Клерки '94 года - безусловно лучший фильм, который я посмотрел за последнее время. Но почему я так думаю?
Может быть, потому что у этого фильма очень хорошо видно, откуда растут ноги и со стороны жизни, и со стороны искусства. А это редко бывает.
Все так понятно, так просто. И все-таки это работает, бьет в цель.
Кому-то безусловно фильм должен показаться нравоучительным. Он, в общем, такой и есть, и вредную, как и полезную, составляющую этой нравоучительности я отрицать вовсе не собираюсь.
Однако есть, по-моему, одно довольно общее правило по поводу чтения морали: если это делает кто-то, кто значительно выше тебя в некой ощутимой иерархии, воспринимать это всерьез действительно очень сложно (и крайней опасно?). Однако если кто-то примерно равный тебе по статусу рассказывает историю, которая в той или иной мере задевает и его самого, то послушать по-моему в любом случае стоит, какой бы объем морали в ней ни присутствовал. Более того, это даже обещает оказаться полезным, хотя тут я могу ошибаться.
Практический вопрос, поднимаемый фильмом, наверное такой: как перестать быть клерком и стать режиссером (свой жизни).
И ответ простой: а никак. Можно только начать гордиться тем, что ты есть и отличаешься от того, чем ты не являешься.
А режиссерами не становятся, ими рождаются, посмотрев Джима Джармуша.