Есть такие хорошие люди
школа творчества “13 месяцев”, организаторы всяких рисовальных и рукодельных движух, например мастер-класса по скетчингу
ovaleeva, на котором
я была в мае-месяце. На днях они взяли у меня интервью про всякую рабочую и творческую жизнь: о том, как я попала в графический дизайн, о балансе между работой за деньги и проектами “для души”, о железной попе, железных нервах и других железных полезных качествах, ну и о стоках немного.
UPD. Со временем их сайт закрылся, и я перенесла текст интервью сюда (ниже под катом).
Пока рыла архив на предмет фоток, внезапно нашла себя в офисе ровно 10 лет назад, в августе 2006 года, нифига ж себе. ))
Кроме мрачной и упаханной меня, там обнаружилось множество милых забытых деталей. Хорошие были мониторы Mitsubishi, фиг поднимешь. Немаленький планшетик
Intuos: уходя из конторы, я прихватила его с собой, выкупив бартером за пару обложек. Под правым локтем Sony Ericsson, прелестный был
дизайнерский телефончик. Под левым локтем непонятная комплектуха: маки-то у нас были магазинные, а писишки я собирала сама и сеточку админила. Это была маленькая конторка, и мне давали порезвиться с отверткой (кстати вон она, среди карандашей). ^___^ Wifi ещё не изобрели, флешки тоже, поэтому вокруг много сидюков. Сзади неприметная банка колы, я сидела на кофеине и энергетиках. Слева в углу мой домашний комп середины 90-х, я его долгое время юзала для совместимости с древним софтом и играми. А на нём (о боги, зачем это) лежит явно какой-то модем, пи-пи-пи-пи-шшшш (вот теперь совсем растрогалась). А на мониторе покемоны, GO! ))
Минутка ностальгии окончена, на всё это очень приятно смотреть только с расстояния в 10 лет и две тыщи километров. ))
* * *
О СТОКАХ, ДИЗАЙНЕ И ТВОРЧЕСТВЕ
(беседовала Ольга Краснова, 26.08.2016)
Если ты не против, начнем издалека. Ты помнишь свои первые рисунки? Я имею в виду, в детстве. Ты рисовала, когда была маленькой? Как твои родные к этому относились?
- Можно сказать, что вообще не рисовала. Пробовала, конечно, чего-то карандашами чирикать, но интереса хватало ненадолго. В детстве я в основном любила читать. И играть. 🙂
А как выбрала для себя дизайн? Родители подсказали, друзья тоже пошли, сама определилась? Почему?
- Дело было в начале девяностых, и это многое объясняет. Во-первых, времена были тяжелые, нужно было зарабатывать себе на жизнь. У меня прекрасная семья, от родителей всегда была поддержка, но это не повод сидеть у них на шее. Так что я работаю с 17-ти лет почти без перерывов. В какие-то годы - совмещая с учебой, у меня два университетских образования по истории и по социологии. Был некоторый интерес к гуманитарным наукам. Правда быстро стало ясно, что нормальных денег там не заработать, это скорей для общего развития, но я оба раза доучилась до диплома, просто в аспирантуру не пошла.
Во-вторых, девяностые - это время компьютерной революции. Дома у нас комп появился году в 92-м, и мы с братом много с ним возились: играли в игры, и с фотошопом, и в сборку железа и отладку софта. Эти навыки дальше стали определяющими: мне было всё равно, чем заниматься, лишь бы с компами. С такой же вероятностью могла бы пойти по дорожке сисадминства, но получилось так, что по знакомству устроилась в издательство АСТ, им нужны были верстальщики. Ну ок, это я тоже немного умела, и деньги обещали неплохие. Да, всех подряд брали, говорю ж: компьютерная революция. Неспособные отсеивались сами, не дотянув до зарплаты или не сумев её выбить. 🙂 У нас с камрадами ни у кого не было дизайнерского или художественного образования, только умение ладить с компами и быстрая обучаемость. Кто остался - за годы вырос до крепких профессионалов, с верстки до графического дизайна: макеты, обложки, работа с иллюстраторами. Я проработала в книжной полиграфии 17 лет: в “АСТ”, “Эксмо”, других местах и во фрилансе - это и есть моё образование. Обучение на поле боя - самое эффективное, ящетаю. :))
Ух. Получается, в дизайнерско-художественной сфере опыт все-таки важнее, чем конкретная корочка? Важно уметь, и не так важно, подтверждено ли это бумагой?
- Мои работодатели всегда смотрели только портфолио и интересовались прошлыми местами работы, там сразу всё становится понятно. Профессиональный мир тесен, все всех знают, и если ты хорошо себя зарекомендовал в одном месте, то дальше уже идешь на волне своей репутации. Мне никогда не приходилось ни писать резюме, ни тем более показывать какие-то дипломы. Пока репутации не было - на первом месте работы - просто дали какое-то пробное задание.
