Аватар

Feb 08, 2010 12:25

Что ж, кино для пятнадцатилетних девочек уже выпустили, целых две части. Теперь сняли и кино для пятнадцатилетних мальчиков - "Аватар" Джеймса Камерона. Я, конечно, ничего не имею против пятнадцатилетних мальчиков, сам был таким же, но вот некоторые вещи надо не развивать, а подавлять. Из серии вопросов "если схватятся слон и кит - кто кого победит?". Иначе пятнадцатилетние мальчики пронесут все свои самые страшные комплексы и в тридцатилетний возраст.
Но о самом фильме. С технической точки зрения фильм отработал вложенные в него миллионы. Работа художников и операторов заставляет восхищаться, ведь не зря Джеймс Кэмерон сделал основную ставку на зрелищность Пандоры. Поэтому остальное было отложено в дальний угол. Сюжет даже не то чтобы слизан с "Покахонтас", а абсолютно штампован, крив, подл и микроскопичен. Всё пытаются вытащить отдельные сцены, но их мало при всей их талантливости.
Фразы в русском переводе прописаны на твёрдую пятёрку.
-Я пришёл к вам учиться
-Это очень трудно - наполнить чашу, если она уже полна.
-Эээ... Моя чаша пустая..

-Я начальник службы безопасности, моя задача вернуть вас всех живыми и это у меня не выйдет.

Но при всей удачности отдельных эпизодов, они не вытягивают целого. Кэмерон схалтурил на написании сценария, поэтому фильм страдает пробелами, нелогичностями и внутренними противоречиями. Поэтому он так неоднозначно воспринимается и поэтому в нём находят столько глубинных скрытых смыслов. Доходит до абсурдного:
-Ты прибыл от небесных людей, но мы тебя приняли в своё племя... Чёрт, да ты же с ними заодно, мочи предателя!...

-Так, убегаем, яйцеголовый возьмёт пистолет, а солдат на инвалидной коляске займётся тем, что будет уносить саму коляску.

-Так, выбираемся с базы, я не вызываю подозрений, поэтому буду бегать со стволом наголо вместе с диссидентом.

-Выше торука никто не летает, поэтому мы взлетим выше него и свалимся ему на спину.

-Так, племя меня только что изгнало, а я заявился на торуке, поэтому вместо того чтобы толкать речь и срочно просить помощи умирающей коллеге буду обниматься со своей девушкой[а остальное племя пусть подождёт].

Это не какой-то злой умысел, а наглядная иллюстрация того, что режиссёр недодумал. Хотя у него было 12 лет хотя бы на то, чтобы заштопать прорехи.

Зато всю свою нерастраченную на сюжет энергию режисёр потратил на отрисовку "красочного мира Пандоры". К "красочному миру" у меня удва ли не самые серьёзные претензии. Во-первых, Пандора - не планета, а спутник красивого газового гиганта типа Юпитера. Причём сам газовый гигант явно срисован с Нептуна и обладает эллипсом, очень похожим на его Большое тёмное пятно. Есть ещё один-два больших спутника, не то у Пандоры, не то у газового гиганта, так и непонятно. Вроде бы мелочь, а день длиною в год и год длиною в столетие несколько напрягают, как и сумасшедшие перепады климата в зависимости от широты, долготы, а то и времени.
Во-вторых, "неимоверно красивый пейзаж" применительно к небу(местное солнце, нептуноид в полнеба и ещё пара лун) больше напоминает обои на рабочий стол из моей не очень-то необъятной коллекции. Причём далеко не самые красивые.



Красиво. Но больно уж похоже на обои для рабочего стола.

В первых кадрах повляется вполне себе земное дерево, которое даже появляется на некоторых логотипах.
Светящаяся трава или схлапывающиеся "растения" - это выпендрёж художников, которые хотели подчеркнуть свою работу. Я, конечно, не против того, чтобы художники себя показали, но свой профессионализм они тоже могли направить на что-нибудь более конструктивное. Например,
качество отрисовки.


В некоторых кадрах видна нарисованность фильма.

