Данная статья о работе с Микростоками предназначена для людей, которые до сих пор с ними не сталкивались или только начинают свою деятельность на данном поприще.
Я надеюсь, что ответы на рассмотренные ниже вопросы смогут в полной мере помочь людям, которые решили присоединиться к микростоковому бизнесу.
Все возникающие вопросы прошу задавать в комментариях к этому посту или по контактам, приведенным в конце текста.
Для удобства, подпишитесь на уведомления о новых комментариях - это позволит Вам следить за ответами на вопросы остальных участников.
________________________________________
Что такое фотобанк?
Фотобанк или фотосток выполняет роль комиссионного магазина, в котором фотографы и иллюстраторы размещают графические изображения предназначенные для продажи. Современные фотостоки представляют собой обширные интернет-хранилища изображений (фотографий, векторных иллюстраций, видео и музыкальных клипов) различной тематики. В данной статье мы будем говорить о микростоках, так как есть еще макро, но это уже совсем другая история.
За продажу каждой картинки фотограф получает определенную плату, которая зависит от условий конкретного стока. Картинка на различных микростоках стоит от пары десятков центов до несколько долларов, а фотограф получает с каждой её продажи определенный процент, но имеет при этом право продавать её бесконечное количество раз.
Что мне дает работа с фотостоками?
Многие фотолюбители ищут возможность реализовать свой творческий потенциал, но очень слабо представляют, каким образом это можно сделать. Некоторые выставляют свои работы на различных “фотосайтах” и с вожделением ждут, пока их кто-то прокомментирует. Это тоже путь, но ведет он лишь к уверенности в себе и возможно к полезным знакомствам. Что дают вам стоки? Как минимум то же самое. Но помимо творческой реализации, сотрудничество с фотобанками дает возможность зарабатывать деньги. Еще одним немаловажным плюсом является то, что работа со стоками непременно повышает Ваш профессиональный уровень. Некоторые могут заметить, что на “фотосайтах” тоже можно повышать свою квалификацию. Да, конечно. Но темпы будут совершенно не такие, как при условии, что Вам за это платят. ;)
Что нужно для сотрудничества с фотостоками?
В первую очередь стоит спросить себя: “Оно мне надо?” Если Вы считаете, что это легкий способ заработать на Бентли, тратя при этом по 2 часа в день - можете дальше не читать, и мечтать дальше. Выставляя на второсортные стоки случайные “снепшоты”, Вы не получите ничего, а только попусту потратите время и силы. Как и любое дело, работа со стоками требует упорства, опыта и определенных знаний. Тем не менее, основное, что требуется - минимальное техническое оснащение (если Вы фотограф) и желание учиться и совершенствоваться.
Но одного желания мало, необходимо еще зарегистрироваться. Для регистрации в некоторых фотобанках у вас попросят отсканированный (сфотографированный) ID. Это может быть ваш действующий паспорт или водительские права. Для жителей Украины и России это обязательно загран. Не стоит начинать работать со стоками, если вас смущает необходимость посылать копию паспорта, так же как не стоит пытаться подделывать скан документа, исправлять даты рождения и тд.
Подробнее о регистрации и собственно самих фотостоках будет написано ниже.
На каких условиях стоки сотрудничают с фотографами?
Во-первых, сразу поправимся. Говорить, что фотограф продает через фотобанк фотографию, это не совсем правильно. Продать цифровую фотографию как таковую нельзя, но можно продать права на ее использование. С некоторыми стоками фотограф может сотрудничать эксклюзивно. В этом случае он передает конкретному банку права на продажу всех своих работ (как сделанных раньше, так и тех, которые будут сделаны в будущем). Выставлять свои фотографии на продажу в каком-либо другом месте фотограф больше не имеет права.
