707

Стамбул. Часть 6

Jan 30, 2020 16:43

...или Босфор душа Стамбула.
Босфор для Стамбула, как артерия качающая кровь. Эта оживленная судоходная магистраль символ древнего города, который был столицей трех могучих империй - Римской, Византийской и Османской. И во все времена Босфор разделял и одновременно, объединял западную и восточную цивилизацию. Будучи границей между Европой и Азией, Босфор является и душой Стамбула. Длина Босфора около 30 км, ширина от от 700м до 6 км, а наибольшая глубина 120м. По турецки пролив называется просто Истанбул Богазы. В Босфоре можно встретить дельфинов, российские танкера с нефтью, круизные теплоходы и натовские крейсера. Но и сам Стамбул с воды выглядит иначе, чем с берега. Именно об этом и будет сегодняшняя запись.


Безбашенные капитаны прогулочных и рейсовых теплоходов Стамбула, выписывают по Босфору кренделя, которые в другом месте стали бы причиной аварии. Тут же это часть традиции, образ жизни. Наблюдать за дрифтом судов у Галатского моста можно часами, зрелище впечатляющее и захватывающее. Босфор Богазы и есть сама жизнь.

.
.
.
.
.


Начнем с того, что в Стамбуле предлагается множество экскурсий за весьма приличные деньги. Это и 20 и 30 евро с человека. При этом набор остановок и услуг мало отличается. есть ночные рейсы с танцами живота и буфетом по Золотому Рогу. Всё это красиво и ярко расписано на цветных буклетах предлагаемых в отелях. Мы никак не могли впихнуть такой водный тур в свой график и найдя время столкнулись с другой проблемой. Все эти дорогие туры уже стартанули, мы опоздали. Было решено пойти на набережную и посмотреть расписания рейсовых теплоходов, что бы путем пересадок пройти босфор на этих водных "маршрутках". И видимо на то была воля Аллаха, мы нашли свой наилучший круиз за 4 (четыре) евро с человека. Расскажу ниже. Обратите внимание на курс нижнего судна. Он идет в корму среднему. К тому моменту как его нос будет на той точке, корма уже на 10 метров уйдет с его курса. Так в Стамбуле и водят корабли, на грани фола, по своим турецким правилам.


Сначала взглянем на Босфор с высоты мечети Сулеймание. Тут оба берега, и сам Босфор.


Азиатская часть не была удостоена нашего посещения, ведь нельзя впихнуть невпихуемое. Поэтому на Азиатский берег мы будем смотреть с теплохода.




Рейсовые Босфорские "маршрутки" снуют через Босфор Богазы без перерыва, создавая хаотичный рисунок маршрутов.


Примерно такой теплоходик и стал нашим "счастливым билетом" в этот день. Мы вышли на набережную и стали тыкаться в кассы причалов. А их тут десятки. По причалу шли невзрачные зазывалы с каким-то буклетом. Босфор тур 25 лир, два часа тырпырдыр... Что простите? не евро, а лир? Да, 25 лир, отправление через 15 минут. Куда идем? За второй мост и обратно, вдоль обеих берегов, через Девичью башню. То есть всё тоже самое что и за 20 евро. Отлично, вот вам 50 лир. Нам дают серые типографские билетики и показывают на раздолбанный микроавтобус. Садимся. Ехать оказалось недалеко, метров 500, на частный причал по лабиринту внутренних проездов пристаней Стамбула. Там нас встретил сам весельчак капитан, мы погрузились на теплоход. Человек 50 набралось, мы отправляемся. Смотрите как тут водят суда. Под галатским мостом есть единственный открытый пролет для судоходства. Проходит тот, кто первый сунул нос под мост. Теплоходы подрезают друг друга, проходя порой в паре метрах друг от друга. Мастерство высочайшего уровня, кажущееся со стороны безумством и неоправданным риском.


Галатская башня с воды. Идем к Галатскому мосту, чтобы выйти из Золотого Рога в Босфор.


Вот там мы постречали дедушку с билетами.


Ая София с воды.




Началось. Мы попадаем в самый центр "водоворота", когда на одном гектаре собираются до пяти судов.


Привет Грете Тумберг от славных турецких мореходов.


Итак, мы вышли на нос судна, мне нужен был простор для съемки. Там мы увидели пару стульев, и поспешили ими воспользоваться. Вдруг появляется капитан. Часй хотите? Разумеется хотим. Сам капитан притащил нам чайник и чашки. Появляется группа студентов, раз можно нам, видимо разрешено всем. Капитан вежливо с юмором просит их уйти в кормовые кубрики, коих там аж две палубы. А как же вот, показывают на нас. -Два человека ноу проблем. 10 человек биг проблем. После чего поворачивается к нам и подмигивает. Сердечно благодарим его, мне опять ничто не мешает снимать. Капитан убегает но не на долго.


Появившись вновь он расспрашивает откуда мы. Узнав что мы из Латвии радуется, как ребенок. Он знает что это бывший Союз, и спешит нам сообщить что он тоже частично наш. Мама Одесса, папа Стамбул, примерно так звучало. Русская у него мама была из города героя Одессы, сам он уже родился тут, но к нашему брату испытывает лишь теплые чувства.


Встречный рейсовый "автобус"




О, да...и мы одни из десяти. За нами идут еще два судна. Вот так он выглядит этот Босфор Богазы. Живой, никогда не спящий.


Новая мечеть.








Не успели выйти в Босфор, тут же встретили тот британский самый разведывательный корабль НАТО, что ходил в Одессу пугать российский флот из-за Крыма. Вот эта консервная банка пугала и грозила героическому Севастополю. Надо же было встретиться.


