Понятие и функции политических норм
В сфере политики (политической активности, деятельности) выступает много субъективных элементов. Помимо описанных выше ценностей мы имеем дело в ней также с политическими нормами. Выделение политических норм обосновано прежде всего необходимостью социального регулирования сферы политической практики. Исключительно большая активность разнородных социальных субъектов и прогрессирующая институционализация политической практики определяет потребность в последовательном регулировании, выявлении зависимостей, внедрении
232
образцов и схем поведения. Данные образцы (схемы), которые устанавливают отношения между средствами и политическими целями и характеризуют взаимоотношения между большими социальными группами, а также между данными группами и другими социальными образованиями, мы предлагаем называть «политическими нормами».
Такое определение политических норм не является общепринятым, поскольку до сих пор продолжается дискуссия о возможности придания конкретным социальным нормам дефиниции «политических». В дискуссии обнаружилось несколько подходов. Кроме исследований, склоняющихся к вычленению политических норм, есть и такие работы, в которых существование данных норм отрицается. Это вытекает из разнородности принятых концепций политики. В зависимости от той или иной дефиниции политики, политических отношений, политической практики либо возникает, либо исчезает возможность определения некоторого множества социальных норм как политических.
В литературе можно отметить несколько стратегий анализа социальных норм в целом. Помимо правового анализа, имеющего наиболее длительную традицию, проблематикой норм все чаще занимаются социологи, психологи и философы. На эти традиции опираются также политические науки. В политологических исследованиях и дискуссиях подходы, отрицающие существование специфических политических норм, обосновываются либо аргументом о том, что данные нормы растворяются (исчерпываются) в других социальных нормах (правовых, моральных, традиционных), либо указанием на трудности выделения специфически политических форм санкционирования норм. В обоих случаях аксиологический анализ политики должен рано или поздно привести к редукции проблем и ограничениям значимости познавательных вопросов. Ибо вместо важнейших проблем, определяющих политическую практику, мы получаем лишь средства, позволяющие распознать намерения участников политики и анализировать внеполитические средства, регламентирующие активность в сфере политики. Согласие с подходом, признающим существование политических норм, порождает потребность их выделения не только среди всех социальных норм, но и среди других аксиологических элементов политики.
Не входя в дальнейший анализ обеих групп подходов,
233
мы считаем, что политические нормы существуют, а также - в соответствии с ранее сформулированным тезисом - что их выделение возможно с точки зрения сферы регламентированных социальных отношений, выполняемых в ходе данной регламентации функций и специфики социальных (политических) санкций.
Специфика политических норм состоит в том, что они регулируют социальные отношения, возникающие в связи с функционированием больших социальных групп, реализацией их потребностей в целом и институционализацией массовой активности. Основными сферами воздействия политических норм оказываются процессы артикуляции потребностей, представления интересов, консолидации и организации различных форм и проявлений активности, институционализации интересов больших социальных групп, направления деятельности, нацеленной на удовлетворение потребностей и интересов. О. Цетвинский, формулируя «субъективный предикат» политичности социальных норм, утверждает, что нормы являются политическими, если регулируют отношения между большими и малыми социальными группами и индивидами. В такой ситуации другие нормы (правовые, моральные или традиционные) могут получать политическое значение [Сetwinski O. U podstaw teorii polityki. Warszawa, 1979.]. Часть политических норм господствующего класса выделяется и получает государственную санкцию (а до этого в процессе политической борьбы они подлежат согласованию с остальными большими социальными группами), преобразуясь тем самым в конфликтующие политические нормы. Последние определяют легализацию в данной социальной системе способа представления интересов отдельных социальных групп, борьбы за реализацию собственных потребностей и интересов, организованного действия и влияния на государственный аппарат. В виде норм избирательного права, функционирования политической системы и политической борьбы они влияют на протекание и характер общественной политической практики.
Особый подтип политических норм составляют те из них, которые служат регулированию отношений, формирующихся в связи с выделением и формированием политического представительства отдельных классов. Они являются одновременно политическими нормами, определяющими ответственность политического представительства, и нормами, регулирующими его внутреннее функционирование. Примером норм политической
234
ответственности служат те, которые в социалистическом обществе выражаются в стереотипе, называемом «ведущая роль коммунистической партии в отношении рабочего класса». Пример внутриорганизационных норм в коммунистической партии - так называемые «ленинские нормы партийной жизни».
Специфика политических норм обусловлена их связями с политической практикой и сферой осуществляемых функций. Такое определение специфики политических норм вытекает из принятой формулировки онтологического статуса политических ценностей (а также других аксиологических элементов политической практики). Тем самым существование и определение политических норм есть следствие принятия концепции политики А. Боднара [Bodnar A. W sprawie przedmiotu i metody nauki о polityce // Studia Nauk Politycznych. 1974. N 4.]. Из такого определения места политических норм в политике вытекает, в свою очередь, специфическая черта (отличающая их от других социальных норм) - выполняемая функция. Кроме функций, идентичных реализуемым с помощью других норм (властной регламентацией отношений, поведения и политических действий в сфере политики), политические нормы имеют также специфические функции:
1. Проявление и внедрение в политическую практику идеологических норм, выражающих социальное положение данного класса. 2. Институционализация (в определенных рамках, выход из которых означает ситуацию политического кризиса) конкуренции и борьбы различных политических сил и ориентации. Политические нормы устанавливают, в каком направлении данная социальная сила должна развивать социальную активность, где находятся границы выбора социальных целей и использования возможных (для нее) средств действия. 3. Определение смысла механизмов соблюдения государственных или внутриорганизационных норм. Вопреки достаточно широко распространенному мнению, не правовые нормы предопределяют, например, возможность призыва к соблюдению данной политической нормы, но политическая норма устанавливает и возможность использования правовой нормы, и сферу ее применения в конкретной социальной ситуации.
