Пешком по КБЖД
День 6-8 (03-05.07.2013)
3 июля мы проснулись рано, чтобы успеть на паром. Ночью шёл дождь, утро было промозглым, изо рта шёл пар, и мы пожалели, что не взяли хотя бы лёгкие шарфы. Хотя, чего мы, спрашивается, ожидали от утра в Восточной Сибири возле воды?
В 8:15 мы сели на паром мыс Рогатка - порт Байкал (49 рублей с человека, расписание тут:
сайт ВСРП) и поплыли в плотный молочный туман, из-за которого на середине пути было почти не видно берегов. Прибытие в порт Байкал и пребывание в нём произвело на нас неизгладимое впечатление: туман, тишина и прохлада, старые корабли, дома и вагоны, одинокие подозрительные прохожие и проезжающие на мотоциклах с коляской, но без самой коляски, мистическая атмосфера северной рыбацкой деревушки из какого-нибудь фильма ужасов. Порт Байкал разительно отличался от Листвянки, но на столбах всё равно много объявлений о сдаче домиков и комнат, что позволяет рассчитывать на ночлег даже путникам, не позаботившимся об оном заранее.
Как говорится, фотографиями ни красоты, ни атмосферы не передать, но что же теперь, зря фотоаппарат, что ли, брали? Ниже несколько фото порта Байкал, а дальше - продолжение.
Паром, который переправил нас через Ангару:
Schedule trani:
9 утра можно считать официальным временем старта нашего непродолжительного пешего похода, так как в это время мы со станции с отметкой 72км отправились по железнодорожным путям в сторону нашей конечной точки - города Слюдянка. На протяжении всего маршрута стоянки разной степени оборудованности (в основном, это, конечно, только кострище и относительно ровная площадка для палатки) встречались нам довольно часто - не реже, чем раз в 2-3 часа. Редко, даже на станциях не всегда, попадались большие контейнеры для мусора. С водой проблем не было - у нас было припасено 3 литра минеральной воды «Кука», да и Байкал, в случае чего, был рядом. Благодаря лёгкому ветерку насекомые нас совершенно не одолевали. Большую часть пути мы шли в кофтах - на иркутской стороне за счёт рельефа берега обычно холоднее, чем с бурятской стороны, это относится также и к воде. Днём было обычно до +30, но рядом с Байкалом жарко не было, ночью температура падала градусов, наверное, до +8.
Уже через час после того, как мы покинули порт Байкал, мы осознали свою главную ошибку, стоившую нам сокращения маршрута: ширина шпал короче длины ступни и сами они располагаются на неудобном для взрослого шага расстоянии друг от друга. Учитывая отсутствие параллельной альтернативной дорожки на протяжении большей части маршрута и обилие камней на путях, движение в лёгких дешёвых кедах с мягкой резиновой подошвой было просто мучением уже к середине первого дня похода. Позже всё чаще попадались места, где шпал и вовсе не было, а наш единственный путь между рельс был усеян острыми крупными камнями. Мы по очереди шли по рельсе, придерживаясь друг за друга, было не так больно, но и не совсем удобно. Это стыдное упущение в плане обуви послужило нам ценным уроком на будущее: обувь нужна с толстой твёрдой подошвой.
По КБЖД путешествуют не только пешком. Мы встречали, например, велосипедиста, а также вот таких ребят:
На путях повсюду растут грибы:
КБЖД усеяна тоннелями, всего их около 40, в них холодно, темно и сыро, выручал фонарик. Среди них попадались довольно длинные - более 500 метров, пару раз нас прямо внутри настигал поезд, от которого мы прятались в нишах, имеющихся почти в каждом тоннеле, самый длинный из которых находится на мысе Половинный: 778 метров по прямой, и всё время обманчиво кажется, будто выход уже совсем рядом. В некоторых тоннелях, как и вне них, бывало довольно грязно - за это скажем спасибо нашим любимым самими собой туристам, имеющим привычку метить территорию различным мусором, включая стеклянные бутылки. Осколок одной такой впился мне в ногу, проткнув подошву, последствия чего, к счастью, ограничились непреднамеренным привалом. В подобных местах не было также недостатка в ценных сведениях о дате посещения их васями, колями, а в одном месте целым кузовным цехом какого-то завода. Спасибо вам, ребята! Сложно представить, как невыносимо трудно живётся несчастным обитателям тех мест, которые вы доселе не почтили свидетельством своего присутствия.