Лоцманский катер забирает лоцмана. Еще бы пендаля дать, что бы до середины Мраморного моря летели, угрожатели.


Погода на грани. Вот-вот может пойти дождь, но тепло и чай же, заваренный капитаном. Он еще выбегал удостовериться, что у нас все хорошо.


Интересно, после завершения стройки, будут ли видны более старые строения на берегах.


Идем в сторону Черного моря.




Ярусная застройка очень выгодно смотрится именно с воды.








Ох и люблю же я эту пёстрость и хаос линий.




Это дворец Долмабахче. Были в нем, рассказывал во второй записи.






Мечеть Чамлыджа (Çamlıca Mosque) называют новым символом Турции. Строительство уникального культурно-религиозного комплекса завершилось в марте 19 года. В рельефном ландшафте Стамбула холм Чамлыджа - наиболее высокая точка, аж 263 м над уровнем моря. Поэтому мечеть носит его имя, и оттуда открываются захватывающие виды на Босфор и весь Стамбул. В настоящий момент, Мечеть Чамлыджа считается самой крупной не только в Турции, но и в мире. Ну это проверять конечно надо. Но размеры якобы превосходят все существующие ранее: диаметр центрального купола - 34 м, высота - 72 м; 6 минаретов (высота четырех по 107 м, двух - по 90 м).


Первый мост через Босфорский пролив, соединивший европейскую и азиатскую части Стамбула это Босфорский мост. Официальное открытие моста состоялось в 1973 году, к 50-летней годовщине основания Турецкой Республики.




В основании моста, на Европейской части, находится красивейшая мечеть Ортакёй.






Длина моста 1560 метров, ширина 33, а высота дорожного полотна над водой - 64 метра. Он открыт для пешеходов только раз в году - во время Стамбульского межконтинентального марафона. В 2016 году Босфорский мост переименован в “Мост мучеников 15 июля” в память о погибших в результате попытки переворота. На картах название старое.


Ортакёй с воды. Рассказывал о ней в записи о мечетях города.


Так Босфор выглядит с берега.




















Второй мост это Мост Султана Мехмеда Фатиха. Построен на месте, где ширина пролива минимальна (660 м). Официальное открытие моста состоялось в 1988 году, к 535-летию завоевания Стамбула. Длина моста 1510 метров, ширина 39, а высота дорожного полотна над водой, как и у первого моста- 64 метра. Рулетки с собой не было, не проверял.


Третий Мост через Босфор - Мост султана Явуза Селима. До черного моря остается всего ничего. Мост пересекает Босфор в его северной части, у выхода в Чёрное море. Сооружение начали возводить в мае 2013 года, а церемония открытия состоялась 26 августа 2016 года. На мосту проложено восемь автомобильных полос по четыре в каждую из сторон, а между ними две железнодорожных линии. Общая длина моста составляет 2164 метра, длина основного пролета 1408 метров. Мы едва дойдем до него, и сделаем разворот в обратную сторону. По сути Стамбул тут заканчивается, начинаются пригороды.


Помимо трех мостов, под Босфором есть еще два тоннеля. Подводный железнодорожный тоннель «Мармарай» и Евразийский тоннель для автомобилей, открытый 20 декабря 2016 года. Общая длина тоннеля составляет 5400 метров, из них 3340 метров пролегают под Босфором. Вместе с подъездными путями общая протяженность тоннеля составляет 14,6 километров, а максимальная глубина залегания - 106 метров. Тоннель предназначен для проезда легковых автомобилей и микроавтобусов. Мармарай же проходит в 60 метрах под водой пролива.


Назад идем вдоль Азиатской части.






Между прочим, соединяя Европу и Азию, пролив Босфор перемещает еще и опресненно-соленые воды из Чёрного моря в Мраморное, и далее в Средиземное. Босфор по сути - это старая речная долина, которая затоплена морской водой 7600 лет назад и имеет два противоположно направленных течения. Опресненное верхнее течет на юг из Чёрного моря в Мраморное со скоростью 1,5-2 м/с. и соленое - нижнее.  Солёное нижнее течет на север - из Мраморного моря в Чёрное, как было установлено адмиралом Макаровым в 1881-1882 годах со скорость 0,9-1 м/с. Солёное течение продолжается в Чёрном море подводной рекой. Получается скорость пресного вдвое превосходит скорость соленого.


Девичь Башня, один из символов Стамбула.


Из-за этой движухи в Босфоре, турки намеряны прокопать новый судоходный канал на 60 км западнее. Длина его составит 50 километров, начинатся он будет возле Силиври.


За Девичьей башней уже видно Мраморное море.




Кстати за проход проливами Босфор и Дарданеллы, взимается маячный сбор в сумме около одной тысячи долларов в зависимости от класса судна.




Да, правду сказал нобелевский лауреат Орхан Памук,-  “Босфор - душа Стамбула, в нем город черпает силы”.


А ещё по пути мы видели стаю дельфинов. Оказалось это правда, а я думал их рисуют на буклетах ради эстетики.


Вечер же мы провели в ресторанчике под Галатским мостом, откуда весь Босфор как на ладони. На этом и наш визит в Константинополь закончился и эта запись о городе последняя.


Прекрасный город, яркие незабываемые впечатления, любовь с первого взгляда. Будете в Стамбуле - передавайте привет. Скучаю.


_Все шесть частей или "Стамбул за 3 дня" : https://707.livejournal.com/648274.html

ЖУРНАЛ ТУРИСТА, Е-М10'', FОТО, Турция, Стамбул, ЖУРНАЛ, КОРАБЛИ

Previous post Next post
Up