Какой рифф - самый лучший у Led Zeppelin?
Трудно ответить, когда спрашивают, «Какая для Вас самая любимая песня Zeppelin?» Они все были такими. [Пауза] Полагаю, «Kashmir» мог быть ею. Я знал, что эта песня не может просто сидеть на гитаре. И оркестр тоже должен был сидеть там, отыгрывая некоторые части, те же, что делали гитары, но с оттенком симфонии. Джон Пол Джоунс дирижировал. Но я попросил его, «Джон, там должно быть так». Я знал это и слышал это.
Как Джефф Бек и я учились в те годы, когда еще еле играли соло в «My Babe»? Мы учились, представляя, как проходишь через колонки в комнату к тем музыкантам. Это было очень приятно чувствовать, как учишься, когда они рядом. Что мы делали тогда - это было продолжением духа музыки в нашей собственной интерпретации - моей, Джеффа и Эрика. Вы попадаете туда и хватаете все, что сможете. Классно услышать, как делаешь это сам. Чувствуешь, как сделал отличную работу.
Вы все еще пишете риффы?
Да, пишу. Риффы приходят из эфира, из ниоткуда. Можете мне сказать, откуда точно? Никто не знает. В одну минуту я играю одно. В следующую минуту, вот - он. Вот, что удивительно прекрасно.
Когда Вы играете новый рифф, спрашиваете ли Вы себя, «Он так же хорош, как в ‘Whole Lotta Love’?»
Нет. Потому что - вряд ли [смеется]. Есть одно доказательство вкуса пудинга - попробовать его. Возможно, нужно было бы издать альбом разных вещей, которые есть у меня. Некая сумма - где я нахожусь, когда бы я только решился на это. Потому что все это - все равно уже в прошлом.
Что Вы играете, когда берете гитару дома?
В большинстве я играю на акустической. Одну вещь я никогда не делаю - это играть упражнения. Если я беру гитару, то я играю что-то мне знакомое. Обычно, я добавляю что-то новое к этому. Когда я встречаюсь дома с музыкантами, мы тут же переходим к делу. Так же было с Джоном и Джэйсоном [после концерта в О2]. У Джэйсона появилясь идея, и я тут же на нее набросился. Я могу приступить к ней завтра же. Благодаренье Богу, у меня есть такое качество.
Скучаете по Led Zeppelin - нет возможности играть новые риффы с группой?
То было замечательное время. Та самая группа музыкантов, в которой я мечтал быть. И я там был. На острие новой музыки без никаких компромиссов - скучаю об этом? Каждый бы скучал об этом. У сегодняшних групп нет той свободы, какая была у нас. Это было время, когда ты мог увидеть для себя группу, сделать ее и быть в ней долго-долго, и где ты бы смог по-настоящему создать свою музыку. Ты чувствовал, инстинктивно, не только то, что ты можешь сделать это, но и то, что ты должен сделать это.
Сегодняшний рок, слышанный Вами, звучит менее амбициозно?
Больше ограничений. У групп, которые талантливы и подвижны - они более заключены в рамки, которые не позволяют им идти туда, где были мы.
Правила, которые были разрушены вами, вернулись опять.
Когда я был с Neil Christian and the Crusaders, у нас был контракт на запись, но мы сами не записывались. Играли сессионные музыканты. У звукозаписывающих компаний были продюсеры, которые приносили песни, написанные их друзьями. Там же были права на публикацию. Это была наглухо закрытая для всех ситуация.
Затем появились Beatles. Внезапно, компании стали искать группы со своими материалами. Вот, что на самом деле сделали Beatles. А сейчас, похоже, все возвращается к прежнему бизнесу. Людей причесывают для ролей. Но музыка все еще жива на гигах. Есть прекрасные группы. Они - наша надежда на будущее, пока их еще не умыкнули и не стали причесывать.
Есть и другая проблема: сами Zeppelin. Как новая хэви-рок группа смогла бы превзойти такое наследие? Led Zeppelin подняла планку так высоко, что даже Вы понимаете - достичь ее, похоже, невозможно?
Однажды я это прочувствовал, когда меня пригласили поехать на ARMS тур [1983] с Эриком и Джеффом. Там я понял, что в отличие от Джеффа и Эрика, у меня не было соло-карьеры. Саундтрак к Death Wish II [1982] - лишь одно нечто новое. А кроме него, у меня была музыка Zeppelin. Не было никакого смысла, чтобы кто-то другой пел «Stairway to Heaven». Я просто сыграл ее инструментально.
В каком-то смысле, Led Zeppelin была Вашей соло-карьерой. Вы затеяли эту группу, как двигатель Ваших идей о будущем рока, блюза и риффов.
Да, была. Но такие слова расстроят некоторых членов группы [смеется]. Я отдал все, что у меня было. Я не придерживал ничего для того и сего. Все, что у меня было, я вложил в Zeppelin, во всех смыслах. Правильно-неправильно, но так и было.
Насколько Джимми Пэйдж, который играл те песни в О2 в 2007 году, отличается от, или лучше, того, который исполнял их в семидесятые?
Вы меняетесь. Ваше основное нутро - нет. Джимми Пэйдж 2007-го так же любил и принимал жизнь, как он же 1957-го, 1967-го и, уж точно, 1977-го. Люди говорят, «Почему он не занялся собой, не превзошел прошлое и не стал бы величиной сам по себе?» Потому что я не хотел этого. Я делал то, что считал достойным, и этого было достаточно. Никто из Led Zeppelin - в особенности, я - не будет больше самой группы.
Довольно странно, что Led Zeppelin все еще управляет Вашей жизнью, даже сейчас?
Так и чувствуется, что группа все еще существует.
Вы все так же - лидер-гитарист самой лучшей группы в мире.
Я надеюсь, что сыграю Джимми Пэйджа лучше кого-угодно. Это же так важно, не правда ли? Пока я буду лучшим из всех Джимми Пэйджев, то все - в порядке.
▀