Двойные посылы

Mar 27, 2013 02:33

Чаще всего упоминание о двойных посылах можно услышать в разговоре о шизофрении, о шизофреногенном поведении матери, провоцирующем развитие шизофрении у ребенка. Под шизофреногенным поведением подразумевается одновременно и приглашение к близости, и отталкивание ребенка. Вот один из известных клинических случаев, иллюстрирующих этот феномен:
"Молодого человека, только что вышедшего из острого приступа шизофрении, навещает в больнице его мать. Обрадовавшись ей, он импульсивно обнимает ее за плечи, на что она отвечает оцепенением. Он отводит руку, и она спрашивает: "Разве ты больше не любишь меня?" Он краснеет, а она говорит: "Милый, ты не должен так смущаться и стыдиться своего чувства". Пациент едва смог пробыть с ней несколько минут. Сразу же после ее ухода он напал на ассистента, и его пришлось связать…»
(G. Bateson, Steps to an Ecology of Mind, Ballantine Books, N.Y., 1972).

Мне бы хотелось взглянуть на этот феномен немного шире, посмотреть на двойные посылы в принципе, не только связанные с диадой «притяжение-отталкивание», и не только в рамках шизофрении Размышляя про застенчивость и ее «отягчающие обстоятельства», я уже привела в пример один из двойных посылов, с которым сама столкнулась в детстве:
- ты должен быть воспитанным и тихим, НО хочу чтобы на школьном фото ты был в первом ряду/играл главную роль в спектакле (и это твоя зона ответственности)
Наверняка многие из вас вспомнят и другие примеры двойных посылов - из своего детства или наблюдаемые в близком или далеком окружении. Я попыталась представить, что толкает людей транслировать ребенку противоречивые мысли. Как мне кажется, это сочетание неосознанности, непонимания собственных чувств и стремлений, и внешних ценностей, и так же неосознанно принятых социально-ожидаемых паттернов (кстати, они могут произрастать из детства самих родителей, то есть исходить от родителей родителей). Вот еще примеры:
- хочу, чтобы мы были друзьями, НО ты должен меня во всем слушаться
- хочу, чтобы ты мне все рассказывал, НО некоторые твои поступки считаю неприемлемыми и буду за них наказывать
Эти двойные послания - пример того, как родитель транслирует на ребенка свои противоречивые ожидания, не задумываясь о невозможности их интегрировать, особенно ребенку, который в принципе едва ли способен к интеграции. А подобные дилеммы, на мой взгляд, не разрешимы и для взрослого. В первом случае еще можно представить, что хорошо себя контролирующий и осознающий человек, не слишком застенчивый от природы, умеет в нужный момент притихнуть, а в другой раз и проявить себя, чтобы в нем заметили то, что считают нужным для выполнения вышеперечисленных задач А в остальном…дружба, в которой кто-то начальник, а кто-то подчиненный - это не дружба. Невозможно, не имея проблем с границами и инстинктом самосохранения, доверять человеку все, зная, что он что-то из этого не принимает и считает возможным управлять тобой.
Есть и другой вариант двойных посылов - это когда противоположная информация таится в словах и действиях родителя. Ни для кого, даже для самых незрелых и неосознанных родителей, не секрет, что «ребенок учится на примере, а не на словах», но тем не менее как часто получается что…
- родитель хочет, чтобы ребенок читал, но не читает в его присутствии (да и вообще)
- хочет, чтобы не воровал, но сам неуважительно относится к его собственности
- хочет, чтобы был щедрым, делился, а сам припрятывает вкусное, и хомячит в одиночестве, потому что «ребенок все равно не оценит», «если все съедят по чуть-чуть, никто не получит удовольствия» и тд.
- хочет, чтобы был опрятным, поддерживал чистоту, а сам убирается тяп-ляп, в глубине души этого не любит и воспринимает как долг.
Результат неизменен - это не работает. Ребенок продолжает делать как взрослый. А взрослый его ругает. И тот чувствует себя виноватым. Или не чувствует, если закрылся уже.
Кстати, нередко родители из желания «привить» ребенку какое-нибудь качество, начинают что-то делать вместе с ним - ходить по театрам-музеям, делать зарядку, надраивать полы и тд, и вроде бы проблема должна решиться - вот тебе и живой пример перед глазами. А вот фигушки! Ребенок не дурак. И прекрасно чувствует, когда что-то делается в воспитательных целях, а не искренне, и продолжает перенимать то, как у родителя с этим обстоит «на самом деле». Причем, чаще всего этого «на самом деле» и не осознает, а искренне считает, что родители - чистюли, книголюбы, альтруисты и интеллектуалы - ну в кого же я такой?! И возможно потом уже вырастет, посмотрит на «порядок» в родительской квартире, из которой уже уехал, на «интеллектуальный» досуг своих родителей перед телевизором…и все поймет. И тогда вина может смениться обидой. А может ничего этого он не заметит и не почувствует, но целей своих - воспитать ребенка, соответствующего своим ожиданиям, вряд ли удастся (если честно, ожидания вообще вредная штука).
Ну и что делать? Ведь я же не пишу о «плохих» родителях, чтобы перетереть и удовлетворенно вернуться в свою «правильную» жизнь. Мне кажется, у многих из нас найдется парочка-другая таких двойных посылов, особенно в связке слова-действия. Уж у меня, по крайней мере, точно. Из относительно недавних открытий - мои иллюзии по поводу семейного объединяющего обряда совместного приема пищи - за столом, на кухне, все вместе, за увлекательной беседой. Ну не работает это у меня, по крайней мере сейчас. По этому выход один - как говорится, «понять и простить». Разрешить СЕБЕ не соответствовать своим ожиданиям, смириться с тем, что ребенок «не приучится», не заведет с детства вожделенную привычку и не будет наслаждаться ей во взрослой жизни. Или по крайней мере с тем, что ты это ему не организуешь. Ну а после этого два пути - или жить так, как живешь, и не тяготиться этим. И не отправлять ребенку бесконечные двойные посылы, которые ему не под силу разрешить…или найти в себе внутренние ресурсы поменять это, только не ради ребенка, а ради себя. Или продолжать жрать на диване с планшетом, не синхронизируясь с остальными и перекусывая чем попало (и получать от этого удовольствие), или понять, что мешает собраться всем вместе, и решать эту проблему. И чтобы в радость, для себя, любимой ;)

А какие двойные посылы были в вашем детстве? Или с какими вы сталкиваетесь сейчас? Или транслируете сами?

человеконаблюдение, дети

Previous post Next post
Up