Некоторые отдельные мысли об ЛКШ-2012.Август.
Работа завучем
Был я завучем. Как-то по ощущениям совершенно не хватало времени ни на что, хотя (и как следствие) как завуч я по сути только занимался составлением спецкурсов. Ну, еще в начале смены и перед зачетом надо было что-то поделать. Крупных учебных проблем в параллелях вроде не было, или во всяком случае никто ко мне не обращался; за учебные проблемы можно считать разве что школьника, которого я на третий день перевел из своей A' в A (после того, как он нарешал 100% практики), да школьника в D, которого надо было бы переводить еще ниже, а некуда. Хотя не знаю, решалась ли та проблема переводом.
Хотел, наверное, еще что-то делать - ходить на чужие лекции, следить за учебным процессом в других параллелях, и т.д. - но как-то на это времени не было. Если еще буду завучем, надо, наверное, потщательнее продумывать время. И, может, принять меры к тому, чтобы не читать 2/3 лекций в своей параллели. Или - дикая мысля - быть не преподом+завучем, а культоргом+завучем?..
...Хотя, с другой стороны, далеко не все действия вроде требуют много времени. Надо просто про них помнить; полчаса раз в пару дней - это вроде не время.
Работа в параллели
Но и в параллели я работал не очень много (ну, не считая этих 2/3 лекций). С удивлением сейчас вспомнил 2009 год - я тогда находил время не только для того, чтобы во время практики просматривать коды своих школьников и искать в них баги, но и на то, чтобы во время дорешивания ходить по комповнику и помогать всем кому ни попадя. А ведь в том году мы ставили детский спектакль! В этом же году даже банальная необходимость посмотреть решения школьников и поаццептить их требовала поиска времени; на практике я, как правило, практически не следил за тем, что происходит и у кого какие ошибки, а контесты готовили фактически Ваня с Ниязом (правда, в 90% случаев подготовка контеста сводилась к тому, чтобы взять задачи из прошлого года). В том же 2009 году мы с Лешей еще и фактически разрабатывали программу параллели с нуля! Правда, в том, что это получилось весьма и весьма хорошо, огромная заслуга Леши.
Внеучебные мероприятия
Но зато я делал как-то довольно много - даже, может быть, по сравнению с прошлым годом - проводил всяких внеучебных мероприятий. Ниже они идут в каком-то более-менее случайном порядке.
OSM
Пожалуй, из всего, что я за свою жизнь делал в ЛКШ, это имеет наиболее долгоиграющий эффект. Я провел спецкурс по
OpenStreetMap, в рамках которого мы создали очень подробную карту Берендеевых Полян. Вообще, изначально я планировал, что все будет скромнее с одной стороны, и сложнее - с другой. Я думал, что мы будем гулять по базе, писать треки (рассчитывал, что смогу запустить несколько групп с навигаторами), а потом соберемся и будем эти треки обводить. Но за день до спецкурса решил-таки посмотреть, в каком качестве снимки базы у Бинга (единственного серьезного сайта со спутниковыми снимками, который разрешает их обводить по лицензии ОСМ) - и вот это да! - в прекраснейшем из всех, которые я когда-либо видел. (Причем снимки Костромы у них очень плохие.) Вот
ссылка; здесь все видно, правда, фото явно старое: на нем еще даже старый корабль есть.
Поэтому в итоге мы для порядка немного погуляли по базе, записывая треки, потом вернулись в комповник и стали обводить снимки. На спецкурс изначально пришло два человека: мой брат и одна из двух самарских девчушек; но через некоторое время к нам присоединилась вторая самарская девчушка, и они втроем стали так активно рисовать, что я еле успевал распределять работу и следить, чтобы поменьше возникало конфликтов. В результате мы получили
очень подробную карту (я ее еще после спецкурса слегка дорисовал); по ссылке видно далеко не все, что мы на самом деле отрисовали (просто там отрисовываются не все данные, присутствующие в базе).
