Или кому делегировано право решать что можно показывать белорусу?
Списки запрещенных в Беларуси фильмов продолжают оставаться популярной темой в белорусском сегменте ЖЖ. Если опустить споры о художественной ценности запрещенных картин, то главными вопросами будут "Чьи оценки? Чье личное мнение?" дали основание Минкульту вынести такое решение. Чаще всего это были заключения структуры с суровым названием "Белорусской республиканской экспертной комиссии по предотвращению порнографии, насилия и жестокости".
Возглавляет РЭК
Фрольцова Нина Тихоновна, доктор филологических наук, профессор кафедры "Теории и методологии журналистики" журфака БГУ - согласно мнениям экс-студентов, преподаватель достаточно "абстрактной" квалификации. По информации в СБ за 2003г. Фрольцова также "
кандидат искусствоведения" - любопытно, для профессионального эксперта это достаточная квалификация или за прошедшее время председатель РЭК повысила уровень профпригодности?
"
Среди других членов комиссии - представители киновидеоискусства, педагоги, психологи, медики, сотрудники внутренних дел и таможни< >войдет представитель духовенства" - cогласно той же СБ. Никоим образом не возражаю против столь представительного форума делегатов профессий определяющих морально-этическое здоровье белорусской нации, но "сотрудник таможни" что там делает? Или оценка объекта исследования будет зависеть от способа пересечения таможенного пространства РБ? Также формулировка "представители киновидеоискусства" выглядит расплывчатой и туманной. Читаем далее, состав комиссии утверждается Советом Министров каждые три года, но вот вопрос: каков механизм отбора кандидатов? Кто конкретно формирует предложения вносимые в Совет министров? Хочется верить, что это прерогатива хотя бы соотвествующих госструктур, а не отдельного взятого чиновника.
По-мимо председателя Фрольцовой Н.Т. наиболее пропиаренным в СМИ представителем РЭК является Томашевский Владимир Николаевич, ответственный секретарь комиссии. После прочтения многочисленных интервью и комментариев есть желание пожалеть этого человека, у него очень тяжелая работа: "
Чтобы вынести правильное решение, приходится внимательно смотреть каждый фильм от начала до конца. Если честно, иногда доходит до тошноты. Спасает лишь то, что из разных уголков страны зачастую присылают одинаковые фильмы. Некоторые я знаю уже почти наизусть. В таком случае чтобы удостовериться, смотрю лишь пару кадров в начале, середину и конец". Он охотно рассказывает о своих тяжелых трудовых буднях и методах работы, раскрывает нам секреты мастерства: "
А давайте оценим какой-либо фильм< >Думаю, достаточно показать всего несколько кадров, и вы сами сделаете вывод относительно данного фильма. Итак, смотрим.< >Природа, служащая фоном, очень красива: "Технически снято все хорошо, камера стоит плотно, претензий к операторской работе нет, - говорит Владимир Николаевич. - Но сюжета как такового в фильме не имеется: встретились, разделись - и далее то, ради чего и был снят фильм. Однозначно порнография," - выносит свой вердикт эксперт, когда пошел крупный план. В принципе, для того, чтобы вынести решение, хватило всего нескольких минут просмотра. "Просто этот фильм мне уже попадался не один раз", - улыбается эксперт.< >Я как-то смотрел диск, на котором была сделана запись того, как снимается порнографический фильм, - продолжает эксперт. - То есть снимался фильм и параллельно снимались сами съемки. Теперь, видя порнографические кадры, я легко могу воссоздать в уме, как это все происходило на самом деле. Когда порноактриса, например, пока ее снимают ниже пояса, курит со скукой на лице".
Более того, ему похоже приходится работать за всю комиссию: "
Вот очередной DVD, присланный правоохранительными органами из Брестской области на экспертизу. Мне приходится давать порядка 400 таких экспертных заключений в год". Из контекста всех текстов следует что именно этот человек принимает решения (а согласно терминологии журналиста "эксперт выносит вердикт"), т.к. официальный представитель комиссии заявляет от первого лица "мне приходится". Грустно.....