ДЕСЯТЬ МИФОВ О КОЛЧАКЕ

Mar 14, 2009 00:39



ДЕСЯТЬ  МИФОВ  О  КОЛЧАКЕ

(чистая публицистика, навеянная Мартиросянами и др. пол-литрами)

Пишу это по горячим следам, вдохновившись примером уважаемого А.С. Гаспаряна, в ответ на очередные помои, выплеснутые на память А.В. Колчака «историком» А. Мартиросяном и автором скандалезной книжонки «Операция Адмирал», скрывающимся под псевдонимом Иван Иванов (не исключено, что одно и то же лицо).

Миф 1-й: о «дутой славе» полярника и флотоводца


Пожалуй, по времени возникновения он является последним - уж очень мучительно хочется коммунистам после вызвавшего у них конвульсивные припадки фильма «Адмирал» тотально опорочить фигуру Колчака. И барона Толля он «бросил», и все открытия его экспедиции коварно присвоил себе - прямо история из романа В. Каверина «Два капитана»! Между тем, сам барон Э.В. Толль отзывался о Колчаке как о «лучшем офицере экспедиции, любовно преданном своей гидрологии» (в донесении президенту Академии наук вел. кн. Константиновичу) и назвал его именем один из открытых его экспедицией островов у побережья Таймыра, коему в 2005 г. по решению Правительства России оно наконец-то возвращено (в 1937-2005 гг. именовался островом Расторгуева).

Ряд «историков», включая крымского И. Рыжонка и небезызвестного сообществу В. Плотникова, пишущего под глумливым ником Halb_Liter (в переводе с немецкого - пол-литра), пытаются опорочить и заслуженную славу адмирала как флотоводца Первой мировой войны. В ответ приведу лишь несколько цитат. Из воспоминаний контр-адмирала М.И. Смирнова, в прошлом - начальника штаба Черноморского флота: «С этого времени как этот (крейсер «Бреслау» - В.Х.), так и другой немецкий быстроходный линейный крейсер «Гебен» не отваживались выходить в море и нападать на российское побережье. По отработанным на Балтике методам через некоторое время под своим личным руководством Колчак провел минирование Босфора, турецкого побережья, которое затем повторялось, и практически вообще лишил противника возможности активных действий. «Гебен» подорвался на минах и вообще вышел из строя. Подорвались на минах 6 вражеских подводных лодок (всего было поставлено более 4 тысяч мин - В.Х.). В соответствии с замыслом командующего мины ставили, по возможности, не далее 5 миль от берега с тем расчетом, чтобы при необходимости можно было бомбардировать Босфорские укрепления с моря. Кроме того, было организовано постоянное наблюдение за портами противника, состоянием минных заграждений. Близ них, т.е. у берегов Турции, по-стоянно курсировали миноносцы, с которыми нередко выходил в плавание и Колчак... Не случись революции, Колчак водрузил бы русский флаг на Босфоре»[1].

В итоге замена пассивного и безынициативного Эбергарда смелым, энергичным и изобретательным Колчаком привела к радикальной перемене положения на Черном море. Будущий вице-адмирал Ненюков позднее вспоминал: «В Черном море вступление в командо-вание адмирала Колчака вызвало громадное оживление. Энергичный адмирал, которого сразу прозвали железным за его неутомимость, заставил всех кипеть, как в котле»[2]. Своими активными и решительными действиями Колчак вскоре обеспечил полное господство русских на море. Немцы и турки были вытеснены и напрочь заблокированы в Босфоре. Вскоре на Черноморском флоте по инициативе Колчака начал формироваться авиационный отряд. Это были важные шаги в подготовке высадки десанта в Турцию. Исключительно высокую аттестацию Колчаку как моряку, флотоводцу и одному из инициаторов модернизации флота после русско-японской войны давали в своих мемуарах адмирал Г.Ф. Цывинский и депутат Государственной думы Н. Савич[3].

Свидетельства немецких адмиралов, в т. ч. командующего германо-турецким флотом в Черном море Вили Сушона (здесь ссылку на публикацию, к сожалению, не сохранил): «Колчак был молодой и энергичный вождь, сделавший себе имя в Балтийском море. С его назначением деятельность русских миноносцев еще усилилась... Подвоз угля был крайне затруднен... Флот (немецко-турецкий - В.Х.) был принужден прекратить операции». «Постановка русскими морскими силами мин перед Босфором производилась мастерски». «Пришлось сократить железнодорожное движение, освещение городов, даже выделку снарядов. При таких безнадежных для Турции обстоятельствах начался 1917 год. К лету деятельность русского флота стала заметно ослабевать. Колчак ушел. Россия явно выходила из строя союзников, ее флот умирал. Революция и большевистский переворот его добили».

[1] Смирнов М.И. Адмирал Колчак. - Париж, 1930. - С. 60.

[2] ГА РФ. Ф. 5881. Оп. 2. Д. 533. Л. 72

[3] Цывинский Г.Ф. 50 лет в Императорском флоте. - Рига, б/г. - С. 160; Савич Н. Три встречи // Архи русской революции. - Кн. 5, т. 10. - М., 1991. - С. 170-171.

Колчак

Previous post Next post
Up