Направления в психологии. Часть 5. Нюансы

Sep 07, 2014 09:26

... не всем нравилось быть "крысой, нажимающей на рычаг" - мол, стиумул-реакция-подкрепление - и всё, ничего интересного в тебе больше нет.
Как-то стрёмно, согласитесь?
Поэтому, разумеется, нашлись умники, которые стали проводить эксперименты, доказывающие, что Скиннер был, конечно, прав, но кое-какие нюансы, так сказать, не учел.


К примеру, Джулиан Роттер в 47-м году заявил, что вообще-то у людей, в отличие от крыс, есть некоторые ожидания по поводу  того, какой вагабумс они произведут своим поведением, и что им за это будет. А ещё люди имеют ценности, причем разные.
Кому-то деньги важнее любви, кому-то слеза ребенка - в общем, у каждого тараканы веселятся в своем режиме.

Особенно насчет подкрепления.
Кто-то думает - постараюсь, съем всю эту мерзкую кашу, и обязательно получу монетку. Чем быстрее и красивше буду есть, тем больше будет монетка.
А кто-то считает, что  хоть зажрись этой кашей, захотят - дадут, захотят - передумают.
И кашу не особенно старательно едят.

Роттер первых - которые считают, что подкрепление зависит от их собственных усилий, и что они сами управляют своей жизнью - называл "люди в внутренним локусом контроля".
Он предполагал, что такие люди получаются из детей, родители которых их поддерживали, хвалили, были последовательны в вопросах дисциплины, но не деспотичны.
И дети видели подтверждение того, что да, если хорошо себя ведешь - пряник в кармане.
Если плохо - фигушки.

А другой тип людей - люди в внешним локусом контроля - считают, что все зависит от родителей внешних условий, и только ноют вместо того, чтобы действовать, и ждут "удачи", сидя на попе ровно.

Этот вариант бихевиоризма  называется "теория социального научения".

Ещё один исследователь - милый и улыбчивый Альберт Бандура (да, тезка несчастного мальчика) заметил ещё один нюанс.
Он заявил, что мы учимся не только тогда, когда нам пряником перед носом машут.

Что мы можем просто смотреть и учиться.
То есть если я - Петя, и я вижу, что Васе дают пряничек за то, что он противной учительнице комплимент сделал - то я, Петя, это дело просеку и тоже буду мерзко улыбаться при встрече с этой учительницей, и говорить при случае, что эта бородавка ей очень идет.

Чтобы доказать эту свою потрясающе новаторскую мысль, Бандура придумал прикольную штуку.

В комнате поставили резиновую женщину здоровенного надувного человечка, туда заходили взрослые мужики, и этого человечка (т.н. куклу Бобо) мутузили, как хотели. Прям издевались, можно сказать, садистки.

И все это дело через стекло видели дети.
Но не всем так круто повезло.

Другие дети сидели и смотрели, как дяденька играл с куклой Бобо прилично, вежливо, поил чаем, давал плюшки... Короче, нудятина.

Потом Бандура запускал детей по одному в комнату с куклой Бобо.
И вы не поверите - те, кто видел, как взрослый бил Бобо, тоже его лупасили.

А дети из т.н. контрольной группы были милее (я-таки, скажу честно, на самом деле  думаю, что им всем хотелось помутузить Бобо, но вторые  себя сдерживали из страха, что нельзя - их этому научили родители, а первым -ура- дядька "разрешил" своим примером)

В общем, Бандура глубокомысленно заявил, что даже если детей и не учить ничему, и пряники не давать, они все равно научатся, глядя на нас.

Кроме того, общественность, благодаря Бандере, обратила внимание на то, что дети с готовностью имитируют именно насилие, что было подтверждено в серии экспериментов, где детям показывали мультики и фильмы с реалистичными актами агрессии.

Дети тогда мутузили не только куклу Бобо, но и друг друга. (Интересно, самому Бандере хоть что-нибудь досталось?)

НО.

Справедливости ради отметим, что в долгосрочной перспективе дети-таки становились обратно милыми, несмотря на просмотр этих ужасов.
Так что вполне может быть, что этот импульс после просмотра был просто импульсом, и воспитание-таки имеет большее воздействие.

Хотя если эти ужасные мультики смотреть все время...

Бандура, вслед за Скиннером, тоже не просто так тыкал родителей мордочкой в то, что "дети берут с вас пример".
Он тоже хотел быть полезным (милашка).
Он говорил - "Итак, дорогие родители, раз уж вы пионеры - всем детям примеры, приходите ко мне, приносите деньги, я вам помогу усмирить ваших тараканов и  буду учить приятно себя вести" (все психологи так делают, вы же знаете).

Так вот.
Бандура  придумал метод моделирования в терапии.
Суть его заключается в том, что терапевт показывает пациенту, как себя вести - вот прям на себе показывает.
Такой образец перед носом - вместо пряника.

Например, человек видит змею и орет как ненормальный. Детей соседских будит.
Терапевт ему говорит "Вот посмотрите: я беру лопатку, вот так... И опускаю резким движением эту лопатку на головку змее... вот так. Видите? Змея больше не опасна. Попробуйте теперь вы."
Пациент орет и убегает.
Терапевт его догоняет, ведет за ручку к гнезду со змеями, и терпеливо и спокойно говорит: "Посмотрите ещё раз. Вот так... видите? А теперь вы" - и улыбается подбадривающе.

Пациент вздыхает, зажмуривается - и ура. Змее бедной копец. Хотя она вообще в магазин за молоком шла, и ей просто не повезло встретить по дороге параноика.
Как-то так я себе это представляю.

Короче, бихевиоризм становился все более когнитивным... Его даже стали называть "необихевиоризмом".

И так постепенненько родился в психологии противоположный бихевиоризму подход - в народе зовется "когнитивка".

К которой, по сути,  относится очень популярная нынче гештальт-психология (гештальтисты, коих сейчас очень и очень много, т.к.  это направление отлично себя "продает" в плане массового обучения специалистов, может даже и будут возмущены - мол, мы уникальны и отдельно, но как ни крути - гештальтизм относится к когнитивному подходу).

Вот про него я и буду дальше вещать.

школы психологии, психологический ликбез

Previous post Next post
Up