Есть воспитание, ориентированное на наказание, есть - ориентированное на похвалу, и есть ещё вариант - разумное, ориентированное на обучение поведению.
Маленький тест:
1. Ругаете ли вы ребенка за плохое поведение?
2. Прибегаете ли к угрозам (даже зная, что не приведете их в исполнение)?
3. Говорите ли порой детям то, о чем потом жалеете?
4. Уступаете ли детям лишь потому, что это проще, чем настоять на своем?
5. Наказываете ли детей физически (шлепки, дергания за руку), потому что не можете сдержаться?
Если хотя бы на два вопроса вы ответили "Да", значит, ваш стиль воспитания ориентирован на наказание.
По сути, это модель, переданная нам "по наследству".
Мы ее "взяли" потому что, во-первых, "других конфет не едали", и это автоматические реакции, во-вторых, эти меры быстро меняют поведение ребенка (со страху и из чувства вины станешь хорошим ребенком быстро- правда, ненадолго), и в-третьих, так как у нас нет никаких других моделей, мы судорожно, до истерики буквально, боимся потерять власть над ребенком.
Я как-то видела такой эпизод из окна автобуса: ребенок с резиновым молотком в руках куда-то несется, в сторону дороги.
Папа его ловит, отчитывает, дергает, ставит рядом с собой.
Ребенок через секунду вырывается и несется в сторону дороги.
Папа уже выходит из себя, хватает его, орет, дергает, держит за руку.
Ребенок выбирает момент,и снова вырывается и несется к дороге...
Я думала, папу инсульт хватит.
Это история про то, что если бы дети решили нас не слушаться - мы бы фигушки чего с ними могли сделать. Ну не убивать же их?
А слушаются они по двум причинам: или со страху (но тут есть риск "революции") или потому, что привязаны к нам.
Так вот.
Воспитывать важно, сохраняя привязанность - ибо это единственный вариант, что ребенок будет "слушаться" даже в пресловутом подростковом возрасте.
А неслушающийся ребенок - это адъ ))))
Если мы воспитываем, ориентируясь на наказание, то есть опасности:
а) мы нарушаем самовосприятие ребенка - базовое чувство "я хороший" (кстати, если же мы с ребенком только сюсюкаемся и не показываем последствия его поступков - мы его дезориентируем).
б) мы рискуем нарушить отношения (при наказании чувство сраха и злости ведет к избеганию, и чем старше ребенок становится, тем он сильнее будет отгораживаться - и мы рискуем не узнать вовремя о его проблемах, и не суметь ему помочь, это раз, а во-вторых, страха в какой-то момент уже не будет, и ребенка мы просто потеряем - он внутренне отключится от нас)
в) наказания становятся со временем менее эффективны, и мы вынуждены использовать более сильные. И можно потерять границу.
Именно это часто приводит нас к тому, что мы с изумлением обнаруживаем, что ведь тыщщу раз говорили себе "никогда не буду бить ребенка" - и вдруг обнаруживаем, что шлепки , тычки и крики - наша обычная практика.
Как воспитывать вместо этого?
С одной стороны, все довольно просто:
1. Описываем поведение - что нам не нравится (на языке ребенка)
2. Реагируем на поведение (положительное или отрицательное) СРАЗУ ЖЕ - это потребует от нас, конечно, включенности, но оно того стоит
3. Четко и ясно говорим ребенку, что нам от него нужно (на языке ребенка)
4. Сохраняем спокойствие в любых ситуациях.
5. Даем информацию заранее - как надо вести себя в той или иной ситуации, УЧИМ ребенка правильному поведению (когда мы орем, дергаем и швыряем вещи - мы учим ребенка орать, дергать и швырять вещи - и не более того).
Все просто, но ... сложно.
По вышеозначенным причинам - автоматические реакции, отсутствие иной модели и бла-бла-бла.
Но если постараться, то можно перестроиться и найти золотую серединку.
И передать своим детям уже другую модель воспитания, и любоваться тем, как изящно они воспитывают внуков. И думать, попивая кофе: "Вау, я такая молодец..." ))))))
_____________
На три дня я сделала скидку в 1500 рублей на записи этого тренинга -
http://7irinka.ru/konsultacii/otzyvy-konsultacii/otzyvy-na-trening-razumnoe-vospitanie.html