Такие рисунки куда лучше, чем надписи "я здесь был":
У этого тоннеля мы провели вторую ночь на КБЖД. По жёлобу над тоннелем течёт ручей Киркирей, из которого мы брали воду.
Во время первого привала-перекуса на берегу мы видели трёх нерп неподалёку от берега. Они, по всей видимости, высунули голову, чтобы подышать. Несмотря на то, что мы были не вполне уверены, что это были именно нерпы, эйфория от этой встречи длилась довольно долго, пока некоторое время спустя в этот же день мы, не веря в своё счастье, заметили, что прямо рядом с берегом, метрах в 50 от нас, одинокая нерпа не без труда взгромоздилась и улеглась на камень. Притаившись в траве, мы некоторое время наблюдали, как она опасливо вертит головой. Когда мы попытались подобраться к ней поближе, чтобы сфотографировать, скромная нерпа стремительно удрала в пучину. Теперь, после посещения музея с аквариумом и встречей с единственным млекопитающим Байкала в естественной среде, план по нерпе был выполнен, хотя позже мы, не так близко, но ещё не раз видели этих симпатяг, выныривающих за порцией воздуха. Очарование нерпы не оставило ей шансов на то, чтобы не стать нашим семейным мемом.
Тут пригодился бы телевик, но хоть так:
Перед поездкой я начитался в интернете всяких ужасов про энцефалитных клещей, но за всю поездку нам не встретился ни один мелкий гад. Тем не менее, минимальные меры предосторожности мы приняли: по кустам старались не шастать, побрызгались гардексом и перед тем, как ставить палатку, клали на траву белую майку на несколько минут.
В первый день мы ожидаемо шли гораздо бодрее, чем во второй, сделав всего 2 привала. Отмахав, таким образом, 29 километров за 9 часов и окончательно разбив ноги, мы поставили палатку на песчаном берегу, окунулись в ледяную байкальскую водичку, поужинали и легли спать.
В таком местечке мы встали на первую ночёвку:
Зная о недостатке дров на берегу Байкала и заботясь о природе, мы не расчитвали на обычный костёр, а взяли с собой сухое горючее и смастерили ветрозащитный экран, который оказался вполне эффективным:
Коварный котяра крадётся к нашей колбасе:
Ночью сильный ветер безуспешно норовил снести нашу палатку. Холодным, но солнечным утром мы, попив чая с сагаан дали, отправились дальше. Плечи и ноги, немного отдохнув за ночь, сильно болели: первые - с непривычки к рюкзакам, вторые - из-за досадного просчёта с обувью. Нашей целью, учитывая плачевное состояние ступней, был посёлок Маритуй, до которого необходимо было пройти 19 километров. Там мы планировали переночевать, а утром доехать остаток пути на местном пригородном поезде - мотане (мотаня ходит 2 раза в сутки: туда и обратно. Из-за возраста путей и обилия туристов, по ним идущих, поезд едет очень медленно - в среднем не более 20км/ч). На одной из станций нас настиг экскурсионный поезд, на котором можно было с комфортом и туристами добраться до места назначения за 350р с человека. Жадность пересилила боль в ступнях, и мы пошли дальше. На подходе к Маритую нас около часа развлекал несильный дождь. После посёлка на путях окончательно кончились шпалы и начались сплошные камни. Нас немного (около 3км) подвёз поезд, на который весёлые рабочие собирали с обочины старые шпалы, поэтому большую часть пути он двигался еле-еле, чтобы рабочие за ним поспевали. Таким образом, вёз он нас часа полтора, но зато мы немного отдохнули и проехали пару тоннелей, стоя впереди, прямо под его прожектором.