На каких условиях будет продаваться то или иное изображение - зависит от традиций конкретного фотобанка, а также от того, на каких условиях готов продавать свою работу ее автор. Существуют основные типы лицензирования, схожие на различных стоках:
- - Exclusive Buyout: купля-продажа всех прав на изображение. Иными словами, покупатель платит большие деньги, получая взамен эксклюзивное право на использование изображения и может делать с ним все, что взбредет в голову, если это не противоречит заранее оговоренным правилам. Подводный камень подобной покупки в том, что покупатель никогда не может быть полностью уверен, что эта или другие подобные фотографии из той же фотосессии не были куплены раньше. Выкладывая свою работу для эксклюзивной продажи, фотограф должен убедиться, что не продавал эту или похожие фотографии на других фотостоках. В противном случае можно дорого поплатиться.
- - Right Managed: купля-продажа неэксклюзивного права на разовое использование эксклюзивного изображения. По-русски: покупатель получает возможность использовать некую картинку в своем проекте, сообщая стоку, где, как и в каких количествах она будет напечатана / наклеена / показана и т.п. Учитывая, что изображение продается только на этом стоке и все покупатели сообщают, где они ее пользуют, резко снижается возможность всяческих недоразумений (например, когда разные фирмы рекламируют свой товар, используя одну и ту же фотографию).
- - Royalty Free: купля-продажа неэксклюзивных прав на многоразовое использование изображения в различных проектах. Иными словами, покупатель платит относительно небольшие деньги, получая возможность многократно пользовать картинку в рамках определенных условий и тиражей (как правило, запрещено коммерческое использование). Одновременно с тем картинку могут использовать сотни или даже тысячи людей по всему миру.
- - Extended (расширенная) Royalty Free: купля-продажа неэксклюзивных прав на многократное использование изображения в коммерческих целях. Похоже на предыдущий пункт, но дает дополнительные возможности. Стоимость такой карточки варьируется в среднем от 20 до 50 вечнозеленых.
Всё, написанное в дальнейшем, о работах с фотобанками, будет писаться именно о банках, продающих изображения по последним двум лицензиям. Почему о них - потому что именно эти лицензии дают фотографам и иллюстраторам возможность легально продавать одно и то же изображение по многу раз хоть каждый день.
Кто покупает изображения на фотостоках?
Представим себе, что где-нибудь в Новой Гвинее сидит волосатый дядька и рисует оформление коробки с натуральным кокосовым молоком. Что нужно на коробке с кокосовым молоком? Правильно, такой же, как и дядька, волосатый кокос. Но лениво дядьке идти за кокосом, и фотоаппарата у него нет, да и вообще он не фотограф, а всего лишь дизайнер. И тогда дядька заходит в фотобанк, ищет там подходящий кокос, выбирает подходящие условия и покупает права на его использование. В итоге все сыты и довольны: заказчик получил дизайн коробочки, дядька - гонорар от заказчика, фотобанк - деньги, автор изображения кокоса - комиссионные от фотобанка.
Учитывая, что ежедневно всевозможные упаковки, журналы, каталоги, рекламные буклеты и просто информационные плакаты оформляют тысячи дизайнеров по всей планете, можно с уверенностью сказать, что торговля на стоках не дремлет. Покупают все, что может быть использовано в вышеперечисленных или каких-либо других целях. Если оглянуться вокруг, то стоковые изображения можно обнаружить где угодно. Ваш рынок - весь мир! И это не преувеличение ;) Среди всего этого разнообразия обязательно будут и ваши карточки! И это очень здорово, когда ты видишь свою работу “в действии” ;) Когда ты знаешь, что то, чем ты занимаешься - востребовано!
Какие изображения принимаются фотостоками?
Многое зависит от фотобанка. “Продвинутые” стоки, еще их называют “Большая пятерка”, предъявляют к принимаемым изображениям довольно жесткие требования, в то время как многие “непродвинутые”, грубо говоря “Малая пятерка”, берут все, порой закрывая глаза на качество, лишь бы заполнить базу.
