Задали тут мне вопрос, на который в двух словах не ответишь. Попробую ответить насколько получится.
IP-телефония: экскурс в историю.
В начале двухтысячных, пока городские АТС не начали масоово переходить на IP-телелефонию эти две системы существовали сугубо параллельно. И если система IP-телелефонии быстро разрослась до общемирового размера (с возможностью звонка по адресу SIP://user@host) то "традиционная" по понятным причинам была фрагментирована на анклавы размером максимум в государство разделенные совершенно ломовыми тарифами. Но поскольку хоть охват и был большим, количество пользователей большим не было и основная проблема состояла в том чтобы как-то попадать из этой системы в обычную телефонию, ибо основное количество точек назначения было именно там. Проблему начали решать посредством шлюзов где "облачный" трафик переходил в "обычную" телефонную сеть, сиречь "опускался на землю". Поначалу любительские, "потому что могли", обычно действующие на ту область где звонки для них были либо бесплатными либо очень дешевыми. И соответственно зная такие точки в нескольких городах (и странах) можно было звонить практически на халяву откуда угодно. На этом и появились первые операторы IP-телефонии, которые зарабатывали деньги просто зная как позвонить на халяву куда угодно (ну почти). Народ тоже понял что на этом можно делать деньги и стали продавать время на самодельных транках. Ну как транках: вот есть завод в Мухосранске, у него есть 5 телефонных номеров но на него приходит шланг Е1 в на 30 каналов. Местные телефонисты переводят 10 из них в outbound-only, вешают туда 10 шлюзов с астериском и выставляют на продажу трафик через него "по $0,05/m в телефонной зоне Мухосранска". IP-телелефонные компании у них этот трафик покупали и у них появлялось направление "Мухосранск - $0,07". Довольно быстро появились биржи, где такие точки выставляли на продажу лоты вида "10 минут в телефонную зону Мухосранска за $0,5". У каждой был свой рейтинг, где подбивалось качество связи, надежность соединения, колическво потоков и загрузка (определяющие шанс нарваться на "занято"), которые тоже влияли на цену. Соответственно можно было выбирать по соотношению цена -рейтинг. Бизнес начал оживляться :-) охват быстро рос а цены на направления где было много точек заземления быстро падали. Процесс автоматизировали, появились роботы выдающие поправки к рейтингу, по результату израсходования лота, роботы - брокеры, умеющие покупать трафик на бирже по заданным критериям, и роботу корректирующие маршрут "исходя из текущей ситуаци". Их настройку давали покрутить пользователям, например в SipNet-е можно было настраивать критерии выбора точки заземления, типа "по наилучшей связи", "по наименьшей цене" или "по лучшему соотношению". В результате при правильной настройке всего стала возможна ситуация когда при звонке на неизвестное направление роботы успевали за время соединения сходить на биржу, купить порцию трафика по нужному направлению, настроить туда маршрутизацию и отправить звонящего по свежеобразованному маршруту.
В обратную сторону естественно тоже было, но тут телефонные компании решали как могли, обычно покупая телефонные номера в городах и вешая на них автоответчик вида "наберите в тоновом режиме номер куда хотите позвонить". У некоторых кстати до сих пор есть. Наверное это было золотое время IP-телефонии, в ларьках продавались карточки "звонки в Америку по 50копеек", и вот это вот все.
Но кончилось все как водится хреново, городские АТС начали переходить на IP-телефонию требующую сильно меньше спецаппаратуры, и начали на новом оборудовании сертифицироваться, в результате чего IP-телефонные системы начали признавать "настоящими". Тут-то и оказалось что ставя IP-АТС ты ставишь полноценную телефонную станцию даже с официальным статусом, потому что "у МГТС в октябрьском районе такая же". Ну а дальше пришли регуляторы и всех зарегулировали. В разных странах процесс шел с разной скоростью, но в результате прошел везде, в результате имеем что имеем. С одной стороны попадание в номерную емкость сильно упростилось на и стоимость направлений изрядно снизилась, но с другой стороны появился известный треугольник из недобрых цен, официального статуса и неебической горы бумаги. Выбор пока еще есть, но как раньше по простому зарегистрироваться-настроить-позвонить уже не получается.
Как-то так. Буду благодарен если участники событий меня поправят/дополнят.