На ночёвку мы встали в очень красивом и удобном месте - на станции Киркирей (по названию протекавшего там ручья), преодолев за второй день 23 километра, а за оба, соответственно, 52км. Там была параллельная разобранная ветка и родник-водопад. Кстати, в процессе путешествия мы опытным путём опровергли миф о трюке с переливанием из стакана в стакан воды над ухом спящего человека: мы ночевали и у шумного ручья, и у журчащей речки, и в дождь, и оставались сухими. Другое дело, если бы в палатку залез медведь...
Утром, чтобы успеть поймать мотаню, которая, по нашим расчётам, должна была пройти мимо нас в 5 утра, мы встали в 3:30. Довольно быстро собравшись, мы начали встречать рассвет, а мотани всё не было. Отчаявшись после почти часового ожидания, мы приготовились идти дальше пешком, но к нашей радости поезд показался-таки из-за поворота. Мы попросили его остановиться, подняв руку, и залезли внутрь. Тёмный тёплый вагон был наполнен спящими людьми, но мы без труда нашли место у окошка. За проезд мы заплатили 44р (оплата зависит от расстояния, примерно 1,16р/км, для собак - около 0,74р/км).
Наблюдая в окно окутанную рассветной пеленой оставшуюся непройденной пешком часть пути, мы обратили внимание, что берег там становится круче, архитектура тоннелей меняется. Немного расстроившись, мы успокаивали себя тем, что, во-первых, цель, всё-таки, была не столько пройти энное количество километров пешком, сколько провести пару дней в непосредственной близости и наедине с Байкалом. К тому же оставалось больше времени на оставшуюся часть путешествия.
В итоге, пройдя 2 дня по берегу Байкала, мы удовлетворили свой первоначальный голод и считали знакомство с озером прошедшим успешно.
Вид на Байкал в районе нашей второй ночёвки:
Часам к 9 мы приехали в Слюдянку, перекусили в столовой РЖД и немного прогулялись. Слюдянка - небольшой, довольно милый, окружённый горами городок, на его осмотр, пожалуй, вполне хватит 3-4х часов. В музей минералов сходить не успели, камера хранения на автовокзале - 20р/час. Взяли билеты до Читы и из Читы в Улан-Удэ. Выбор дат и класса, был, разумеется, невелик, поэтому по билетам нам предстояло провести в Чите 2 дня вместо запланированного одного, кроме того, до Читы пришлось взять купе. В итоге и то, и другое не зря: Чита нам очень понравилась, а купе досталось, как у проводников, - двухместка.
Вешалка в столовой РЖД:
Нерпа с детёнышем:
Первая треть пути от Слюдянки до Читы тянется по берегу: слева Байкал, справа хребет Хамар-Дабан и прочие красоты Восточной Сибири - горы, посёлки, долины, речушки. От окна не отлипали. Чем дальше на восток - тем ниже давление: в Чите было около 680мм рт.ст. (В Рязани 747) из-за этого была небольшая слабость, но только поначалу.
Утром 6 июля, в субботу, мы прибыли в Читу, половина отпуска была позади.
Продолжение следует.
Едем в Читу:
Традиционное фото Байкала:
Остальные части:
Часть 0 - Подготовка и маршрут Часть 1 - Поезд Москва-Иркутск Часть 2 - Иркутск, Листвянка Часть 3 - Пешком по КБЖД
Часть 4 - Чита Часть 5 - Улан-Удэ (музей и дацаны) Часть 6 - Гремячинск, автостоп Часть 7 - Улан-Удэ и путь домой