Во всех фотостоках карточки, прежде чем поступить в продажу, сначала подвергаются проверке инспекторами. Этот процесс может занимать от получаса и до двух недель, в зависимости от банка. Случается так, что половину не берут по каким-то причинам, о которых обычно сообщают автору, т.е. Вам. Но даже то, что приняли, далеко не всегда продаётся. Как не тратить лишнее время на создание и атрибутирование (прописывание названия, описания и ключевых слов к изображению) того, что не возьмут или не смогут продать? Необходимо знать о следующих правилах:
- - Все фотографии и иллюстрации, от начала и до конца, должны быть сделаны Вами. Все, без исключений.
- - Изображение должно быть хорошим. Довольно абстрактное определение, но оно ясно отражает суть. Для того, чтобы фотография не только появилась в вашем портфолио, но и успешно продавалась - недостаточно сфотографировать мыльницей со встроенной вспышкой лицо своего друга или любимого кота, спящего в кресле. Хорошее изображение - это совокупность идеи, правильно выбранных объектов съемки или моделей, композиции, освещения и множества других факторов, которые и придают фотографии ту самую индивидуальность и неповторимость. Всегда, перед тем как выставить какую-то работу на продажу, думайте о том, кто и зачем может её купить. Если Вы не в состоянии ответить на эти вопросы - Вы зря потеряете время на обработку, атрибутирование, загрузку, и в результате вашу карточку в худшем случае нигде не примут, а в лучшем она будет бесполезно висеть у вас в портфеле и никто её не купит. Однако, даже если она выполняется вышеперечисленное, изображение не возьмут, если не соблюдены основные технические требования. Отсюда пункт второй:
- - Увеличиваем изображение до 100%, можно и до 200%. Что мы должны увидеть? Или наоборот, чего мы видеть не должны? Это шумы, артефакты сжатия, хроматические аберрации и сильный искусственный “блюр”. На фотографии должен быть четкий фокус и достаточное ГРИП, корректная экспозиция и баланс белого, правильное кадрирование. Исключение можно сделать лишь в случае преднамеренного художественного эффекта. Но на все воля инспектора ;). Ему решать, казнить или помиловать. Иными словами, качество должно быть максимальным или близким к этому.
- - Для фотографий стандартным форматом является JPEG, 300dpi. Фотографии, которые Вы собираетесь отправить в фотобанк, должны быть сохранены в максимальном качестве и размере. При этом искусственное увеличение размера запрещено. Если карточка немного шумновата или чуть-чуть нечёткая, стоит её немного уменьшить (это немного ее улучшит), но не меньше, чем до 4-х МегаПикселей (2000x2000px). При съёмке всегда выставляйте в настройках аппарата максимальный размер и максимальное качество. Если Ваш аппарат умеет снимать в RAW - снимайте только в RAW, а не в JPEG, так как любая лишняя компрессия отрицательно отразится на техническом качестве изображения. Я всю обработку делаю в TIFF, 16bit и лишь финальное изображение сохраняю в JPEG.
- - Что касается векторных изображений. Для загрузки файлов вам понадобится исходник картинки в векторе и растровый preview картинки. Превью необходимо делать достаточно большим (около 4000*4000px, 300dpi), чтобы он сразу подходил и для тех стоков, в которых пока нет загрузки вектора. Векторный исходник должен быть ОБЯЗАТЕЛЬНО в формате EPS Illustrator 8.0. Файл в исходнике не должен содержать шрифтов (большинство банков просто не примут работу), все пути (paths) должны быть замкнуты, а все кисти и незамкнутые пути, имеющие ценность для композиции, должны быть конвертированы с помощью команды Image -> Expand. Некоторые стоки так же дают возможность добавить альтернативные форматы, такие как .TIFF, .AI и даже .CDR. Стоит ли с этим заморачиваться - решать Вам.
