Ян Павел Георгица. Потребности и интересы как детерминирующие факторы политических действий.

Jan 27, 2025 15:14


В частных дисциплинах общественных наук - социологии, политической экономии, истории, правоведении - независимо от их методологической ориентации понятие интереса выполняет важные теоретические функции.

В науке о политике категория интереса осознается прежде всего как критерий оценки социальных (политических) явлений и процессов. Но его историческая, объяснительная, идеологическая, прогностическая значимость не связана со строгостью самого определения. В обширной литературе по этой теме, на которую ссылаются в теоретико-политических исследованиях, трудно найти ясность в понимании данного термина. Здесь противостоят друг другу две наиболее сильные тенденции интерпретации. Одна трактует интерес как психологическую, вторая - как социологическую категорию. Обе интерпретационные схемы используются в науке о политике. Однако наша задача состоит в том, чтобы обосновать более широкий тезис: категория интереса имеет многофункциональное применение в теоретических описаниях политики.

Категория интереса не только помогает объяснить сущность политического явления, но может служить и для описания политических процессов. В первую очередь речь идет о показе того, какую роль выполняет понятие

259



интереса в различных функциях науки о политике: 1. Как категория интереса проявляется в процедуре описания (дескриптивная функция)? 2. В какой степени мы пользуемся категорией интереса при объяснении политических явлений (объяснительная функция)? 3. Какую роль выполняет категория интереса в предвидении и программировании политики (прогностическая и практическая функции)? 4. Каким образом категория интереса приобретает нормативно-идеологическую форму и выполняет текущие цели политической практики (идеологическая функция)?

В этой работе я буду пользоваться общей дефиницией интереса, которая в социальных науках понимается как категория субъективной или объективированной оценки состояния удовлетворения индивидуальных или групповых потребностей. Интерес конкретизируется в социальных действиях людей, стремящихся к обретению и удержанию материальных и духовных благ, желаемых всеми в данном обществе. Политический характер интереса понимается по-разному. Политическими становятся всякие социальные интересы, если их рассматривать как вещество (предмет) процессов, происходящих в рамках политической системы. Иными словами, политическими оказываются такие интересы, которые составляют действия в политической системе.

Другой аспект политичности социальных интересов обнаруживается тогда, когда описывается их субъективное отнесение, говорится об интересах классов, слоев, наций и т. д., выражаемых политическими организациями (государства, партии и их органы).

Индивидуалистическо-психологические концепции интереса

Доминирующей тенденцией немарксистской науки о политике в понимании интереса предстает его подчинение индивидуальному субъекту, что содержит в себе наблюдение политики с точки зрения единичного индивида. На этой основе стремятся выяснить причины действий, а при описании причин осуществления данных действий обычно используют термины и законы из области социальной психологии и социологии.

Автор одной из наиболее общих дефиниций интереса Д. Пламенац утверждает, что данный термин в применении к науке о политике означает одновременно все то,

260

что: 1) для человека выгодно, полезно и удовлетворяет его желания; 2) стимулирует людей к действиям; 3) образует выгоду, вытекающую из участия в обществе; 4) является благом (ценностью), важной для достижения определенных целей [Drazkiewiez I. Interesy a strukture spolerzna. Warszawa,1982.].

Д. Пламенац утверждает, что наиболее общим и повседневным интересом оказывается все то, что удовлетворяет или может удовлетворять потребности людей. Исходя из приведенного принципа следует предположить, что человек может не осознавать своих собственных интересов, а другие могут знать их лучше, чем он сам. Об общем интересе говорится тогда, когда выгода касается большого числа лиц. Поскольку все, что называется выгодой, обычно оценивается положительно, можно сказать, что человеческий интерес отождествляется с благом. Соответственно общий интерес - это общее благо, понятое в значении чего-то, наиболее удовлетворяющего всех. Концепция Пламенаца в методологической плоскости типична для многих других подходов: 1. Исходным пунктом концепции интереса выступает человеческий индивид (методологический индивидуализм). 2. Анализ действий и процессов, приводимых в движение интересом, прибегает к психологическим (например, удовлетворение) или аксиологическим (благо) понятиям. 3. Используются скрытые утилитарно-гедонистические предпосылки в отношении постоянных свойств человеческой природы (выгода, польза, удовлетворение).

Возникающие при этом трудности очевидны. Если признать названные свойства присущими человеческому индивиду, то будет ли редукционное описание соответствовать в той же степени в отношении групп и социальных общностей? Возможно ли обнаружить передаточный механизм между интересами индивида и группы? Ведь политика, как известно, касается главным образом явлений, имеющих публичный характер, а значит массовых и групповых. Решение этой чрезвычайно сложной проблемы о месте и роли индивида в политике состоит в следующем: признание значения единичных интересов в политике состоит в утверждении, что политика имеет свое индивидуальное измерение, поскольку люди включаются в протекание политических процессов, придавая им определенное выражение.

