Интересно ли наше мнение?

Jan 10, 2014 00:06

Вчера все областные СМИ растиражировали анонс:
«С 10 января каждый житель Челябинской области может, не выходя из дома, дать свою оценку эффективности работы глав муниципалитетов и местных представительных органов.
На официальном сайте правительства Челябинской области размещен специальный баннер, пройдя по которому, можно принять участие в опросе. В ходе онлайн-голосования, которое продлится с 10 января по 31 марта, каждый желающий должен будет ответить, как с его точки зрения, отработали главы городских округов и муниципальных районов, насколько была эффективной деятельность депутатов, изменились ли в лучшую сторону транспортное обслуживание, качество автомобильных дорог, жилищно-коммунальные услуги и так далее».
Наиболее подробный анализ нового способа общения власти и народа был представлен на ozersk.ru. Тем не менее, «Сороковке» есть что добавить к уже сказанному.
Опрос состоит из 21 вопроса, из которых первые 5 позволяют дать общую характеристику респондента (возраст, пол, род занятий).
Далее респонденту предлагается ответить, удовлетворен ли он деятельностью главы муниципального образования, местного собрания депутатов, доверяет ли респондент им?
Но большая часть вопросов посвящена оценке гражданами состояния инфраструктуры в муниципальных образованиях. Все эти вопросы построены по принципу: «Удовлетворены ли Вы организацией транспортного обслуживания теплоснабжения, водоснабжения, электроснабжения, газоснабжения?» И только в вопросе о качестве автомобильных дорог предлагается уточнить причины неудовлетворенности: «большинство автомобильных дорог не имеет асфальтового покрытия, не организованы остановочные пункты общественного транспорта, отсутствуют или повреждены дорожные знаки: светофоры, разметка и другое, плохое состояние дорожного полотна (выбоины, просадки и иные повреждения) и т.д.
Не надо быть Нострадамусом, чтобы с точностью плюс-минус 5 процентов предсказать ответы на почти все вопросы. Какую-то полезную информацию организаторы опроса вряд ли получат.
Для чего же тогда проводится это голосование? Дело в том, что подобный опрос населения предусмотрен рядом федеральных нормативных актов, а также административным регламентом Челябинской области при подведении итогов социально-экономического развития муниципалитетов. Ранее такие опросы во всех муниципальных образованиях по поручению правительства области проводили социологические службы. В частности, насколько нам известно, в 2010-2012 гг. эту работу выполняла Лаборатория прикладной политологии и социологии Челябинского института Уральской академии государственной службы. Такие опросы - дело трудоемкое и, соответственно, весьма дорогое. Очевидно, с этого года правительство области решило сэкономить на социологах, предложив провести опрос в Интернете.
Решено, видимо, сэкономить и на объеме опроса. Старая, традиционная анкета содержала значительно больше вопросов, затрагивала более широкий круг тем. В частности, респондентов спрашивали, насколько для них открыта (доступна) информация о деятельности органов местного самоуправления. Организаторов вопроса интересовало мнение населения о состоянии сферы медицины, образования, культуры. Теперь, как видим, в правительстве области посчитали, что жителей не волнует ничего, кроме асфальта на дорогах. Как знать, может так оно и есть.
При этом для любого специалиста очевидно, что опрос в Интернете не будет являться репрезентативным. Возможно, точность оценок предполагается достичь за счет массовости. Однако, далеко не факт, что в Интернете проголосует большее количество народа по сравнению с традиционным анкетированием. Так, в Озерске в 2010-2012 году опрашивалось, в среднем, 302 человека. Владелец любого озерского сайта подтвердит, что численность интернет-аудитории, интересующейся общественно-политической жизнью в Озерске, не превышает этого числа. Что уж говорить о каком-нибудь …ском районе. К тому же теперь вне поля зрения опроса остается значительная часть горожан, не пользующихся Интернетом.
Почему мы так прицепились к этому опросу? Дело в том, что точность социологической оценки деятельности местных властей - вопрос далеко не праздный. Правительство области уверяет, что полученные данные станут основой для оценки эффективности деятельности глав.
Административный регламент, утвержденный Министерством экономического развития Челябинской области, предполагает оценку работы власти на основании двух источников. Первый - отчет главы администрации муниципального образования (кстати, Озерск еще ни разу не видел отчета своего главы, составленного по стандарту данного Административного регламента). Второй - тот самый социологический опрос. И пренебрегать его результатами не стоит.
В распоряжении «Сороковки» имеются данные оценки по всем муниципальным образованиям Челябинской области за 2010 и 2011. Некоторые показатели «по бумажному отчету» и «по оценке граждан» мы решили сопоставить. И вот какая получается картина:








Как видите, почти никогда оценка по официальному отчету не соответствует мнению граждан.
Так что «Сороковка» ответственно заявляет: чем точнее и аккуратнее будет проведен опрос жителей, тем точнее будет оценка, данная областными властями органам местного самоуправления.
Справедливости ради надо отметить, что есть в новом начинании и положительные стороны. Так, областное правительство обещает, что результаты будут обработаны и до 1 мая размещены на официальных сайтах муниципалитетов и Правительства Челябинской области. Хорошо бы. А то с 2008 года, когда начал осуществляться такой мониторинг, в открытом доступе находятся только данные за 2008, 2009 и 2011 годы, да и то - в формате сводного доклада, где обозначены только итоговые рейтинги без детализации. К тому же в сводных докладах отсутствует так называемая «4-я группа муниципальных образований», то есть «закрытые» города.
«Сороковке» удалось получить результаты опросов в ЗАТО за прошлые годы. Теперь мы будем с нетерпением ждать публикации свежих данных. Интереснейшая должна получиться динамика.

отчет, статистика

Previous post Next post
Up