Я не думал, что соглашусь с людьми, которые говорят, что "смотреть этот фильм надо только в 3D", но я с ними солидарен. Я смотрел в двухмерной версии и в ней вылезают многие косяки графики, а буйство красок на заднем фоне превращается в единообразное пятно, причём размытый задний фон не только неразличим, но ещё и режет глаз. Виды Пандоры в общем-то красивы, но Кавказ - как минимум не хуже. Камчатка так вообще лучше, поэтому меня виды планеты не впечатлили. Родная 1/9 суши даже красивее и богаче, чем показанная в фильме далёкая планета. А 1/6, где я родился - и подавно.
Своим неимоверным разнообразием потрясает фауна Пандоры. В районе терранской колонии наблюдается аж 10(!) видов: двухвостый "скорпион", "мартышка", "носорог", "пантера", "куница", два вида "птеродактилей": икран и торук, а также "лошадь"! И в дополнение два вида: какие-то летуны, появляющиеся на один кадр и летающие ящерицы, появляющиеся на пару других. Никакими «пятнадцатью с половиной тысячами видов комаров»™ здесь даже и не пахнет. Тема комаров тоже не раскрыта. Причём никаких намёков на степи и пустыни(а только там и может появиться лошадь) тоже нет.
Сильнее всего в самом мире Пандоры и его атмосфере мне не понравилась его кавайность. Лучше всего это заметно в гуманоидном разумном населении спутника - На'ви, кошковых людях. Во-первых, они кошкоподобны. Во-вторых, они вытянуты в длину и с точки зрений нормального человека кажутся крайне стройными. В-третьих, их снабдили глазами-блюдцами в пол-лица. Таких не захочешь, а полюбишь. Во-вторых, всех жителей планеты наделили яркой попугайской раскраской. Не такой кислотной, как у мамбы и не такой тусклой, как у медведя, а именно красочной.
Крастота парящих скал тоже скорее мультяшная, нежели реальная, даже если знать, что Кэмерон "срисовал" их с реальных гор в Китае. Ещё более мультяшны крупный хищник, "носорог" и схлапывающиеся цветы-спирали. Под стать им и техника землян: двуногие экзоскелеты стали неотъемлемым атрибутом фильма. Собственно, почему я и сказал, что "Аватар" - это фильм для пятнадцаилених мальчиков. Именно им нравятся такие вот человекоподобные механизмы, более старшее поколение относится к ним критично. Даже вертолёты и те похожи на стрекоз.
Как я уже говорил, сценарий как будто был записан за день до начала съёмок, причём использовались все стандарты американского кино, типа чтобы не скатиться в артхаус и не провалиться в прокате. Герой, который по случайности попал в научную экспедицию™, расположенную на самом краю Ойкумены™, получает evil задание™ втереться в доверие кавайным котикам, чтобы их потом раздолбали ракетами™. В ходе выполнения задания герой влюдляется в местную красавицу™, которая к тому же занимает роль в важной миссии местных™. Силы любви преодолевают чёрствость помыслов героя и тот уже доблестно мочит бывших подельников™, после чего воцаряется мир и благополучие™. Несомненной заслугой создателей фильма является то, что при всей предсказуемости сюжетных поворотов у зрителя не появляется желание попредсказывать, что же будет в следующем кадре. Это не приближает фильм к хорошему, но уже хоть как-то отдаляет его от плохого. Выручает фильм ещё и актёрская игра. В фильме видно, что подбор актёров важен даже для "Ёжика в тумане": каждый из актёров сыграл хотя бы на жиденькую четвёрочку. А весь фильм вытянули полковник и... начальник базы. Этот типичный "белый воротничок", засланный на дикую планету выглядит почти как любой офисный работник современности. С той только разницей, что от него там решений зависят миллионы денег и жизни людей. Это противоречие между дрожащим, но выполняющим свою работу начальником показано на пятёрку. У другого персонажа, долговязого учёного, такого противоречия не наблюдается. Хотя он любопытен, выглядит трусоватым и мнущимся, а в решающий момент всё же проявляет немного воинской доблести. Вообще учёные здесь показаны ну не очень хорошо. Главная среди них - человеконенавистница, которая любит прежде всего флору, затем фауну, а об людей прямо-таки ноги вытирает, на компромисс не идёт ни в какую и вообще ёршистая до деструктивности. Учёный-оператор, который больше похож на ребёнка, чем на взрослого и волочится за своей начальницей и главным героем буквально-таки в поисках указаний. Учёный-диспетчер, который явно пошлёт весь мир куда подальше за возможность почитать книжку с рецнезиями научных работ. Когда в одной из сцен лётчица обезоруживает охранника хороших героев, вырубает его метким ударом и подзывает этого учёного, мы видим, что учёному-то самому слабо выступить против солдата-охранника. А женщине - нет. Зато начальник охраны хорош - и как персонаж сам по себе, и как отыгранный актёром. А вот На'ви как персонажи из себя ничего не представляют. Так, живые декорации. И что только герой в них нашёл, кроме одной женщины и возможности бегать? Впрочем, женщина-то его тоже так, средненькая. Лётчица и то повыразительнее будет. Впрочем, сам главный герой тоже ни рыба ни мясо. Что характерно, это стало серьёзной проблемой голливудского кино последних лет - роли второго плана заметно выразительнее и выигрышнее главных. В отечественном кинематографе я этого не заметил, по крайней мере в "Хоттабыче" или "Дневном дозоре" главные герои были раскрыты серьёзно.
К сожалению, "Аватар" грешит плагиатом, и грешит серьёзно. Основная канва сюжета обсасывалась тысячи раз, и это не страшно, в конце концов почти все произведения литературы, театра, кинематографа и проч. базируются на 36 сюжетах. А вот в мелочах создатели поворовали. Сцена прыгающего с водопада Джейка явно скалькирована с фильма "Хищник". Причём бег по джунглям тоже близок к тому, что показывалось там. А сцена кошковой женщины, которой на стрелу садится личинка интернета, когда она целится в главного героя, совершенно точно слизана с фильма "Пёс-призрак: путь самурая".



