О лошадях и колёсах

Apr 13, 2019 04:05


Изобретение колеса -- одно из важнейших событий в истории транспорта. На телеге животное может везти в разы больший груз, чем на спине. Несмотря на это, вьючный транспорт сохранял позиции влоть до позапрошлого века. Когда в Англии строились первые железные дороги, там все еще существовала коммерческая перевозка грузов вьючными лошадьми: последнее ( Read more... )

Англия, экономика, история

Leave a comment

Comments 26

john_jack April 14 2019, 14:51:17 UTC
Спасибо, познавательно.
Повозки тогда те ещё были, конечно.

Reply

3seemingmonkeys April 15 2019, 04:20:31 UTC
это да, я думаю главная проблема в весе?
масса телеги составляла до 60% от массы груза (я брал 35%)
современный прицеп -- 20%

Reply

john_jack April 15 2019, 12:14:03 UTC
Вес важен на подъёме. По ровной дороге же больше всего мешает трение в под, извиняюсь, шипниках.
В середине двадцатого века железнодорожники(!) писали кипятком от восторга и экономии, распробовав замену букс скольжения на роликовые. А это были бронзовые вкладыши по шлифованным стальным шейкам, с постоянной смазкой хорошим маслом. Что же было у тех древних телег, где из всех материалов дерево, немного железа с качеством обработки "куйня" и по большим праздникам смазка жиром.
Кроме затрат мощности и меньшей скорости, это кстати ещё требует тупо большего сцепного веса животных, просто чтобы стронуть с места.

Reply

3seemingmonkeys April 15 2019, 13:59:04 UTC
с подшипниками тоже нюанс, трение дуб-дуб 0.2 (against the grain, и вроде даже без смазки) как и дуб-железо со смазкой, при разнице радиусов оси и колеса =20, превращается в 0.01. при сопротивлении качению на грунтовке средней паршивости =0.07 -- относительно небольшие потери... даже на брусчатке это "всего" 25-33%..
я думаю трение на оси становится более важным фактором чем вес телеги начиная с асфальта..
а на ж/д конечно подшипники первостепенную важность приобретают

Reply


vashu11 April 16 2019, 01:30:34 UTC
По поводу дорог - когда читал про бурлаков сразу заметил, что на Волге не было никаких навигационных знаков ( ... )

Reply

3seemingmonkeys April 16 2019, 04:33:56 UTC
в англии дороги находились в ведении приходов, денег на это не выделялось, только люди -- местные были обязаны отработать сколько-то дней в году. но они могли откупиться и эти деньги вероятно разворовывались. и дороги были понятно какие.

потом появились дорожные тресты и все резко изменилось. хотя на некоторых участках и это не помогло (видимо, где слабее конкуренция была).

разница между генералом и пехотинцем в 30 раз -- кажется нормальное соотношение)

Reply


semonsemenich May 9 2019, 12:04:21 UTC
Познавательно.
После подъёма следует спуск. Видимо, необходимость притормаживать на спуске скрадывала компенсирующий эффект.

Reply

3seemingmonkeys May 10 2019, 06:00:29 UTC
встречал такой пример: привязывали к телеге ветвистое дерево и на него садились чтобы затормозить спуск
я думаю под гору ехать было не легче или не намного легче чем по прямой

Reply

semonsemenich May 11 2019, 11:24:06 UTC
Ыих ты, как их ломало, сердешных...

Reply


Leave a comment

Up