Итог Я завершаю этот разговор о духовности не столько оттого, что больше нечего сказать, сколько понимая, что и так получилось слишком длинно для задуманного изначально формата.
мы приехали в наш заполярный ботанический сад, и нас попросили подождать, сюда же приехал Протоиерей Мончегорский и Мурманский. ждали недолго. Владыко вышел, оглядел нас, и погладил внучек и девочек друзей, тихо сказал: Все девочки. девочки хорошо, девочки к миру. никогда ни до, ни после мне не доводилось видеть ТАКОГО взгляда: Он смотрел в душу, не в глаза. потом мы шли домой, и зять сказал: Я сегодня что-то узнал про жизнь, мне взгляд батюшки не забыть никогда. беден язык, лучше меня сказал Саптрем, описав взгляд Шри Ауробиндо, когда проходили люди мимо сидящего Шри. думаю, он испытал то же чувство. для меня это - вершина духовности, недостижимой, увы, но в молчаливом стремлении к ней просто надо окрасить сердечностью все посылы вешнему миру, так я думаю. самая сердечная признательность вам за этот разговор с нами.
Мне показались особенно интересными у Вас два момента: 1) связь с постмодернизмом; 2) помещение духовности на некий более высокий уровень сознания.
Я думала, что популяризации понятия "духовность" способствовала "смерть Бога" - т.е., утрата христианством его господствующего положения в обществе. Образовавшийся вакуум надо было чем-то заполнить, вот и появилась духовность. Но Ваше замечание, что именно идеология постмодернизма привела к небывалому "разброду и шатаниям" в этой области, кажется мне верным.
Что же касается второго, то мне кажется примечательной сама пространственная метафора: то, что мы мыслим собственную психику по образу и подобию физического пространства, где есть верх и низ.
Пустоту, возникшую после "смерти Бога", заполнили идеологии, в первую очередь коммунизм, фашизм, утилитаризм и либерализм. Во второй половине XX века, когда пассионарность этих систем подисчерпалась и не просто перестала увлекать, но вызывала у многих, переживших страшную войну, отторжение, возник постмодерн. Он провозглашал не только смерть бога, но и смерть идеологий. Я понимаю, что Вы имеете в виду, говоря "идеология постмодернизма", но это некорректное высказывание (извините за занудство). Постмодернизм развенчивает, деконструктивирует любую вертикальную структуру. В рамках этого мировоззрения нет идей, которые лучше или истиннее других, поэтому идеология с постмодернизмом сочетаются так же плохо, как атеизм с религиозностью.
Я наше время называю постутилитаризмом (как раз пишу сейчас об этом статью). Утилитаризм - это рационалистическая система, базу которой составляет здравый смысл. Сейчас рушится и этот последний оплот какой-то стабильности и порядка. Наступает время, когда что
( ... )
//возник постмодерн. Он провозглашал не только смерть бога, но и смерть идеологий.//
Вот никак не могу согласиться. Да, постмодернизм, точнее, его адепты и идеологи желают, чтобы все именно так и думали. Но на деле, наоборот, происходит установление глобальной максимально тоталитарной идеологии, но такой, чтобы она была не видна, но люди сами принимали ее как должное, хотя она противоречит всему их существу. Примерно так, как последние две тысячи лет происходил переход от откровенного рабовладения к все более изощренным степеням закабаления, когда раб сам радостно надевает на себя ошейник и отдает поводок рабовладельцу, считая, что он заключил необыкновенно выгодную сделку. Неужели вы этого не замечаете?
Нет, если честно. Возможно, разница в трактовке терминов, но если понимать слова "тоталитарность", "рабство", "свобода" в их общепринятом смысле, то в моей картине мира всё происходит почти наоборот. Не всегда ровным восходящим образом, рывками со взлётами и падениями, но общий тренд обратный тому, что вы описываете.
"С особой остротой это можно почувствовать глядя на природный пейзаж с высокой точки. И не так важно, будет ли это лес, берег моря, пустыня или тундра. Это всегда действует на того, кто обладает даром перехода на уровень вверх, кто резонирует с изменением масштаба целостности"
Подобные мысли и мне приходили в голову при размышлении над смыслом другого девальвированного понятия, "величие".
Я прочитал. Со многим согласен. Вообще в языке используется очень много пространственных категорий, описывающих не имеющих никакого отношения к физическому трёхмерному миру. Например, близкие и дальние родственники, близкие люди, широта взглядов и т.д. Если интересно, я могу показать, как ментальное пространство связано с физическим, в чём состоит общий принцип.