Семя Эйвы садится на стрелу Нейтири, готовящейся убить героя.


Птица садится на ствол винтовки Пса-призрака.

Собственно, про личинки интернета: создавая фильм, Камерон хотел сделать кино про красивую планету. Он не накладывал на себя никаких ограничений на обитателей этого мира. Но он сделал их похожими не на клингонов, а на кошек!. В мире миллионы фанатов кошек. А фанатов клингонов - десятки, в лучшем случае сотни. Фанат кошки не закроет окно если холодно ребёнку, но только если холодно кошке. А многие фанаты клингонов предпочтут благополучие клингона благополучию папуасёныша. И вот Кэмерон создал гуманоидов даже не с птичьими головами, даже не четырёхрукими, не с вертикальными зрачками - а максимально похожими на людей (всё-таки выступающие клыки будут немного покрасивее вертикальных зрачков - тем более горизонтальных). Причём максимально похожими в сторону красивости - никаких тебе четырёх складок на носу! Этим создатель фильма не ограничился и наделил их... ни много ни мало как интернетом! Есть у местных жителей такая косичка, которой можно соединяться с аналогичной косичкой местной фауны и обмениваться с ней мысленными командами. А то и с главным проводом главного дерева. Дерево, конечно, покруче местного жителя, поэтому склонить его к чему-нибудь трудно. А вот получить однозначную инструкцию - запросто. И нельзя её проигнорировать, дерево-то священное. И вообще очень интересная иерархия получается: несмотря на то, что косички как бы одинаковы, более высокоразвитая сущность полностью подчиняет себе менее развитую. Так что здесь создатели фильма как бы переносят версию "человек - царь природы" на почву Пандоры. Ещё среди несомненных достоинств На'ви фигурирует их гармония с природой™. Убив животное, кошковые люди произносят ритуальные речи, благодаря животное за предоставленное мясо. И это тоже сейчас модно - жить в гармонии с природой. Короче говоря - Кэмерон сделал всё, чтобы кошечки вызвали умиление. А не сострадание, солидарность или уважение. Они и вызывают, большеглазые, стройные и бегающие нагишом по лесу.
Кстати, о пикантном. Ничего такого интересного у На'ви нет! Это просто видно по тому, как топорщатся(а вернее, не топорщатся) набедренные повязки. А по стоп-кадру можно увидеть, что у аватара ничего нет! Вероятно, предусмотрительные учёные подстраховались и не снабдили его никакой системой для размножения. Да и для облегчения от переваренной еды, впрочем, тоже.


Женщины и дети могут смотреть спокойно - ничего неприличного они тут не увидят.