- - Если на фотографии есть различимые лица, вам понадобится разрешение на продажу от этих людей (на стоковом сленге это называется модел-релизом). От каждого человека, лицо которого есть в кадре. Даже если на фотографии Вы сами, надо подписать самому себе разрешение на продажу, и ещё взять на него подпись свидетеля. Если вы снимаете детей, документ должен содержать данные и ребёнка, и кого-то из родителей или опекунов. Скачать образцы документа всегда можно в самих фотобанках или спросить здесь. Никогда не продавайте фотографии людей без такого разрешения.
- - В кадре не должно быть никаких логотипов, торговых марок и запатентованных дизайнов. Фотографии человека в майке с надписью Chanel или логотип BMW нигде не пройдут. Если надпись небольшая, ее можно попытаться затереть, но лучше думать об это до съемки, а не во время обработки. Не отсылайте фотографии рисунков, картин, уникальных татуировок, игрушек, скульптур и памятников. Это все - объекты авторского права. Вам придётся подписать самому себе Property Release, документ, аналогичный Model Release, но относящийся не к людям, а к объектам. Скачать его также можно из любого фотобанка.
- - Будьте осторожны с фотографиями, которые могут быть расценены как насильственные или оскорбительные. При любых съёмках ню всегда делайте фотографию или скан паспорта модели, чтобы было видно, что модель - совершеннолетняя. Также рекомендуется сфотографировать модель с паспортом и подписанным релизом в руках, для уверенности.
- - Перед отправкой в фотобанк изображение должно быть правильно атрибутировано. Атрибутированием изображения называют прописывание следующих полей в File Info изображения:
- Title - название изображения;
- Description - краткое описание того, что изображено;
- Keywords - ключевые слова, описывающие изображение.
Эти данные в дальнейшем считываются стоками и предназчначены для поиска покупателями интересующих их карточек.
Можно также заполнять эти поля непосредственно на сайте фотобанка - везде есть соответствующие формы. Без них изображение не попадет на проверку к инспектору.
Следует избегать соблазна вставить в описание как можно больше ключевых слов, особенно если они мало относятся к изображению. Это называется спамом, за него наказывают и могут не принять работу. Оптимальное количество - около 50 слов. Отдельной темой являются ключевые слова в карточках для экзамена - там стоит остановить свою фантазию на 10 самых значимых, чтобы не спровоцировать реджект от инспектора. Если с фантазией плохо, то можно прибегнуть к подсказкам от двух ресурсов: http://www.microstock.ru/keywords.html и http://arcurs.com/keywording/rus/.
Атрибутирование можно выполнить с помощью Adobe Bridge, Photoshop, Lightroom или другим удобным для Вас способом. Для загруженных изображений на самих стоках следует выбрать правильные категории. - - Если фотобанк предъявляет какие-либо дополнительные требования, все они должны быть выполнены.
Какие изображения пользуются популярностью на фотостоках?
Ответ может оказаться неожиданным. Любые. Но только те “любые”, которые отличаются добросовестным исполнением и качеством. По большому счету, деньги будет приносить все, что можно использовать в рекламе. Наиболее популярные темы не меняются: люди в бытовых ситуациях, бизнес-дяди и бизнес-тети в деловой и не очень обстановке, добродушные доктора в зеленых халатах, дети с лучезарными улыбками, девушки в нижнем белье и без онного, предметы, изолированные на белом фоне (практически любые), еда и напитки, концептуальные изображения и т.д. и т.п.
Отличная статья по фотографиям на эту тему есть на
iStockphoto:
http://www.istockphoto.com/article_view.php?ID=146&Page=1 По вектору: "iStockphoto - Обучающее руководство для иллюстраторов"
http://russki.istockphoto.com/illustrator_7.0_neededfiles.php?SearchLang=RU Перед тем, как фотографировать, задавайтесь вопросом: "нужно ли оно кому-нибудь?". Я по-началу этого не делал и слал карточки из архивов, которые мне нравятся, которые красивые, но к сожалению не стоковые. Их брали, но они висят мертвым грузом и разве что на
Shutterstock продались пару раз. Время, которое я потратил на их обработку, того не стоило.
