May 13, 2010 13:35
Все Большинство проблем идентичности, устойчивости картины мира, социальных и культурных норм, а также других самоподдерживающих систем ноосферы и т.д. связано с метаморфозами распадающейся "ноопирамиды", происходящими со все увеличивающейся скоростью.
Небольшой срез истории вопроса в системе координат христианства:
1) Античность.
Ноопирамида стройна и незыблема, как Парфенон. Для удобства христианской парадигмы замуруем в нее Платона и Аристотеля 8-). Есть философы (до десятка), есть деятели культуры. Это вершина пирамиды, она - для избранных.
2) Зарождение Христианства.
Появляется Альтернатива. Античная "пирамида" активно борется в этим Новообразованием, т.к. любое новообразование всегда приносит неудобства. Пирамиду трясет, трясет и государственные машины того времени (на закате Рима императоры менялись чуть не каждый год). Трясет потому, что на вершине ее - то христианские монархи, то приверженцы старой парадигмы. Здесь же мы видим величайших апологетов христианства (отцов Церкви) и собственно их деятельность - Вселенские соборы, без них пирамида не перешла бы в новый этап.
Вершина - опять для избранных... для Избранных.
3) Средние века
Основная характеристика - альтернатива становится единственно возможной. Кристаллизовалось. Отражая укрепление ноопирамиды, укрепляются и государства того времени, причем под единством христианских Рима и Константинополя. Торжество христианства и самые значительные памятники христианства создаются и цветут в это время - готика и романика, иконы и фрески, гражданское и военное право, практически вся юридическая практика и .т.д. На вершине пирамиды - патриархи, папа, архиереи и монархи, деятели искусства.
4) Возрождение.
Христианская парадигма расширяется и дополняется новыми красками благодаря распространению печати и географическим открытиям.
На вершине - творцы и первооткрыватели, и это впервые. Религиозный аспект отодвинут, хотя огромная его инерция диктует творцам действовать исключительно в его русле, а первооткрывателям (конкистадорам и миссионерам) - ставить "пирамидки" в новых землях. Уже появляется возможность _подняться_ на вершину и внести свою лепту, чем и пользуются.
5) Централизация производства в городах.
Взамен географии и искусству на первый план выходит экономика. Наша пирамида стройна, но люди приобщаются уже к другой - экономической пирамиде, т.к. жизнь в городах делает это приобщение ультимативным: "Работай и богатей или умри в нищете". Переход умов в новую пирамиду делает первую декоративной, но из-за инерции она консервирвется практически с тем же фасадом.
Революции, войны метрополий за колонии: экономический интерес - во главе угла. Сравните идеи этих войн с идеями крестовых походов и крупных войн средневековья.
Свято место пусто не бывает, поэтому Вольтер и другие пионеры-атеисты создают уже антипирамиду, которая дальше будет только расти..
На вершинах каждой из пирамид - разные, хотя и выдающиеся люди. "Входной билет" на любую из вершин уже намного дешевле, чем раньше: печать и грамотность обыденна, появляются эффективные виды транспорта и СМИ.
6) Империализм гармонично взорвался мировыми войнами. Относительно нашей пирамиды, они обнажили голый нерв вопроса теодицеи. Увы, Верден, Освенцим и Хиросима - не в ее пользу.
Декоративность нашей пирамиды уже отчетливо видна.
7) "Научно-технический прогресс", толерантность и общество потребления.
НТП. Тут уже ставится вопрос, а нужна ли нам декоративная пирамидка, уже как бы выросли из этого возраста? Научный втеизм, однако.
Толерантность. Вкратце - "всем пох.." Ведь пирамида-то уже липовая.
Общество потребления: собственно, экономическая пирамида, достигшая апогея.
Вход на любую из пирамид и пирамидок, в общем, свободный, требуется лишь намерение подниматься.
8) И вот..
Интернет существует уже почти 20 лет, и у целого поколения смешались все имевшиеся в головах пирамиды и пирамидки. Доступность любой информации, любых точек зрения, любых пороков и любой философии.
В частности, размылась граница добра и зла.
Так называемые (N*пост-)постмодерны не возникли на пустом месте, это предсказуемый итог постепенного, а затем - лавинообразного (интернет) обрушения изначальной пирамиды.
Теперь каждый блогер, а тем более - каждый режиссер, каждый человек, обладающий тщеславием и усидчивостью для написания своей книги имеют в каждый момент времени по своей микропирамидке, собранной из осколков былых.
Винить, скажем, архиерея в том, что он хипповал 10 лет назад - также бессмысленно, как сечь море за непогоду.
Человек меняется за 10 лет сегодня настолько же, насколько он и за 300 лет не менялся в средние века.
И в то же время, он остается человеком. И в любой момент он имеет возможность идти ко Христу, несмотря на то, что все, что вокруг него творится - на все эти осколки и обрушенные пирамиды.
Каждый теперь есть то, что он (и только он) есть сегодня. А судить - работа Бога.
постмодерн,
Христианство,
пирамиды