Я потратил еще некоторое время на то, чтобы найти какую-нибудь прогу для отрисовки OSM-данных в том виде, как я хочу (остановился на Maperitive; если кто-нибудь из специалистов по OSM может посоветовать что-нибудь еще, я буду благодарен), подобрал более-менее разумный стиль, отрисовывающий все детали, которые мы нанесли (вплоть до скамеек и входов в здания), сгенерировал карту - и в итоге в Костроме мы ее распечатали в двух экземплярах - на плотной бумаге и на каком-то типа тканевом материале (который в печатной фирме назывался "баннер"). Всем очень понравилось; тканевой вариант повесили на стене третьего комповника лицом, фактически, на главную площадь Полян; бумажный вариант я предлагаю администрации базы повесить в столовой.
![](http://ic.pics.livejournal.com/8kap8/12320431/196175/300.png)
Правда, уже после распечатки были замечены несколько багов (знатоки могут поискать; правда, я и до распечатки понимал, что карта не совершенна, но уже не было времени доводить ее до ума); надо будет за зиму поправить (на самом деле, наиболее очевидные баги я уже поправил в OSM), распечатать заново спокойно в Нижнем и привезти еще более крутую версию.
3D
Я привез с собой все обрудование для 3D-клуба: поляроидные пластинки, поляроидную пленку и десятка полтора фабричных очков, заказанных из Китая. Кроме того, на базе нашлись два одинаковых, причем довольно хороших, проектора; я научился их оба подключать к своему ноутбуку (по vga и hdmi), и я нашел прогу (bino), которая умеет показывать 3d-фильмы, подавая по изображению на каждый из проекторов. В результате устроили два сеанса 3d-мультклуба. Получилось вроде весьма неплохо; правда, мне весьма не нравится цветовой баланс картинки (связанный с тем, что проекторы - LCD, а не DLP, и потому дают уже поляризованный свет, причем разные цвета поляризованы по-разному). В результате глаза все-таки устают заметно сильнее, чем в полноценных 3d-кинотеатрах. Надо будет через год все-таки раздобыть два DLP-проектора. А еще надо раздобыть существенно больше фабричных очков, потому что самодельные самоделать - это еще то развлечение. Я умею из заказывать из Китая за копейки, но вот только боюсь, что таможня может посмотреть косо на заказ нескольких десятков очков. Надо бы поискать-таки их в России.
Антифотокросс
Опять проводил - как и год назад - антифотокросс. Причем в срочном порядке, когда стало ясно, что запланированный на третий учебный день костер отменяется из-за дождя. По-моему, вышло довольно неплохо; некоторые загадки оказались весьма тяжелыми. Заодно обнаружил, что на базе огромное количество канализационных люков! Надо будет выставить фотографии.
Фотографии
Уже традиционно вел раздел "Фото дня". Опять в середине-конце смены тяжело уже находить материал для новых фотографий, но (отчасти благодаря Ване и Алексу) всю смену получалось поддерживать темп и выкладывать как минимум фотографии четыре в день.
А еще, меня весьма радуют отдельные лайки на этих фотографиях во вКонтакте, показывающие, что их смотрят не только ЛКШатские школьники, но и их родители и другие сочувствующие лица. Значит, я это делаю вдвойне не зря.
Видео
А еще - благодаря купленной прошлой осенью в Америке видеокамере, и в продолжение аналогичной активности в Зиме - все пять дней Июля и весь Август время от времени снимал видео, которое в итоге смонтировал в два небольших ролика: про Июль и Август. По-моему, получилось довольно неплохо; в всяком случае, их можно пересматривать и пересматривать.
Правда, опять-таки, в 3-недельной смене, как ни странно, намного сложнее набрать достаточно материала для ролика, чем в 10-дневней Зиме и чем в 5 днях в Июле. Возможно, это эффект того, что времени мало; возможно, это эффект того, что в Зиме все живут в одном корпусе и все интересное происходит у тебя на глазах, а в Июле я был как-то более нацелен на видеосъемку. Но когда в начале Августа я размахнулся на "хочу ролик на 6 минут за 21 день, это меньше 20 секунд на день", и потому стал активно ужимать первые съемки - это я, конечно слишком сильно размахнулся. В итоге вторая половина смены занимает заметно больше времени в итоговом ролике: просто там я уже понимал, что материала не так уж и много и потому совсем жестоко резать не обязательно.