Из многих индивидуалистическо-психологических концепций интереса можно выделить три основных типа или интерпретации: 1. Интереса как единично осознанных

261

человеческих потребностей. 2. Интереса как мотивов психических состояний индивидов. 3. Интереса как позиции. Концепция интереса, отождествляемого с потребностью. Использование психологической интерпретации потребностей берет начало в мысли тех теоретиков, которые под влиянием дарвинизма и эволюционизма искали естественные характеристики общественной жизни. Роль первичной силы, приводящей в движение общественную жизнь, они зачастую приписывали врожденным интересам человека, непосредственно относя их к потребностям, В общем, можно сказать, что потребность как основа интереса понимается двояко: 1. Потребности трактуются как изначально данные человеку. Они имеют эгоистический характер и выступают в форме желаний, сознательных склонностей или ощущаемых вожделений. В контексте политики речь идет о том, чтобы «политика, право или институт действовали в чьих-то интересах, т. е. расширяли возможность достижения данным лицом того, чего он хочет... Что бы это ни было» [Connoly W. (ed.). The Bias of Pluralism. N. Y., 1969. P. 163.]. 2. Потребность как основа интереса трактуется объективно, т, е. существует независимо от представлений и субъективных ощущений и не может быть сведена к сознательным стремлениям индивидов. В таких концепциях нередко попадают в ловушку произвольного конструирования каталогов потребностей, свойств человеческой природы или жестоких образцов ценностей. Следствия подобного типа рассуждений тоже ведут к недопустимому произволу - навязыванию и санкционированию так называемых элементарных интересов, неспособности отразить потребности связи (потребности группы как целого); а вслед за этим - и интересов, возникших на данной основе.

Эти замечания относятся и к марксистским исследованиям, в которых проблема объективного или субъективного характера потребностей порождает противоречия. Разделение индивидуальных и надындивидуальных потребностей значительно модифицирует психологическую интерпретацию интереса, хотя и не может освободить ее полностью от субъективизма. Каждый индивид имеет собственное представление о потребностях, целях и интересах, общих с другими индивидами. Нерешенным остается также вопрос о различных возможностях их реализации. Поэтому в советской литературе популярно определение интереса как единства объективного и субъективного. Указанное определение следует рассматривать, по

262

крайней мере, в трех аспектах: 1) возникновение интереса; 2) процесс отражения интереса в сознании; 3) реализация интересов в деятельности людей.

Связь потребностей и интересов не должна приводить к отождествлению одного понятия с другим. Потребность более широкое понятие, чем интерес. Специфика интересов состоит в том, что их удовлетворение (в отличие от потребностей) происходит посредством сложных социальных действий, требующих оценки совместного участия в благах, обусловливающих определенные действия. Такая оценка может приводить к конфликтам или взаимодействию с другими людьми.

Мотивы как интересы. Связь интереса с мотивами человеческого действия и сами мотивы понимаются по-разному. Наиболее популярные (и наименее сложные) версии различаются гипотетическими посылками-убеждениями различных авторов в том, что в человеческой природе выступает доминирующим психическим побуждением действий. По этому принципу можно выделить следующие» типы интересов: 1. Гомо экономикус, вытекающий из классических теорий политической экономии, в которых мотив собственной выгоды (часто материальной) считался решающим побуждением экономической деятельности и главным стимулом человека к труду. Польские исследования проворили эту гипотезу и показали, что стимул заработной платы тесно связан с другими (например, престижем). 2. Гомо политикус, когда главным мотивом действий предстает власть. 3. Гомо люденс, центральным мотивом которого является стремление к игре. 4. Человек в понимании психоанализа, сущностью которого должно быть стремление к разрешению либидо.

Естественно, данные гипотезы имеют свои более сложные ответвления и модификации. Они состоят в том, что предполагается действие не одного стимула, а их синдромов, в которых связаны разные мотивы: выгоды и пользы (утилитаризм), наслаждения (гедонизм) или счастья (эвдемонизм). В истории социальной мысли можно найти много концепций такого типа (французские материалисты, И. Кант, Р. Перри и др.). Во многих современных концепциях интерес-мотив трактуется как один из основных элементов теории управления и стимулирования человеческих действий.

