Кто читал мой обзор
угольных карандашей, знают, что по части рабочих инструментов я упоротый перфекционист. Если западаю на какой-то художественный материал -- то нет мне покоя, буду рыть всё, что на рынке есть, чтобы найти самый лучший под свои задачи. Как хорошо, что теперь мне понадобились всего лишь чёрные чернила. )) К тому же водостойкие, их не так уж много. Итого, всё до чего руки дотянулись: 33 разновидности в банках и картриджах, а заодно пару слов про белые чернила и пенбраши -- кому интересны подробности, велкам под кат.
В рисунках я сейчас использую тонкую перьевую ручку для деталей и пенбраш для фонов. И хочу я от чернил, чтоб они были максимально чёрные и давали равномерную заливку. Я исправляю ошибки белой ручкой и временами добавляю в рисунки
акварель или
маркеры (на водной основе) -- поэтому мне очень важно, чтоб чернила были водостойкие и высохнув ни с чем не смешивались. И ещё я дополнительно хочу, чтоб их можно было заливать в перьевые ручки -- но эта тема оказалась непростой, и о ней я расскажу отдельным постом. Так что в этом обзоре -- о чернилах, которые годятся для традиционных перьев и кисточек и для заливки в пенбраши.
Во избежание путаницы: я называю "чернилами" и собственно чернила (карбоновые, пигментные), и тушь (акрил, шеллак) -- потому что большинство моих источников англоязычные, они всё называют просто "ink".
Начав свои поиски, я то там то сям, в живых магазинах и онлайн насобирала кучу банок от разных производителей. Брала те, про которые говорилось "водостойкие", но в половине случаев это оказалось враньём. )) Смотрите выкраску, какую плотность все они дают в один и в два прохода кисточкой. Водостойкость проверяла, пройдясь по высохшему мокрой кистью (вы сразу увидите поплывшие края).
Фаворита своего я встретила почти сразу -- это американский бренд dr. Ph. Martin's: он самый черный! Придраться всё равно можно -- чуть есть разводы, чуть блестит, но в целом это очень классная тушь. Очень неплохи также Winsor&Newton и пара других акриловых чернил, а вот моя любимая рабочая лошадка для перьевых ручек Platinum Carbon явно сероваты. Вот на этом неретушированном скане хорошо видна разница:
Остальные в основном разочаровали: то недостаточно чёрные, то не водостойкие. Были надежды на Pelikan и Sailor (как производителей перьевых ручек), но и они подвели. Американцы прутся от Noodler's, у них очень много разновидностей черных чернил, но только марка American Eel оказалась хоть как-то приемлемо (и то не на 100%) водостойкой. Удивили Daler Rowney: их чернила такие светлые, что это даже уже интересно. Не придумала, куда эту их особенность применить, для какой-то задумчивой серой графики, потом подтонированной акварелью?
Отдельно хочу упомянуть Kuretake Sumi ink. Оба варианта заявляются как водостойкие, но с разной скоростью высыхания. Ну не знаааю, я подождала сутки. А потом еще пару недель, но и это не помогло. )) С чёрной этикеткой действительно понадежней, но тоже от воды плывёт. И тем не менее, если не нужна водостойкость -- это очень хорошая тушь, я прям на неё запала. Такая чёрная, с приятной консистенцией, мягко текущая и красиво размывающаяся (если кому это надо).
И немного об инструментах. Для закраски фонов я очень быстро отказалась от маркеров и перешла к кисточкам -- они удобней (переменная толщина). Заправляемые кисточки я перепробовала, конечно, не все, но многие, в том числе *водные* с большими резервуарами. Последние, наверное, хороши для пленэрной акварели, но чернила из них текут просто лужами, так нельзя. Впрочем нынче в магазинах много заправляемых пенбрашей именно под чернила, и вполне приличных. Мне по размеру руки подошли самые маленькие от Pentel (
Pentel Pocket brush): синтетика, но кончик тонкий, довольно долго не лохматится, отличный диапазон линий, чернила текут как надо, есть свои водостойкие картриджи. Правда родные чернила сероваты и всё-таки чуть смываются, но я залила в пустой картридж дохтура Мартина и поняла, что счастье есть. ))
Похожая кисть есть у Kuretake, судя по отзывам -- близкого качества или чуть лучше. Хотела и её купить попробовать, но увидала у них
вариант с натуральным волосом (колонок) -- и взяла его. Нууу... это без обману хорошая кисть. :) Надеюсь, этот острый кончик долго проживёт, хотя для моих нынешних целей она немного overkill, упомянутой хорошей синтетики в общем достаточно.
И заодно уж скажу о белых чернилах, которые мне нужны исключительно для исправления ошибок. Я перебрала какое-то безумное количество белых маркеров и ручек, наполненных акрилом и фиг знает чем, и начала уже было подгребать чернила в банках, но в итоге остановилась на пентеловских белых ручках Pentel Hybrid Gel. Они пишут шариком, бывают 1mm и 0.8mm и реально самые кроющие, хорошо идут поверх туши и при этом достаточно тонкие, чтоб подмазывать мелкие детали. Другой приемлемый (но чуть похуже) вариант Sakura Gelly Roll. Остальные либо нормально не пишут, либо не кроют, тысячи их.
Я продолжаю свои опыты, обещаю написать про перьевые ручки и кого с какими чернилами можно заставить работать. Если кто что знает по теме и хочет посоветовать любимую марку водостойких чернил -- я с большим удовольствием послушаю! :)
Магазины, в которых я покупаю худматериалы:
Jackson's Art,
Cult Pens,
Jet Pens, amazon и ebay. Сплошное разорение, но приятное. ))