Олимпиада по физике
...А в некоторый момент ко мне подошел один школьник с крайне неожиданной просьбой: "а проведите, пожалуйста, олимпиаду по физике! Вы же тут единственный физик..." Я, на самом деле, весьма от такой постановки вопроса офигел. Я никогда не считал себя знатоком олимпиадной физики; я не считаю, что я понимаю олимпиадную физику хотя бы на сотую долю того, как я понимаю олимпиадную информатику; в подавляющем большинстве случаев я не способен оценить красоту или качество олимпиадной задачи по физике; - и вообще, я довольно плохо понимаю, где проходит грань между стандартными школьными и олимпиадными задачами по физике. Поэтому я глубоко не уверен, что я могу адекватно организовывать подобную олимпиаду. (Ну там еще быть в числе прочих организаторов - еще ладно, но не в одиночку же!) [Кстати, все сказанное здесь относится и к математике - но, кстати, не к ЧГК или к той же картографии - там я хоть и тоже очень любитель, но как-то кажется, что могу организовывать в еще более любительской среде мероприятия на эту тему.]
Но школьник был очень настойчивым, подходя ко мне чуть ли не каждый день вечером, поэтому я начал подыскивать задачи методом гугленья, просмотра других комплектов задач и/или вспоминания. В результате получился набор из 10 задач (
задачи,
решения), пусть и далеко не идеальный, но и, по-моему, не самый плохой. Некоторые задачи (особенно первая) намеренно были нестрогими; в задаче 4 я при составлении сильно проглючил в условии (в оригинале - с нижегородской олимпиады по астрономии и астрофизике - звучало: "...если бы масса Земли равнялась массе Солнца", но я сильно протупил с решением и решил типа упростить, в результате сделав задачу слегка странной), хорошо хоть отловил ошибку до начала проверки работ и проверял решения той задачи, которая действительно была в условиях.
Олимпиада оказалась неожиданно популярна; я ожидал, что придет максимум человек 5, а пришли 12 + еще одна девушка тоже пришла, но через пять минут ушла, сказав, что не решит тут ничего. Результаты
вот (без фамилий); они оказались несколько слабее, чем я ожидал (ну, казалось бы, уж 8-ую, да и 2-ую задачу более-менее любой адекватный школьник должен решать).
Подъем
Как и прошлый год, каждый день устраивал подъем в ГК; привез даже для этого свои колонки. Но если в прошлом году школьники довольно активно просили поставить свою музыку на подъем, то в этом году аналогичная активность была заметно слабее, в результате все подъемы, кроме, по-моему, трех, делал я, и музыки у меня крайне не хватало. Но все равно, по-моему, забавно.
Квест
Еще в ЛКШ-2005 я слышал прекрасные истории про "квест", проведенный в первый выходной: когда дети с утра проснулись, обнаружили, что с базы исчезли 90% преподавателей, нет ничего нужного (типа спортинвентаря), да и на столовой висит замок. Зато по базе расклеены объявления, объясняющие, что надо сделать, чтобы добыть что-либо. Именно намеком на этот квест было "Чтобы найти Витю, надо найти скрипку. Чтобы найти скрипку, надо найти Ангелину Владимировну" в "Вите и мамонтенке"; вот еще фотографии оттуда же:
раз,
два.
Я его хотел повторить как минимум год назад, но не вышло; в этом году я понял, что особенно хочу повторить. Правда, не в столь жестокой форме, как в 2005-м - без прятанья преподавателей и запирания столовой - но все равно с отсутствием спортинвентаря и даже с отсутствием расписания на том месте, где оно должно было быть. (Правда, подсказки по расписанию были намеренно составлены так, чтобы его быстро нашли.)
Квест (как и первый выходной) пришелся на утро после посвята (!!), объявления мы расклеивали по лагерю в четыре часа утра. Утром было довольно тяжело вставать, но все равно надо же делать подъем - я встал и наблюдал за беготней школьников. Правда, далеко не все понимали, что же происходит.