Позиции и интересы. Понятие «позиция» также отличается большой неопределенностью. В общем виде позиция есть синдром таких факторов, как инстинкт,

263

цель, мотив, расположение, состояние сознания. Однако трудности определения позиции несущественны для концепций данного типа.

Наиболее популярную из них выработала американская социология. Она выделяет, во-первых, позиции, которые являются состояниями сознания, во-вторых, объекты, на которые направлены эти состояния. Интересы определяются так: «Если взять два ряда терминов, таких как страх, любовь, удивление, гордость, с одной стороны, и друг, враг, семья - с другой, то термины первого ряда будут относиться к позициям, а второго - к интересам» [MсIver R., Page C. Society. L., 1959. P. 24.]. Позиция направлена на достижение какой-либо цели. Ими оказываются субъективно установленные ценности. Механизм перехода от позиций к интересам приводится в движение мотивами, которые называются «эффективными оценками, вдохновляющими наше поведение и скрыто преобразующими наши позиции в интересы» [Ibidem. S. 50.].

Направление поиска, связей интересов, с позициями также имеет ограничения. Они состоят в непреодолимых трудностях единичного, нередко крайне субъективного исходного пункта при оценке того, что необходимо признать интересом. Вопросы, на которые трудно получить ответ, состоят в следующем: 1. Имеет ли в данном случае смысл различие индивидуальных и групповых интересов, поскольку определителями одних и других выступают одни и те же индивидуальные позиции? 2. Как объяснить существование неких «правильных стандартов» интересов, которым придается социальная санкция в виде норм права или принуждения власти? 3. Как объяснить факт, что существуют признанные авторитеты в сфере выявления групповых интересов?

Социологическая теория социальных ролей и марксистская теория интереса дают предпосылки для ответа на указанные вопросы. Исходным пунктом теории социальных ролей служит отбрасывание атомистической модели общества агрегированных индивидов и принятие принципа: человеческих индивидов объединяют социальные связи, общественные отношения, которые образуют конкретные общности. Они создают сеть партикулярных интересов, реализация которых требует конкретных организационных форм. Таким образом, главный акцент делается не на генезис интересов, а на способ их проявления и реализации. Такого типа концепцию интереса представляет, например, Р. Дарендорф [Dahrendorf R. Class and Class Conflict in Industrial Society. Standford, 1959.].

264

Марксистская концепция интереса

Отличительная черта марксистского подхода к исследованию социальных явлений - принятие специфических онтологических и методологических принципов. При анализе интереса они предполагают поиск точки опоры в наиболее существенных отношениях социально-экономической системы - отношениях экономических. В любом обществе они проявляются прежде всего как интересы, потому последние могут выражать стремления общественных классов в сфере производства, обмена и распределения благ. Они делают явными экономические отношения и относятся ко всей «технике производства», т. е. к способам обмена и распределения, и потому одновременно к отношениям господства и подчинения - государству, политике, праву и т. п. Кроме того, в понятие экономических отношений Энгельс включал также географические условия, наследство прежних экономических фаз развития и среду, окружающую данную социальную форму.

Для классиков марксизма категория интереса выступает также в неразрывной связи с понятием класса. Классовый характер интересов и их интерпретация состоят в особом акценте на том, что среди многих других классовые интересы играют основную роль в политической жизни антагонистического общества, служат внешним фактором, обусловливающим политические отношения в историческом процессе.

Использование категории классового интереса при анализе социалистического общества требует интерпретации классовости интересов и их роли в политике. Вопреки утверждениям Каутского о том, что свержение капиталистического строя связано в преодолением классов и классовых отношений, многие исследователи склонны ссылаться на Ленина и социалистическую действительность и полагать, что только развитое коммунистическое общество может создать условия для достижения этого. При социализме отдельные социальные классы и группы сохраняют различия интересов и целей. Гипотеза о сохранении ценности марксистской концепции классового интеpeсa вытекает из ранее описанных предпосылок. Вместе с установлением социалистического способа производства классовое деление и структура интересов подвергаются значительной модификации. Ликвидирование капиталистического класса и создание доминирующего

265

сектора общественной собственности создает государство и его аппарат для выполнения роли доверенного лица данной собственности. Социальные классы при помощи различного отношения к этой собственности сохраняют тождественность собственных интересов в отношении государства, хотя другие формы собственности обусловливают также специфические интересы данных классов.

