деловой точки зрения. Сколько бы людей не захотело увидеть нас, билеты на нас всегда были проданы. Мы были в Тампа, во Флориде - более 55 000 зрителей - в 1973 году. Мы также сделали 50 000 на том туре в Атланте. Если говорить о слушающей нас аудитории, о том количестве людей, которые хотели попасть на концерт - да, мы были очень известными.
Rolling Stones были вашими главными конкурентами по продажам билетов и альбомов в семидесятые?
Я не тот человек, который, когда выходит новый альбом, начинает постоянно следить за его продажей. Альбом ушел от меня. Вот и все. А что касается концертов, Stones были другой группой, которая собирает стадионы. Мне нравятся Rolling Stones. Чарли [Уоттс] и Билл [Уайман] были удивительной ритмической секцией - другая часть музыкального пейзажа, в отличие от Джона Бонэма и Джона Пола Джоунса.
Было время в Мюнхене, когда я залез на студию - мы записывали Presence [1976]. Мы уже работали три недели. Все ушли домой; я занимался микшированием. Stones должны были приехать для Black and Blue. Я дозвонился до Мика: «Мог бы я занять студию на пару дней, чтобы все закончить?» Он сказал, «Пойдет».
Мы все были в том же отеле. Он сказал, «Ну, и как прошло?» Я сказал, «Звучит очень хорошо». У меня была с собой копия сделанного, я принес к нему в номер и поставил. Он говорит, «Это вы сделали за три недели?» Я ответил, «Нет, весь альбом». Он мне сказал, «Базовую запись?» Я сказал, «Нет, все сделано, закончено. Спасибо за последние два дня.»
Фокус в том - все было здесь [указывает на свою голову]. Я не хвалюсь. Это точный факт.