все мертвые здоровы: "На чемоданах" Х.Левина в Театре им. Маяковского, реж. Александр Коручеков

Nov 19, 2024 17:12



Видел прогон, когда спектакль выпускался еще на основной сцене Театра им. Маяковского, вскоре после назначения художественным руководителем Миндаугаса Карбаускиса, чьим помощником (ненадолго правда) стал Александр Коручеков -

https://users.livejournal.com/-arlekin-/2243855.html

- и тогда казалось, что при всех достоинствах постановка едва ли может рассчитывать на долгую жизнь, слишком уж неформатна сама пьеса Ханоха Левина... Оказался неправ - прошло 12 (двенадцать!) лет, опять сменилось руководство в театре, а с ним и дизайн зала (изначально ряд кресел на сцене зеркально "копировал" зрительские места, сейчас они в зале другие, а на сцене те же), спектакль переехал на Сретенку, но по-прежнему играется; не то чтоб при аншлагах - театр преимущественно заполняет "московское долголетие", и надо сказать, в этом тоже есть какой-то присущий израильскому драматургу Ханоху Левину абсурдистский черный юмор (играть перед "долголетием" пьесу о близости и неизбежности смерти! - впрочем, бабки хохочут, повторяя за актерами "ударные" репризы, и воспринимают происходящее скорее как юмористическое телешоу дома перед «ящиком»), а впрочем, на свежих премьерах театра картина с публикой аналогичная (с той разницей, что вместо дурного хохота на них царит тупое уныние), и среди репертуарной помойки, которую развел Перегудов, сейчас "На чемоданах" выглядит, при всех оговорках, неподдельным бриллиантом. Давно собирался пересмотреть, но дополнительным стимулом послужили гастроли Омской драмы, откуда привезли ту же пьесу Ханоха Левина в постановке Александра Баргмана, меня совсем не порадовавшей -

https://users.livejournal.com/-arlekin-/4852476.html

Хороший повод заново оценить, насколько Александр Коручеков, пусть и не без избыточной мелодраматизации отдельных моментов сюжета, удачно подобрал совсем не очевидный ключ к тексту сложной жанровой природы, и каждому из актеров (а спектакль хоть и камерный, с переносом на Сретенку вдвойне, но очень густонаселенный и ансамблевый) придумал ярко-индивидуальный рисунок роли. Не все исполнители сегодня работают одинаково ровно, кто-то совсем на инерции существует, а кто-то, наоборот, улавливая неадекватную реакцию зала, поддает лишнего жару с комикованием. Но замечательных актерских работ, благо в спектакле занято единовременно, считая без составов, более 20 артистов (и некоторых кроме как тут едва ли увидишь, по крайней мере в недавних премьерах...), хватает - особенно трогательны заика Зиги, тяжело переживший неудачный гей-роман, и горбун Авнер (Игорь Марычев), привязанный к брату, но унижаемый его женой (Вячеслав Ковалев, привыкший за последние лет десять к сольным, бенефисным ролям, здесь и в многофигурный ансамбль на равных правах неплохо вписывается); а также изнывающая от невостребованности и одиночества Белла (Зоя Кайдановская); и очень смешная выходит, почти без слов, престарелая мамаша, вечно сбегающая из спецучреждений, куда ее сплавляют взрослые дети (Майя Полянская, в труппе Маяковки с 1961 года; но кстати, играющий сына беспокойной бабульки Сергей Удовик, такой отталкивающий Счастливцев в перегудовском водянистом "Лесе", здесь на удивление обаятелен). А стержень действия - мать и сын Гелернтеры, вдова-уборщица Геня и ее единственный ребенок Эльханан, уже более чем взрослый, одинокий, мечтающий то переселиться в Швейцарию, то хотя бы переехать на новую квартиру, но все свои накопления растрачивающий со старой проституткой (которая в итоге быстрее него доберется до Швейцарии - героиня Татьяны Орловой решена почти через клоунаду, но для такого образа степень гротеска оправданная), и в итоге, потеряв мать, сознающий, что переселение каждому гарантировано только одно... Алексей Дякин сентиментальность и комизм соединяет в характере Эльханана идеально; в роли Гени Гелернтер я видел в свое время Евгению Симонову, чей творческий простой теперь затянулся до неприличия, в составе она до сих пор значится, но играла Юлия Силаева, для нее это, кажется, первая настолько возрастная и условно-гротесковая роль, и в ней Силаева так же убедительна, как в имидже сказочных прекрасных дам или «обыкновенных» женщин в различной мере «трудной судьбы», на фоне отдельных партнеров выделяется аккуратностью, экономностью в расходовании "красок", а с Алексеем Дякиным у них дуэт превосходный. Этому спектаклю, помимо вопреки изначальным прогнозам завидного долголетия сценического, еще б достойную публику не из "долголетия", а хотя бы такую, что приходила на гастроли Омской драмы, но премьера давнишняя, "просвЯщенные" зрители-БЛИ, а подавно самозванные театроведы, двенадцать лет назад горя не знавшие, гоняются за модными новинками, артисты позволяют себе "работу на публику" и именно ту, что приходит в зал... То есть впечатление от увиденного остается неоднозначное - а к нему примешивается воспоминание о тех вроде бы не столь далеких временах, когда в Театре им. Маяковского выходили спектакли, которые даже спустя годы есть желание и смысл пересматривать.
Previous post Next post
Up