Хотя, если сравнить со стоп-кадром бегающей Цахик, то можно различить примерно то же, что и у человеческих женщин.
С человекоподобностью создатели фильма перестарались. Если кошковых людей ещё можно принять такими, какие они появляются в одном кадре, то полностью человеческая мимика - то полный сюрреализм. Они улыбаются, ухмыляются, плачут точно так же, как люди. И во всём остальном они слишком срисованы с людей. Атрибуты, одежда и общество копируют североамериканских индейцев. Не признать индейца Северной Америки в вожде или шамане не сможет никто. Даже причёска воина - ирокез, а не космы гота, косы кельта, обритость латинянина или лысина японца.
Человекоподобность На'ви отражается и в антропоморфическом типе человека. Ещё до того как узнать актёрский состав, я по постерам точно определил, что Нейтири срисована с негритянки (за исключением цвета кожи исполнительница - действительно негритянка). По виду На'ви очень легко определить, с актёра какого расового типа он рисовался.


Правый На'ви определённо срисован с монголоида. А левый - с белого или метиса.

Логика канвы повествования, как я уже говорил, хромает на обе ноги. Мало того, что есть взаимные противоречия, так ещё и кошмарной продолжительности пробелы приходится домысливать, причём домысливать можно несколькими разными способами. Вот например можно увидеть, что один из солдат ухмыляется по поводу и без повода. Начальник базы мямлит и неспособен сформулировать собственные мысли. Одна из пилотов проявляет периодическое прямое неподчинение приказам. Начальник охраны рвётся воевать даже там, где это не нужно и не умеет организовать правильное боевое построение вверенной ему техники. Главный герой игнорирует опыт ветерана войн, как будто его никогда и не получал. Научную миссию возглавляет узкий специалист по ботанике, которая не обладает ни желанием, ни возможностями исследовать Пандору во всём её многообразии. То есть можно видеть, что на Пандору идёт в основном всякое отребье. Естественным будет вывод, что месторождение анобтаниума малорентабельно в ближней перспективе, иначе корпорация вкладывала бы средства и отбирала самых компетентных и мотивированных специалистов. Зато в долгосрочной перспективе это - ценнейший источник полезных ископаемых, иначе б даже смысла не было организовывать на планете колонию и добычу. Судя по всему, начальника базы Сэлфриджа сослали на Пандору в полуобязательном порядке, сам бы он туда не поехал. Начальник охраны по прозвищу "полковник" Куорич в звании очень старшего сержанта, по количеству подчинённых людей соответствующий майору, а по количеству техники - генерал-майору, также был наилучшим специалистом из пожелавших поехать на Пандору. А из коллег-офицеров он лучшим далеко не был, хорошие офицеры под руку пилотам не лезут.
И вот это месторождение ценного ресурса со сроком окупаемости в годы и десятиления - как раз признак того, что ресурс-то уходит не на стразы, а на нечто полезное. В то же Новое время некритичные для развития ресурсы типа золота, пряностей и табака исчёрпывали свой резерв сверхвыгодности за считанные десятиления, после чего ценность поставляемых ресурсов становилась умеренной или вообще обнулялась. А вот рынки сбыта и территории с подданым населенением - стабильно оставались востребованными и дальше только увеличивали значение.
Можно домыслить быструю(в пределах месяца) связь между Пандорой и ближайшей перевалочной станцией(а скорее всего и Землёй) потому что начальник базы принимает решение открыть разработку нового месторождения, а на это нужны люди, строилельство или перемещение жилых помещений, организация новой линии обороны и увеличение воинского контингента. То есть старая база вмещала больше рабочих, чем требовалось для нужд рудника.
Можно домыслить, что переселение сознания - на самом деле ложь. Забирала разум человека Эйва или просто копировала? Если Эйва просто "клонировала" разум, так же как можно клонировать человека, то для неё-то нет разницы, кого мы видим на выходе, оригинал или клона. А вот клонируемому это совсем небезразлично.
Можно домыслить, что герой искренен в своей привязанности к аборигенам, и скорее всего это правда. Он шипит по-местному на вопрос полковника "каково это - предавать?", он решается на сложную и рискованную операцию по перемещениюю разумов, хотя перспективы его в новом теле довольно туманны, а риск неудачи велик.
