Начало Психосоматика
Если ребенок очень маленький, то у него ограниченные возможности реакции. Он реагирует телесно, соматически. Других инстанций пока просто нет.
И мы видим напряжение: человек отводит взгляд, сдерживает дыхание и иногда диссоциирует - то есть он пытается как бы «полностью не быть здесь».
Если мы поранились или порезались, то возникает инстинктивная реакция - мы уходим в напряжение, сжимаем зубы, задерживаем дыхание - и тогда мы перестаем это чувствовать. И мы можем дозировать боль, чтобы мы были в состоянии ее выдерживать.
Это происходит и в других случаях на уровне физиологии - из-за какого-то напряжения, травмы, задерживается поступление крови. И так обеспечивается выживание.
Но мы часто встречаем клиентов, которые в принципе не в состоянии расслабиться. Они занимаются йогой, дыхательной терапией, чтобы почувствовать себя лучше. И мы наблюдаем клиентов, у которых есть психосоматические заболевания, хотя «медицинских показаний» для этих заболеваний нет. И это очень сложные клиенты.
Эти дети уходят в напряжение, и всю свою жизнь живут в этом напряжении - и это, конечно, сказывается на всем теле - на суставах, на мышцах, на связках, это сказывается на снабжении органов кровью, на иммунной системе. И если на протяжении десятилетий в теле существует напряжение, тело какое-то время это выдерживает, но потом вдруг это ломается.
И тогда имеет смысл посмотреть, где наши клиенты научились находиться в этом напряжении. Где это является лучшей реакцией и на что.
«Быть не здесь»
Когда дети становятся старше, когда развивается когнитивный аппарат, то появляется возможность других стратегий, других реакций, к примеру, на отца, который пьет, или у которого слишком много стрессов на работе, или родителей нет, так как в семье есть другой ребенок, или ребенок часто болеет и родители реагируют с отвержением на него.
И тогда дети уходят в альтернативные миры. К примеру, в сказочные. И, вырастая, они по-прежнему остаются там - в книгах, в фантастике, в компьютерных играх, социальных сетях.
Или они находят себе такие области, где мир имеет четкое объяснение - например, в технику. Или бывают страстными астрологами, или эзотериками, становятся фундаментально религиозными - потому что это объясняет мир и дает ощущение безопасности.
Причем это всегда модели объяснения мира, которые не допускают наличия альтернативы. Потому что ребенок научился воспринимать вот это сдерживание как безопасность, а если он поддается, становится мягче, это снова дает ощущение опасности. И в зависимости от того, насколько тяжелые были травматизации, все это - гибкость, мягкость, близость, способность услышать другое мнение, довериться - приходится исключать.
Поиск «призвания»
Мы находим детей, которые увлекаются хобби, отправляют туда все свое внимание. Это может быть спорт - он дает телу способ отреагировать, избавиться от напряжения, которое возникает в реакции на фоне этого травмирующего опыта.
Дети могут также диссоциировать. Тогда они как бы не присутствуют на самом деле в мире. Клиенты описывают это так, что у них есть проблемы, чтобы быть «здесь». Они все как-то делают, но это не доходит до них по-настоящему. Или они не чувствуют все по-настоящему, как будто есть что-то между ними и миром.
Некоторые добиваются больших успехов в своем хобби. Выбирают профессию, где у них уже много опыта.
И тогда к нам на терапию приходят клиенты, которые хорошо одеты, образованны и очень умны, потому что это было необходимо - быть очень внимательным и уметь хорошо реагировать. Они говорят «Я не знаю, тут ли я, на месте ли я … может, есть клиенты, которым вы нужны гораздо больше, чем мне? Потому что у меня все в порядке, у меня все нормально в профессии, у меня замечательная жена и дети… Но … я не знаю, это ли мне на самом деле нужно… может быть, мне нужно сменить профессию, или на самом деле что-то не так в моем браке… » - они не могут сказать, чего они ищут.
Это указание на то, что здесь мы говорим о прерванном движении. Все, что снаружи - не наполняет. Это более глубокий поиск, и невозможно точно сказать, что это.
Продолжение следует