Понятия не имею, как сейчас обстоят дела, возможно где-то обязательно просят “корочки”. Но наверняка есть места, где не просят, и есть вменяемые арт-директора, которые понимают, что бумажки - это фигня, в дизайне другие вещи важны. 🙂
Как и почему ты решила сменить дизайн на работу на стоках? Были какие-то знакомые, которые порекомендовали попробовать, или сама нашла этот вариант? Как решилась окунуться в это занятие целиком?
- А я много смежных профессий щупала, фотографию, например. Стоки - это тоже очередная смежная отрасль, вспомогательный рынок, который обслуживает график дизайн и предоставляет запчасти для макетов: все эти картинки, иконки, фоны и рамочки. Чтобы там работать эффективно, надо уметь думать как дизайнер и знать, что им для работы нужно, плюс иметь навыки в рисовании, либо в фотографии и ретуши, либо в видео-съемке. Не помню, как я про них узнала, нагуглила случайно, попробовала, мне понравилось. 🙂
Я никогда не окуналась в стоки целиком, даже в первый год, когда пахала на них очень много. Боже упаси посвящать всю свою жизнь ретуши апельсинов. о__О Это хорошее, добротное ремесло, предназначение которого - кормить и оставлять достаточно свободного времени для других занятий. Когда-то эту же роль играла работа в офисе за зарплату: приходишь домой и принимаешься за личные проекты и обучение чему-то новому. Или прямо на работе, пока начальство не видит. )) На мой взгляд, это идеальный вариант: когда у тебя есть набор умений, часть из которых зарабатывает тебе деньги, а с остальными можно резвиться как душе угодно. Делать какие-то проекты чисто “для себя” и своих зрителей, ради удовольствия, обучения и игры. Творчество любит свободу и чахнет, если над ним слишком навязчиво стоят с калькулятором и мрачными мыслями “как это продать”. Думать-то об этом можно, но главное весело и без фанатизма. ))
То есть ты рассматриваешь стоки как временный вариант - можно так сказать? Сколько времени у тебя в первые пару лет и сейчас занимает работа на стоках?
- Нет ничего более постоянного, чем временное. :)) Шесть с половиной лет на стоках, пока полёт нормальный, а что дальше будет - кто ж его знает? Ну как-нибудь выкрутимся, наверное. Сейчас для стоков я работаю пару дней в неделю, в начале было раза в два больше, наверное. Или в три. Тогда ещё фриланс был параллельно. “День” - это необязательно 8 часов, это может быть и 14, я упоротый трудоголик, и мне это нравится. ^___^ На самом деле я не знаю даже примерных цифр, просто занимаюсь каждый день всем, что нужно сделать: то стоки, то принтшопы, то рисование какое-то, то другие дела. Выходных как таковых нет, чаще по совместительству с делами. Типа “пойду-ка я в кальянную подумаю об эскизе”. ))
Вообще интересная ситуация: со временем стоки приносят денег больше, а работать надо несколько меньше:) Правильно я понимаю? Вообще, если говорить о финансовом вопросе - стоки тебя, как я понимаю по твоему блогу, вполне радуют суммами?)
- Ну так это обычная модель для бизнеса. Сначала ты много вкладываешь и работаешь забесплатно, потом он начинает “отбивать” затраты и наконец приносить прибыль. Или не начинает. Или погибает сразу же или позже в силу каких-то изменений на рынке. Сейчас стоки приносят мне достаточно, чтобы обеспечить житьё на Кипре, которое дороже, чем в Москве. Не миллионы, конечно. )) Но в кои-то веки кто-то оценил по достоинству мою квалификацию, и я очень благодарна Шаттерстоку и другим за предоставленную возможность.
А если говорить о моральном удовлетворении - когда натыкаешься на свои работы на “живых” товарах, в том числе весьма крупных фирм, это радует? Отслеживаешь жизнь своих картинок и снимков?
- Конечно, радует. )) Иногда получается что-то из своего нагуглить, иногда встречаю свои картинки на Бихансе в работах дизайнеров (всегда говорю им спасибо), иногда вижу в магазинах на упаковке товаров. Покупаю и маме привожу, как сувенир из какой-нибудь заморской страны, “вот тебе, мама, мыло с моими оливками”. )) Хоть это и просто ремесло, но я его делаю качественно и горжусь результатом.
Если говорить про проекты “для себя”… Чем ты занимаешься? Это проекты и увлечения в смежных областях?
- Сейчас почти все в смежных, да. Самый горячий проект - мы затеяли с братом делать книжку, 20 рассказов в жанре фентези, его тексты и мои иллюстрации. Для меня это ностальгическое воспоминание о настольных ролевых играх, которыми мы когда-то вместе увлекались, темы и сюжеты мне близкие, и мне очень нравится, как он пишет. В общем, я полна энтузиазма. )) К тому же это мощная площадка для самообучения, потому что углем я рисую недавно, я всего года три назад рисовать начала, и всё дается не очень просто. Но судя по реакции зрителей, что-то вроде получается. 🙂
Ещё участвую в разных рисовальных флешмобах. И у меня есть долгоиграющая серия чб фотографии, которую я иногда доснимаю и сделала из нее книжку пару лет назад. Надо дополнить новым материалом, перевести предисловие на английский и переиздать. Единственное не очень смежное - это музыка, которой я недавно в очередной раз занялась (в детстве на пианинах играть учили). Хотя… “игра в бисер”. 🙂 Вижу много общего с визуальными искусствами в смысле композиции, ритма и контраста. Времени и сил на всё, естественно, не хватает, что-то периодически “проваливается”, но я стараюсь. ))
Солидный перечень! А периодическое погружение в “творческую тусовку” - интенсивы, курсы, мастерская художницы - тебе дает ощущение общности с другими творческими людьми? Энергию? Знания? Что важнее?