В социалистическом обществе существует неравенство социального положения людей. В сознании людей сохраняется классовое понимание интересов, обретая конкретный эмпирический вид. Социальный интерес подлежит классовой оценке, поскольку находится в неодинаковом отношении к исходному критерию: соответствие с представленным в идеологии объективным, историческим интересом рабочего класса. Но познавательная ценность ленинской дефиниции классов остается открытым вопросом. При такой ситуации, когда основной критерий классового деления - общее отношение людей к средствам производства - перестает резко разделять человеческие массы, приобретают значение иные критерии, связанные с ленинским толкованием обусловленности социальной структуры экономической ситуацией. Они вытекают из Марксовой концепции общего социального разделения труда. Ими являются характер труда и другие свойства социального положения, например, образование, квалификация, доходы и участие во власти.

В марксистской теории значимо также утверждение об объективном характере интересов пролетариата. Оно может интерпретироваться по-разному: 1. Интерес рассматривается как элемент социальной действительности, независимый от субъективных желаний и воли людей. Объективность в данном случае означает, что определенные явления общественной жизни (прежде всего способ производства, экономические отношения) имеют исторический характер, независимый от субъективных причин, склоняющих людей к действиям. 2. Когда говорится об объективном интересе, высказывается онтологический тезис, который гласит, что интересы первичны по отношению к идеям. Развитое описание этой мысли дали французские материалисты XVIII в. 3. Объективность интересов значит соответствие с социальной действительностью, воспринимаемой людьми интерсубъективно.

В марксистской литературе наибольшее внимание уделяется первой из указанных интерпретаций. Концепция объективного интереса пролетариата - это некое

266

образцовое состояние, континуум, к которому асимптотически приближается действительное сознание членов данного класса, чтобы в конечном счете никогда его не достигнуть. Конструкция рассматриваемого термина просто выражает конкретное теоретическое состояние сознания, приписываемое классу (максимально обладающему чувством собственного достоинства и потому соответствующего его исторической роли), которое может быть и обычно идеологически постулируется, хотя его реализация полностью невозможна [Hochfeld I. Studia о marksowskiej teorii spoleczenstwa. Warszawa, 1963. S. 108-109.].

Марксистская точка зрения обращает внимание на то, что интересы образуют основание для формирования классовой идеологии. В соответствии с этим отличают категорию объективного интереса от идеологического выражения данного интереса, которое является практическим субъективным выражением первого. Такую процедуру осуществляют идеологические руководители класса. А установить, в какой степени идеологическое выражение интереса соответствует своему образцу, нельзя иначе, нежели посредством анализа элементов программированных действий на основе именно идеологической формулировки группового интереса. Если происходит сильное расхождение названных двух сфер, то используется понятие «ложного интереса» - не соответствующего социальному положению субъекта, зачастую навязанного и становящегося из-за своей нереальности помехой в развитии и реализации потребностей.

Интересы в политике

Связь интересов с политикой опирается на убеждение в том, что политику нужно изучать с точки зрения ее обусловленности, т. е. руководствуясь критерием социальной значимости целей, которые образуют социальные интересы. Происходит это потому, что политические действия всегда подлежат какой-либо оценке - с точки зрения классовых интересов или интересов других субъектов политики. Именно субъективность интересов (их классовый характер) есть первый критерий дифференциации политики. Кроме того, в марксистской традиции политика есть отношения между классами во внутреннем и внешнем измерении. Если предположить, что интересы выражают данные отношения, то содержанием политики будет широкая сфера социальной действительности, проявляющаяся в трех измерениях классовой борьбы. Поэтому

267

другим критерием дифференциации политики выступают интересы, отражающие содержание отношений между главными субъектами политики.

Помимо пространственного измерения (например, внутригосударственного, международного) политика имеет измерение во времени. Политические действия субъектов диктуются оценкой их значимости в строго определенном времени. По его истечении решение руководящего центра может потерять свою силу и основание. В сфере политики интересы приобретают идеологическое значение, поскольку в своем обосновании связаны с вопросом: как должно быть? С одной стороны, интересы образуют основание для систем ценностей, с другой - сами подлежат различным критериям оценки. Это приводит к тому, что с точки зрения фактора сознания интересы делятся на: 1) объективные, которые соответствуют социальному положению данной группы, и 2) субъективные, которые приобретают форму существующих в группе убеждений о том, что является интересом группы в целом, и собственных, отдельных интересов части группы или данного члена так, как он сам указанные интересы представляет.

К ОГЛАВЛЕНИЮ

Полезные ссылки:

Для очень занятых: квалифицированная помощь с курсовыми и дипломными проектами вместе с агрегатором Автор24

Читай книги вместе с alpinabook.ru

Смотри новинки на сайте Читай-город

Развивайся со sky.pro, получи любую профессию онлайн с Нетологией

Спасаем деревья и климат с б/у электронными книгами 

Макаренко, Политология

Previous post
Up