Стоковое изображение - то, которое цепляет. Которое хочется купить, скачать, сохранить себе. Это всегда высокое качество - техническое и композиционное. И еще лучше, когда оно несет какую-либо смысловую нагрузку.
Очень часто это что-то яркое, сочное, живое, позитивное в конце концов. Ведь если исходить из того, что чаще всего на стоках покупают карточки для рекламы (хотя на самом деле не только), можно понять, что нужно что-то такое, что будет радовать глаз и располагать к себе ;)
Очень хорошо пользуются спросом всякого рода концепты. Темы для них можно брать на самих стоках, когда Вы, после загрузки карточки, проставляете ей категории. Во всех фотобанках есть раздел категорий "Concept", и в нем есть подтемы. Дальше можно делать все, что Вашей душе угодно - идея у Вас есть!
Еще один способ выяснить, что пользуется спросом, это смотреть на топ продаж по каждому стоку. Смотреть идею, но не в коем случае не копировать, или, другими словами, воровать! Это не хорошо, не этично и за это могут наказать. Это может дать Вам толчок, но не более.
Если на карточке изображены люди, они должны "быть актерами", должны играть, а не тупо сидеть и смотреть в объектив. Хотя конечно и такое может кому-то понадобиться. Более востребованы положительные эмоции, потому что, опять же, люди тянутся к жизнерадостному и светлому, а не к грустному и мрачному.
В кадре не должно быть ничего лишнего. Это и из области композиции и просто из здравого смысла. Карточка с телятами, на айсе - тому пример. Зачем дизайнеру грязный хлев, в котором живут эти телята? Кого он привлечет такой картинкой? Абсолютно никого! А вот их чистые мордашки - это же совсем другое дело! Они милые, добрые и привлекательные :) Но даже после кадрирования у этой карточки проблемы с освещением, а точнее с тенями на этих самых мордашках.
Изображение обязательно должно быть "хорошо" освещено. Не в смысле "много света", а в смысле "отлично": нет сильных перепадов теней и света, нет просто затененных участков на главном объекте и т.д. Исключение можно делать только тогда, когда свето-теневой рисунок изначально таким задумывался.
О минимальном комплекте освещения для фотографа можно почитать вот здесь:
http://nejron.livejournal.com/39358.html Но самым главным правилом, пожалуй является следующее: Вы должны делать то, что Вам нравится, можно сказать "с любовью". Чтобы это ни было. Когда вы вкладываете в карточку кусочек своей души, тогда она понравится не только Вам, но и покупателям и ее обязательно купят ;) Если Вы конечно не напартачите с качеством :)
Как получить деньги, заработанные на фотостоках?
Moneybookers :
https://www.moneybookers.com/app/?rid=6664857Регистрируетесь у них на сайте. Добавляете валютную банковскую карточку Visa Classic или банковский счет. Заказываете вывод денег на зарегистрированный e-mail. Для регистрации понадобится загранпаспорт или водительские права международного образца.
PayPal : Аналогично Moneybookers, но, к сожалению, полноценно не работает с бывшими странами СНГ. Можно только отправлять платежи, а принимать НЕ ПОЛУЧИТСЯ.
MasterCard Payoneer : Такой способ выплаты существует пока только на
iStockphoto и
Dreamstime. Регистрируетесь на сайте
https://www.payoneer.com по ссылке с iStockPhoto (в разделе "Request payment of earnings") или с DreamsTime (отсюда:
http://www.dreamstime.com/payoneer.php?step=2 ). Вам почтой присылают дебитную пластиковую карточку MasterCard на которую вы выводите деньги с этих банков. Достаточно одной карты на оба банка.
