Тверецкий бечевник зимой

Feb 17, 2015 15:26




В далекие-далекие времена был один форум.
И, как и на всяком уважающем себя форуме, там жил  форумный тролль. Время шло, форум процветал и развивался, а тролль жирел и наслаждался жизнью...
Но настали темные времена (тут должен быть кусок про злого волшебника, дракона или природный катаклизм, но я его не придумал) и на форуме стало грустно и пусто.
Понял тролль, что надо искать себе новое место обитания, что всякие нововведения с форумами не к добру, а жить надо, как предки жили, то есть под мостом.
Тролль имел определнный вкус к жизни и тягу к приключениям, поэтому мостики в парках его интересовали ровно также, как и мосты эстакад на вылетных магистралях столицы, т.е. никак.
Поэтому, взяв друзей в помощь, он отправился куда глаза глядят, искать себе подходящий мост...
   
Тут, собственно предыстория и заканчивается.
После поездки в Корчеву, мне совершенно справедливо написали, что тема бессмысленно-беспощадного мчания навстречу зимнему офроту  не совсем раскрыта, поэтому я постараюсь немного исправиться.



Идеей пройти Тверецкий бечевник я загорелся осенью 2013 года, когда прочитал отчет Андерсона о поездке в те края.



Что может быть лучше: старая, заброшенная дорога по живописным местам вдоль реки, валунные мосты разной степени разрушенноси, офрот, опять же. В общем полный набор для счастья.
Взяв с собой поддержку в лице Никитоса, променявшего олдовый л200 на новый паджероспорт (активно проходящий стадию обкатки), я отправился покорять Тверецкой бечевник.


Погодные условия сильно отличались от прошлой недели, из-за околоплюсовой температуры легкий и пушистый снег прикорчевских лесов сменился тяжелым и липким снегом тверецкого берега.



Тут стоит отметить, при прочих равных, спорт идет значительно веселее, почти двукратная разница в мощности сильно дает о себе знать.
Дорога вдоль Тверцы живописна: сверху сосновый бор, снизу река, посредине по уклону едем мы.  Уклон - это основное приключение в тех местах: когда он небольшой - можно уверенно ехать вперед, когда он становится побольше - можно также уверенно ехать вперед и в реку.



Пробиваем снег, периодически дергаем машины, иногда приходится лебедиться.





Все, приехали, уклон увеличивается и спорт начинает уверенное движение в сторону реки.



Лебедимся наверх, там есть небольшая просека по краю, по которой можно пробиться дальше.




Раскатываем маленький бродик. Сначала его раскатываю я, потом мы вытаскиваем льдины, а только потом аккуратно начинаем купать спорт.



Таким образом мы развлекались в снегах около 3 часов. Скоро будет темнеть а до мостов мы так и не добрались.



С учетом времени решено заканчивать с офротом на берегу и переходить непосредственно к культурной части программы - просмотру мостов. Выходим через заснеженные леса к д.Бродниково и оттуда мчим к Савинским горкам. За 3 часа по берегу пройдено немногим более 2 км. и еще несколько км по лесам. По липкому тяжелому снегу пройти больше оказывается трудно.



Тут стоит остановиться и сказать пару слов о том, что такое Тверецкий бечевник и откуда там взялись эти мосты.
Те, кто хоть раз ездил из Москвы в Петербург на машине, помнят город Вышний (ранее Цнинский) Волочек. Город находится на водоразделе, проходящем между притоком реки Волки - Тверцой и рекой Мцой, несущей свои воды в (через други реки и озера) в Балтийское море.

Как известно, бешеной собаке 7 верст не крюк, а суровым русским купцам 10 верст не волок. Поэтому место было названо уменьшительно-ласкательно "Волочек".
После неудачной попытки Петра I выйти и закрепиться на Черном море, он начал экспансию в северном направлении, как мы помним, более успешную.
Одним из результаов этой экспанси стало решение по траспортировке грузом между Каспийским и Балтийским морями «без переволоков землёю».
В результате был построен Тверецкой канал и путь стал полностью водным. Очень рекомендую ознакомиться с историей Вышневолоцкой системы http://vodablog.livejournal.com/47310.html.
Для обеспечения движения грухов вверх по течению строится система бечевников, т.е. проходящих по берегу дорог, по которым шли бурлаки или лошади, тянувшие за собой баржи.
Для переправы через многочисленные реки и ручьи, впадающие в Тверцу были спроектированы и потроены мосты. Валунное зодчество Н.А.Львова (его я уже упоминал в рассказе о поездке в ур. Теплое) распространено в Тордокском уезде, об этом будет отдельный рассказ, и на Тверце мы можем увидеть его не декоративное, а исключительно практическое применение.



В Савинских горках находится один из тех самы валунных мостов. Через него можно добраться до еще одного моста (в состоянии руин) но снежный бруствер недвумысленно намекает на то, что с этим придется ждать до лета.



Немного дальше располагается деревня с прекрасным названием "Паника", а в ней самый крупный из сохранившихся мостов, активно используемый и по сей день.



Простота и надежность конструкции поражают. Крупные валуны плотно подогнаны друг к другу и, по сути, держат сами себя. Мост сделан на века.



К этому времени уже начинало смеркаться, и наступало время файф-о-клок.
Подходящим для этого местом казался водопад, находящийся рядом в заброшенных каменоломях.
Точнее находились там только каменоломни, а вот с водопадом вышла неувязка. Тщательные исследования показали, что воды там нет совсем и раньше лета ждать ее бессмысленно.



Потом была ничем не примечательная дорога домой и выяснения о неоходимости эвакуации зарывшегося в снегах под Красногорском экипажа.
Летом я вернусь в те края и постараюсь пройти бечевник полностью, желательно с чувством, толком и остановками в наиболее живописных местах.

ПВД, львовская архитектура, тверецкий бечевник, Тверская область, 2015

Previous post Next post
Up