Половину забавности квесту придала индейская тема посвята, про которую я узнал довольно случайно уже на середине подготовки подсказок. Вот
задания квеста; правда, здесь они в отсортированном порядке, на базе же мы, естественно, развесили их в случайном порядке. В конце всякие забавные, но не имеющие отношения к основным линиям квеста надписи.
Здесь инструкции задействованным препам (правда, не всем: нет инструкций мне и нет инструкций Нине Александровне (которая, правда, не преп)).
В итоге школьники разгадали далеко не все задания, а жалко. Видимо, некоторым школьникам понравилось; некоторые же (в первую очередь женская сборная по футболу, которым нужен был футбольный мяч для тренировок) были, видимо, не в восторге. Правда, мячи им все-таки разблокировала какая-то другая команда, сумевшая расшифровать шифр.
Посвяты
Умудрился приехать в июль так, что успел на июльский посвят. В итоге - впервые за все свои поездки в ЛКШ - присутствовал на обоих посвятах. На обоих занимался самостоятельно придуманной для себя же ролью - видеосъемкой происходящего. Августовскую видеосъемку даже смонтировал и хотел выложить на внутренний сервер, но не успел.
Сосисочки и тортики
Два раза устраивал для своей параллели костер с сосисочками. Весьма круто. Правда, сосисок надо больше - видимо, Володина мерка "две сосиски на человека" работает для параллели C, но не A'. При этом если в первый раз мы как положено сходили на костер в лесок около берега озера, то во второй раз к вечеру начался дождь, и пришлось срочно искать альтернативное решение. Нашли в виде проведения сосок прямо рядом с "кораблем". Говорят, запах шел по всему лагерю.
Еще хотел в конце смены провести арбузики для второго этажа ГК, но в некоторый момент понял, что с арбузами очень неохота связываться: их надо мыть, от них много грязи и т.д. Вместо этого купил тортики - скупив все шесть больших тортиков, которые нашлись в магазине в Судиславле. Народ поел.
Первый выходной
...В некоторый момент в второй половине смены я подумал: черт, а ведь был же первый выходной. Только вот что там было? Никак ведь в памяти не отложилось...
Но на самом деле, если подумать, то в первый выходной было столько, что я вообще не понимаю, как я сумел все это сделать. С вечера подготовка квеста, потом посвят, потом развешивание заданий квеста, потом часа 3-4 сна, потом наблюдение за квестом, еще немного сна, поездка в Судиславль за сосисочками, и, наконец, после ужина - собственно костер параллели A'.
Велосипед
Привез в ЛКШ свой недавно купленный велосипед - как же завуч без велосипеда? Велосипед в ЛКШ оказывается очень полезной вещью: на нем можно заметно быстрее передвигаться по базе, причем речь не только о возможности поддерживать заметно более высокую скорость (чем пешком), но и о возможности поддерживать хорошую скорость практически бесконечно долго. По ощущениям, размеры базы сокращаются раза в два; если раньше сбегать несколько раз от клуба до комповника и назад было весьма лень, то на велосипеде это не составляет никакой проблемы; если раньше до хутора лишний раз не пойдешь, то теперь спокойно можно доехать. В частности, благодаря велосипеду я подготовил антифотокросс заметно быстрее, чем год назад.
Велоэкскурсия
С начала смены ко мне стали подходить школьники с просьбой устроить им велоэкскурсию по Костроме, аналогично тому, что устраивает
dkirienko. Правда, точка зрения самого
dkirienko состояла в том, он сам уже забирает все имеющиеся в Костроме прокатные велосипеды, и потому организовать лишнюю группу невозможно. Тем не менее, погуглив, я нашел два дополнительных проката, в одном из которых было доступно 4 велосипеда, в другом пять. Я решил, что возьму в Кострому и свой велосипед, чтобы получилась целая группа из 10 человек. В итоге довольно неплохо покатались; правда, все получилось несколько скомкано из-за того, что у меня у единственного из руководителей велогрупп оказалась с собой велоаптечка и запасная камера - я сначала менял камеру на велосипеде в одной из групп, а потом заклеивал камеру в другой группе. Через год надо будет повторить, продумав более тщательно маршрут.