Несомненно, последнее утверждение принадлежит к наиболее противоречивым в политологическом анализе проблематики политических норм и ценностей. Однако его можно принять хотя бы в качестве весьма правдоподобной гипотезы, позволяющей понять как ситуацию,
235
в которой происходит, к примеру, отмена реализации различных норм государственного права, так и специфическое учитывание принципа реализма при оценке функционирования всех нормативных систем в сфере социальной практики.
Специфика политических норм зависит также от способа их санкционирования. Именно в процессе санкционирования политических норм особенно интенсивно используются иные социальные нормы (политические, традиционные, моральные). Но независимо от возможности использования неполитических норм надо сказать, что гарантирование подчинения субъектов политическим нормам есть многоуровневый процесс. Из самого характера политической нормы вытекает, что основной санкцией для нее будет факт регулирования отношений между большими социальными группами. Признание указанными группами данного способа регулирования представляет собой - при соответствующей социальной силе (влиянии) - достаточный сигнал полезности соблюдения нормы, отражающей названный способ. По поскольку признание большой социальной группой различных способов регулирования политических отношений многоступенчато, постольку многоступенчато и санкционирование политических норм.
Следствиями неподчинения непосредственных субъектов политики правилам политического действия (логике политической практики) становятся явления и процессы дезинтеграции общества, уменьшение возможности удовлетворения потребностей и интересов больших масс людей, например, появление и углубление разрыва между классом и его политическим представительством и т. п. Данные следствия релятивизированы к характеру социальной системы, в которой протекает политическая практика.
Таким образом, политическая санкция есть ограничение возможности политического действия, которое проходит следующие фазы: 1. Ограничение возможности политического действия (падение поддержки и вследствие этого возможности мобилизации к политической активности и действиям; уменьшение социальной базы). 2. Ограничение политического влияния (что может проявляться в падении политического авторитета, неспособности к рациональному определению направления социально-политических действий, неумении найти послушание у других непосредственных субъектов политики
236
и т. п.). 3. Изменение сферы политического действия (что в наибольшей степени касается политических институтов и политических деятелей). 4. Выход из политической сферы.
В результате появляется проблема ответственности в политике. Она распадается на два подвопроса. Первый из них - так называемая объективная ответственность, т. е. принятие на себя последствий любого социального действия его субъектом. Второй - субъективная ответственность, вытекающая из недостаточного учета всех обстоятельств политического действия, пренебрежения правилами, которые определяют предпочтения целей, средств и методов действия, а также неучет сил, выступающих на политической арене, и т. п. В данном случае политическая ответственность относится к институтам и лицам (ролям), функционирующим в сфере политики.
В новейшее время в подавляющем большинстве политических систем соблюдается принцип: политическую ответственность несут только в политической сфере. Это значит, что неподчинение политическим нормам ведет (за исключением кризисных ситуаций) исключительно к санкциям, ранее охарактеризованным как политические. Однако такое определение политических санкций вызывает много сомнений. Они связаны с многосторонностью негативных последствий политического действия, нарушающего политические нормы, и с необходимостью существования обязательного минимума свободы для политических действий.
Первое сомнение неразрешимо на теоретической почве. Если даже признать правильность выведения неполитических (например, правовых или традиционных) следствий в случае неподчинения политическим нормам, то это еще не решает вопроса о размерах нарушения нормы и о сущности самой политической нормы. Ибо возможны злоупотребления политическими нормами в форме деятельности, не соответствующей ни их духу, ни букве. Несколько проще обстоит дело с установлением сферы ошибок и сферы свободы в политической деятельности. От волюнтаризма в политической деятельности предохраняет не только санкционирование политических норм в негативном смысле (предостережение перед возможными политическими наказаниями), но и их санкционирование в позитивном смысле. Политические нормы всегда предписывают считаться с укладом социальных сил, настроениями и ожиданиями, уровнем
237
неудовлетворенных потребностей и интересов. С этой точки зрения полем свободы выступает точность непосредственного субъекта политики при учете всех указанных объективных и субъективных условий. Кроме того, существуют специальные политические нормы, определяющие данное поле свободы (ошибки). Во всех политических системах названные нормы обусловливают возможность включения или исключения из политической активности, представления политических программ и действий, обретения социального и политического мандата.
В социалистических политических системах, в которых потребность в социально-политических экспериментах, новаторстве и модернизации особенно велика, мы имеем дело со следующими политическими нормами: 1. Необходимость получения социального согласия па деятельность в том или ином направлении. 2. Требование явного действия (передача полной информации об условиях принятия и осуществления отдельных действий или их типов заинтересованным лицам). 3. Потребность постоянного учета политических критериев деятельности. 4. Необходимость учета главной социальной цели при конкретизации политических целей и задач.
Итак, политические нормы - важная составная часть всей политической практики. Они отражают сложный характер политических отношений и степень ангажированности в данные отношения отдельных субъектов (больших социальных групп, политических представителей, индивидов и политических ролей). Анализ политических норм не только позволяет конкретизировать аксиологический подход, но является также (хотя и не всегда в близком будущем) важным фактором повышения эффективности политических действий.
К ОГЛАВЛЕНИЮ Полезные ссылки:
Для очень занятых:
квалифицированная помощь с курсовыми и дипломными проектами вместе с агрегатором Автор24 Читай книги вместе с
alpinabook.ru Смотри новинки на сайте
Читай-город Развивайся со
sky.pro, получи любую профессию онлайн
с Нетологией Спасаем деревья и климат с
б/у электронными книгами