Можно домыслить, что скорее всего, кроме женщины его с На'ви его ничто не связывает. Не будет её - и что он будет ловить? В фильме не показана даже банальная дружба с кем-нибудь из кошковых людей, а у героя на вживание в коллектив было 3 с лишним месяца!
Изобилует фильм и штампами, причём очень плохими. Один из самых показательных - сцена в лесу, когда какой-то крупный хищник(это в джунлях-то?) сначала показывает оскал, и только потом нападает на героя! Или парой кадров ранее какое-то крупное травоядное(Это в джунглях-то?! Да там только слоны и могут прижиться, да и то, не все) сначала в порыве гнева разбивает деревья(интересно, как оно по ним вообще попадает?), потом кидается на героя, который показывает зубы и животное убегает. Тм временем на заднем плане появляется пресловутый хищник, режиссёр смакует перед зрителем сцену ликующего героя, за спиной которого крадётся хищник. Причём, когда этот хищник нападает на героя(зачем? Он ведь нападал сначала на стадо "копытных"), он не может причинить никакого вреда кроме как ухватить его зубами за ранец. Ни лапами он себе помочь не может, ни шваркнуть добычу о какую-нибудь поверхность. Или когда запертых героев освобождает лётчица, они убегают с оружием наголо, в полуприседе(который в голливудских фильмах любят ну страться как сильно), вместо того, чтобы двое человек, находящиеся вне подозрения, спокойным прогулочным шагом шли бы в паре "кварталов" от остальной группы. Здесь и стёкла вертолётов, которые не пробиваются пулями из пулемётов, а стрелами - на ура. И возможность совершить мегагероизм оставили протагонисту.
Интересно, что "Аватар" разделил людей на две весьма враждующих группы, считающие хорошими тех, кто был показан в фильме хорошими - и наоборот, считающие хорошими тех, кто был выставлен злодеями. Это скорее тот же результат непроработанности сюжета, чем специальное намерение - "хороших" делают нехорошими не действия, а бездействия и характеры. Да и сами создатели утверждали, что не собирались показывать плохих хорошими.
Меня удивляют комментаторы, которые хвалят полковника. Да, он умелый воин и может потягаться один на один со многими другими соперниками, не убегает из боя, не бьёт в спину, не бежит за кислородной маской, а может биться без неё. Да, он действовал абсолютно правильно со стратегиями "мы будем с ними воевать или договариваться? Ели мы не можем договориться, то мы будем воевать или сидеть до скончания веков? Если мы будем по ним бить, то что мы рассусаливаем?" и "если они собираются нанести контрудар, то надо ударить сразу по их главному командному центру, потом будет поздно". Это не оправдывает его неумение исполнять свои прямые обязанности: пробить вооружение бойцов не автоматами, а эффективным оружием, выставлять боевое охранение и головные дозоры, не высаживать десант, в котором не было никакой необходимости, находиться на своём месте командира, соблюдать правила радиообмена.
Ещё больше меня удивляют комментаторы, которые оправдывают главного героя. Он, видите ли, предал не свою расу, а всего лишь корпорацию, которая добывает ценные ресурсы. Во-первых, он этим предательством лишает ног не только себя, а ещё и какого-то бедолагу, которого не прокормит и без того слабая экономика - минерал-то идёт не на стразы и не на машины элите общества. Во-вторых, были Ост-индская компания, Русско-американская компания, которые представляли государство и предательство которых было адекватно предательству Родины. В-третьих, и это главное, такие комментаторы считают работу на Пандоре чем-то сродни работы лесничего: захотел - работаешь, захотел - не работаешь, захотел - вообше ушёл. Неправда, Пандора - это не офис, а корабль: от действий одного зависит судьба всего экипажа! Закон там тайга а прокурор медведь, и поэтому надо беспрекословно подчиняться старшему, даже если он неправ или нанят большими дядями в уютных офисах. И предательство главного героя сродни предательству рыбака, перестрелявшего пол-экипажа своего траулера.
P.S. Так что, как можно видеть, фильм вышел с большим числом спецэффектов, среди которых есть корявые, с невнятным и скомканным сюжетом, неплохой игрой актёров, но если бы не спецэффекты, то смотреть было бы решительн нечего. И даже с этими недостатками, фильм вышел, в общем-то, смотрибельным.

культура, рецензия

Previous post Next post
Up