Этот способ сгодится как дополнительный канал вывода денег. Благодаря этой карте удобно расплачиваться через терминалы. Обналичивать же в банкомате выходит дорого. Ни в коем случае нельзя пробовать вывести сумму больше той, которая есть на карте - банкомат съест карточку.
Чек почтой : Заказываете чек на свой почтовый адрес. Чек шлют в течение 2 недель. После получения относите его в банк на инкассо. Через 40 дней получаете деньги.
Moneybookers является оптимальным вариантом.
На электронный счета деньги приходят в течении 3-5 рабочих дней + еще пару дней на ваш бансковский счет.
У каждого фотобанка свои лимиты на вывод денег, кто-то дает выводить любую сумму, кто-то выплачивает начиная с 50 долларов, кто-то переводит в начале месяца.
С какими фотостоками работать?
Теперь, когда мы определились что и как продавать, осталось выяснить, где это делать.
Выше упоминалось разбиение на “Большую” и “Малую” пятёрки микростоков. Называются они так по простой причине: “Большая пятерка” приносит большой доход авторам и обладает большими базами изображений, другими словами - отлично держится на плаву. Сюда стоит регистрироваться в первую очередь. Это:
“Малая пятерка” - это стоки чуть по-меньше. У них и обороты по-меньше, и на рекламу они тратят меньше средств. Но они тоже как-то продают. А это нам только на руку.
Классификация на “крутые” и “не очень” - это здорово. Но не все сразу.
Во-первых, стоит помнить, что на многих стоках существуют вступительные экзамены, завалив которые, вы на некоторое время окажетесь, так сказать, не у дел (сроки разные, но обычно от нескольких дней до трех месяцев). Поэтому первым делом имеет смысл попробовать свои силы там, где экзамен не нужен.
Ниже будет приведено название банка и ссылка для регистрации, которая укажет банку, что Вас привёл туда именно я. Если Вы чувствуете, что эта статья каким-то образом смотивировала Вас на работу с фотобанками, обяснила то, чего вы раньше не знали или не понимали и Вы хотите выразить мне благодарность - зарегистрируйтесь именно по ней. Вам это ничего не будет стоить, а фотобанк в этом случае будет мне переводить небольшой процент с Ваших будущих продаж (не за Ваш счёт, ни в коем случае, а из той части, которую получает сам банк).
Если же вы планируете быть покупателем на стоках, то Вы также окажете мне услугу, зарегистрировавшись таким способом. Заранее Спасибо!
Итак фотобанки без экзаменов:
На FL и DT стоит регистрироваться в первую очередь
Если проверки на перечисленных выше стоках вы прошли сразу, на первых двух из них ваши фотографии реджектят до смешного редко и вы уверены в своих силах, смело выбирайте лучшие из своих работ и идите на экзамены сюда:
Вот пожалуй и все, кто достоин внимания на микростоковой арене. Если ситуация будет каким-либо образом меняться, статья будет редактироваться.
По-мимо этого, в ближайшее время я постараюсь рассказать более подробно о каждом фотобанке в отдельности.
Если Вы ещё сомневаетесь, стоит ли работать с фотобанками - попробуйте, не тяните. Попытка не пытка. Платить вам ничего не придётся, а вот заработать на этом вы вполне можете. Потребление изображений в мире растёт с каждым днём, и каждый день дизайнерам нужно что-то свеженькое и сочное. Это могут быть Ваши карточки, это должны быть они ;). По этому, чем раньше Вы начнёте работать в этой сфере, тем больше у вас шансов занять достойное место в этом бизнесе.
Если Вы решили зарегистрироваться, Вам нужна помощь в прохождении экзамена или Вы хотите проконсультироваться по поводу конкретных изображений
Связаться со мной можно следующим образом:
Viber: +38097-736- 26 и 16
ВКонтакте:
vk.com/alexroFacebook:
fb.com/rozhenyuk.aЗдесь не отвечаю.
Желаю всем удачи и процветания!