Comments 8
ждали недолго. Владыко вышел, оглядел нас, и погладил внучек и девочек друзей, тихо сказал: Все девочки. девочки хорошо, девочки к миру.
никогда ни до, ни после мне не доводилось видеть ТАКОГО взгляда: Он смотрел в душу, не в глаза.
потом мы шли домой, и зять сказал: Я сегодня что-то узнал про жизнь, мне взгляд батюшки не забыть никогда.
беден язык, лучше меня сказал Саптрем, описав взгляд Шри Ауробиндо, когда проходили люди мимо сидящего Шри. думаю, он испытал то же чувство.
для меня это - вершина духовности, недостижимой, увы, но в молчаливом стремлении к ней просто надо окрасить сердечностью все посылы вешнему миру, так я думаю.
самая сердечная признательность вам за этот разговор с нами.
Reply
вот тебе и к миру....
Reply
Мне показались особенно интересными у Вас два момента: 1) связь с постмодернизмом; 2) помещение духовности на некий более высокий уровень сознания.
Я думала, что популяризации понятия "духовность" способствовала "смерть Бога" - т.е., утрата христианством его господствующего положения в обществе. Образовавшийся вакуум надо было чем-то заполнить, вот и появилась духовность. Но Ваше замечание, что именно идеология постмодернизма привела к небывалому "разброду и шатаниям" в этой области, кажется мне верным.
Что же касается второго, то мне кажется примечательной сама пространственная метафора: то, что мы мыслим собственную психику по образу и подобию физического пространства, где есть верх и низ.
Reply
Я немного разовью момент с постмодернизмом.
Пустоту, возникшую после "смерти Бога", заполнили идеологии, в первую очередь коммунизм, фашизм, утилитаризм и либерализм. Во второй половине XX века, когда пассионарность этих систем подисчерпалась и не просто перестала увлекать, но вызывала у многих, переживших страшную войну, отторжение, возник постмодерн. Он провозглашал не только смерть бога, но и смерть идеологий. Я понимаю, что Вы имеете в виду, говоря "идеология постмодернизма", но это некорректное высказывание (извините за занудство). Постмодернизм развенчивает, деконструктивирует любую вертикальную структуру. В рамках этого мировоззрения нет идей, которые лучше или истиннее других, поэтому идеология с постмодернизмом сочетаются так же плохо, как атеизм с религиозностью.
Я наше время называю постутилитаризмом (как раз пишу сейчас об этом статью). Утилитаризм - это рационалистическая система, базу которой составляет здравый смысл. Сейчас рушится и этот последний оплот какой-то стабильности и порядка. Наступает время, когда что ( ... )
Reply
//возник постмодерн. Он провозглашал не только смерть бога, но и смерть идеологий.//
Вот никак не могу согласиться. Да, постмодернизм, точнее, его адепты и идеологи желают, чтобы все именно так и думали. Но на деле, наоборот, происходит установление глобальной максимально тоталитарной идеологии, но такой, чтобы она была не видна, но люди сами принимали ее как должное, хотя она противоречит всему их существу. Примерно так, как последние две тысячи лет происходил переход от откровенного рабовладения к все более изощренным степеням закабаления, когда раб сам радостно надевает на себя ошейник и отдает поводок рабовладельцу, считая, что он заключил необыкновенно выгодную сделку. Неужели вы этого не замечаете?
Reply
>> Неужели вы этого не замечаете?
Нет, если честно. Возможно, разница в трактовке терминов, но если понимать слова "тоталитарность", "рабство", "свобода" в их общепринятом смысле, то в моей картине мира всё происходит почти наоборот. Не всегда ровным восходящим образом, рывками со взлётами и падениями, но общий тренд обратный тому, что вы описываете.
Reply
Подобные мысли и мне приходили в голову при размышлении над смыслом другого девальвированного понятия, "величие".
Reply
Я прочитал. Со многим согласен. Вообще в языке используется очень много пространственных категорий, описывающих не имеющих никакого отношения к физическому трёхмерному миру. Например, близкие и дальние родственники, близкие люди, широта взглядов и т.д. Если интересно, я могу показать, как ментальное пространство связано с физическим, в чём состоит общий принцип.
Reply
Leave a comment