Волейбол
Собрали довольно неплохую команду по волейболу - сборную A'. В общем-то, даже стоило бы, наверное, ожидать неплохого выступления (во всяком случае, прошлые годы команда у нас была слабее); правда, и в этот раз как-то не очень успешно всё сыграли.
Но сам я играл лишь один матч - из-за того, что еще до начала турнира на "тренировке команды" мне выбили палец, в результате чего я с неделю ходил с забинтованной рукой. Обидно.
Машина
Ездил в ЛКШ на машине - как и в 2007 и 2008 году. Вообще, не знаю, оправданно это было или нет. С одной стороны, я в ЛКШ привез столько вещей, сколько на поезде+автобусе не довез бы никогда (в том числе колонки и велосипед). Кроме того, все-таки шесть часов на машине - это намного быстрее, чем часа четыре на сапсане + пару часов ждать автобусов + восемь часов на автобусах. На машине также удобно ездить в Судиславль за мороженым (если я обнаруживаю, что в 10-м домике кончилось мороженое, то я сажусь в машину, еду в Судиславль, закупаю полную стандартную супермаркетную корзинку мороженого и привожу его в 10-й домик, после чего беру одну порцию себе); и вообще легче влиять на то, какая еда водится в 10-м домике.
У машины есть только три недостатка: во-первых, тебя регулярно начинают дергать с необходимостью куда-нибудь съездить, и приходится ехать, даже если самому и не хочется (правда, в этом году этого почти не было); во-вторых, машина вполне может потребовать траты времени на обслуживание (пусть и не как в 2008-м, но в этом году пришлось-таки съездить пару раз в Судиславль в сервис); ну и, наконец, дорога туда и назад все-таки существенно сложнее, чем через Москву на поезде и на автобусах. По дороге туда устаёшь, конечно, примерно также, как и если ехать автобусами - но зато если едешь автобусами, то от твоей внимательности ничего не зависит, а если едешь на машине за рулем, то то внимательность очень важна; а ехать назад сонному после смены вообще весьма тяжело.
Надо будет подумать, что делать через год. Тем более что, я надеюсь, через год нижегородцев в ЛКШ не станет меньше; да к тому же вот из Берендеевых Полян я возвращался два раза - и оба раза со мной кто-то ехал из не-нижегородцев, т.е. дорога через Нижний имеет некоторую популярность. Поэтому не имеет ли смысла заказать газель из Нижнего и в Нижний? Делается это легко; обойдется тыщ в 8 рублей каждая поездка, что при трех-четырех пассажирах уже сравнимо с ценой дороги через Москву; позволит увезти столько же вещей, причем с меньшими проблемами; займет меньше времени (водители газели, в отличие от меня, не столь тщательно соблюдают скоростной режим); и всю дорогу можно будет почти что спать.
Клуб преподских спектаклей
Я давно в ЛКШ хотел провести клуб просмотра видеозаписей ЛКШатских спектаклей. Но несколько лет назад кто-то (Витя или Володя) высказался против, и я не показывал. В этом году в Июле внезапно в последнюю ночь
andrewzta поставил преподавательские спектакли, и внезапно так получилось, что их показывал в основном (по началу) я. Правда, мероприятие было не сверхпопулярным: на нем присутствовали от силы десяток школьников.
Поэтому в один из последних дней августовской смены я таки провел клуб преподавательских спектаклей. Планировал показать наиболее мне нравящиеся спектакли (июльский про богов, потом мамонтенка, потом, наверное, Звездные войны и, например, планерку или Снежную королеву) - но все с самого начала не задалось: сначала не работал видеокабель, пришлось срочно ехать в комповник за hdmi-кабелем; потом не работал мой внешний винчестер - в итоге я показывал в основном то, что у меня было на ноутбуке, а там было мало всего. В конце таки подключил внешний винчестер и показал Мамонтенка - причем в правильной версии, с заставкой и титрами, а не в той, что показывал в Июле в последнюю ночь.