- Общность, наверное, важнее всего. Знания можно и онлайн получить. Общение в инете тоже есть, и немало, но тусовка живых людей всё-таки лучше. Люблю встречаться с коллегами, всегда есть о чем поговорить и что друг другу показать. ))
И еще - как считаешь, для того, чтобы заниматься творческим бизнесом, какими качествами нужно обладать? Про тех же музыкантов говорят, что талант талантом, но должен быть “железный зад”. Про художников-дизайнеров-стокеров так можно сказать? Что еще нужно?
- Железный зад и железные нервы. 🙂 То есть психологическая выносливость: кто-то перед неудачами впадает в уныние и бросает дело, а кто-то злится и удваивает усилия. Вот эта разница очень важна. В нас выносливость вбивалась просто: я делала варианты обложки, и начальство мне говорило “это говно, переделай”, и так двадцать раз без объяснений. Я не говорю, что это правильный способ, можно было бы поконструктивнее. ))) Но устойчивость к критике возрастает неимоверно. Вместо того, чтобы терзаться комплексом неполноценности, сначала в ярости роняешь стул, потом спокойно идёшь и думаешь, как решить рабочую задачу. Я часто вижу, как начинающие (и не очень) творческие люди очень остро переживают из-за критики в инете. Бывает неприятно, да, но переживать не надо. Надо подумать, обоснована ли критика, если да, то составить план, как исправить недостатки, забанить откровенных хамов и окружить себя людьми, которые разбираются в предмете и способны помочь советом. Всё. Время, потраченное на переживания, лучше потратить на творчество. 🙂
А в существование талантов я вообще не очень верю. Люди склонны именно им объяснять чужой успех, но на самом деле они просто не видят или не хотят видеть, сколько часов труда стоит за каждым успехом. Вот про спорт вроде бы всем понятно, как там важны годы тренировок, но на самом деле в любой области точно так же. У меня талантов точно нет, есть только любопытство и немного упрямства. ^__^
Ну и кроме *железных имплантов в теле* )) полезно понимать, что творческий бизнес - это всегда компромисс между тем, чем интересно лично тебе, и тем, что нужно другим людям (настолько, что они готовы отдать свои деньги). И успех зависит от того, насколько правильно этот компромисс найден. В издательствах и с заказчиками я часто делала то, что мне не нравилось, это приносило деньги, но убивало мотивацию, такое обычно кончается апатией или ненавистью к себе и своей работе (было такое). В нынешних творческих проектах я просто самовыражаюсь - поэтому не жду никакой выгоды, кроме своего удовольствия и бескорыстного одобрения друзей. А вот на стоках я ковыряюсь в любимом фотошопе с пользой для других - правильное равновесие было найдено. Получается, творческий бизнес - это как акробатика. о_О )))
Что бы ты посоветовала тем, кто хочет попробовать зарабатывать на стоках? К чему им быть готовыми, что для себя внутренне решить? С чего начать?
- Если это специалист из какой-то смежной области: дизайнер, фотограф, иллюстратор или видеограф - то подыскать себе нишу, в которой умеешь и хочешь работать, и вперед - пахать, стараясь делать продукт лучше того, что уже есть на рынке. Проход через “долину смерти” (период неокупаемости портфеля) займёт от года до двух, чтобы выжить в это время понадобятся сбережения либо вторая работа.
Новичкам (людям, что-то рисующим или снимающим в виде хобби) мне нечего посоветовать. Стоки - это место, где уже работает множество крутых профессионалов и целых студий, вам придется конкурировать с ними, а также персонажами из предыдущего абзаца. Попробовать-то можно, но лучше без иллюзий. 🙂 И вообще, неплохо бы подумать - а оно вам надо? Именно стоки? Есть и другие способы зарабатывать своим творчеством, возможно, более удобные и приятные: рукоделие, фриланс, преподавание - вариантов довольно много.
Мы говорили о временности и постоянстве стоков. А у тебя есть понимание, чего ты хочешь достичь со временем? Какой ты видишь себя через, допустим, 10 лет?
- Вот бы вернуться на 10 лет назад и рассказать самой себе, где я теперь и чем занимаюсь. Я бы ооочень удивилась! о__О Жизнь слишком непредсказуемая штука, я зареклась планировать больше, чем на полгода вперед. Просто занимаюсь тем, что интересно и полезно, и стараюсь ловить проплывающие мимо возможности. А куда они в конце концов заведут - кто знает. Надеюсь снова удивиться.
#микростоки #дизайн #работа