Вертолетик
Еще привозил в ЛКШ вертолетик, да не простой, а довольно большой, с видеокамерой и на радиоуправлении (обычные дешевые маленькие вертолетики сделаны на ИК-управлении, которое мгновенно слепнет на ярком солнце, а радиоуправление работает независимо от солнца). Правда, так и не сумел ничего хорошего добиться, ну т.е. летать он более-менее летал, но видеокамеру запустить я так и не смог. Пытался прикрепить к вертолетику свой мобильник и снимать на него, но он оказался слишком тяжелым (при том, что это Nokia E52; любые android'ы тяжелее еще раза в полтора). Очень жалко. Надо будет через год либо видеокамеру новую добыть, либо целиком еще один вертолет. Тем более что это вертолет я заказывал в Китае, потому что у нас он был в два раза дороже; а сейчас я обнаружил, что и у нас, похоже, цены существенно упали.
Два преподских спектакля
Я далеко не первый год приезжаю на зачет в Июль, но всегда оказывалось, что я приехал - а преподский спектакль был вчера. Поэтому в этом году я был очень рад, что успел не только на посвят, но и на спектакль. И оно стоило этого! Июльский спектакль, безусловно, получился одним из лучших за всю историю ЛКШ, а может быть - даже и самым лучшим. Отличный сценарий, отличные тексты, отличная игра - и практически ничего не запорото, ну разве что сцена с Фемидой имхо затянута и слов не разберешь.
Школьники и препы
В этом году - пожалуй, впервые за все время - я в конце смены (да что там в конце, даже в середине!) различал в лицо всех преподавателей. Но зато я удивительно плохо знал школьников, даже своей параллели. Вообще это крайне плохо; правда, это для меня всегда было проблемой, и в 2010 году я придумывал специальные методы запоминания школьников, находя какие-то аналогии между их фамилиями и внешним видом - но год назад при 19 школьниках в параллели я помнил почти всех, и даже сейчас вспомню и смогу почти про каждого что-нибудь сказать, а в этом году - ничего подобного. Но это, очевидно, является следствием той слабой работы в параллели, про которую я уже писал выше.
Погода
Погода, в общем-то, была, если подумать, весьма хорошей. Не так жарко, как два года назад, но и не так холодно, как год назад. Это, пожалуй, весьма положительный эффект от переноса смены на пять дней вперед.
...Хотя порой хочется таких же теплых ночей, как два года назад. Вообще, если подумать, то к жаре два года назад я довольно быстро привык, и, может быть, жара была бы даже лучше прохлады.
Усталость и эмоции
После смены - стандартная сонливая усталость и упорное нежелание что-либо делать, с ощущением "зачем я вообще что-то тут делаю, что я вообще тут забыл". Хотя вроде даже не сказать, что я особенно тесно общался с кем-нибудь из школьников в этом году, и что с кем-то я особенно прощался - если и прощался с кем, то в июле. Но, видимо, это стандартное ощущение после детского лагеря вообще.
ЛКШатские встречи
А еще, еду я в воскресенье после ЛКШ на велосипеде по парку "Швейцария" в Нижнем, и думаю, что вместо примелькавшейся Костромы было бы намного круче устраивать экскурсии здесь. Правда, в рамках самой ЛКШ это, видимо, весьма нетривиально - но, может, попробовать устроить а-ля ЛКшатские выходные? Типа "все, кто хочет, приезжаем на день или на выходные в Нижний"?.. Правда, дороговато это для школьников наверняка. Или устроить ЛКшатский турпоход, но это я тоже довольно плохо себе представляю.
Взгляд в прошлое
...А еще внезапно приходит осознание того, что черт побери, как же давно я езжу в ЛКШ - первый раз в ЛКШ я был в 2005 году, 7 лет назад; а активно начал ездить с 2007 года. И при мыслях о том, сколько же всего за это время было, порой становится страшно.
Но, как ни странно, я тут осознал, что пока еще все ЛКШатские смены у меня не слились в памяти; я довольно уверенно могу сказать что-то отдельное про каждую. Наоборот, если начать вспоминать, то может даже показаться, что смен не так уж и много было. А вот, к примеру, Лазурные (наши нижегородские летние школы), особенно старых лет, эдак 2003-2005 годов, у меня давно все слились в одну кучу, и я уже не помню, что было и когда. Эх...
Запах сосен
...А еще, в некоторый момент опять ловлю запах соснового леса. Хотя сосен на базе - пара штук.