Самому теперь не верится, но еще нынешней весной я, дважды посетив, скажем, Венецию, ни разу не бывал в близлежащей Рязани... Однако начиная с мая что-то разъездился туда-сюда и посетил за это время практически все интересовавшие меня рязанские музейные объекты, включая и область целиком, не только собственно Рязань. Единственным "незакрытым гештальтом" оставался т.н. Музей истории молодежного движения - расположенный при том в центре города, казалось бы. И рисковал остаться - приехав снова одним днем ради спектакля на театральном фестивале -
https://users.livejournal.com/-arlekin-/4861489.html - перед театром попытался зайти и в музей, попал за три минуты до закрытия кассы, а немногочисленные, явно целый день проскучавшие без дела работники, собирались расходиться по домам, и клич "посетители!", да еще с остающейся возможностью тут же на месте приобрести входные билеты онлайн через сайт, их не слишком обрадовал, скорее разочаровал. Тем не менее посмотрели все, что можно увидеть в музее, созданном в 1988 году как Музей комсомола... и разместившегося в историческом (хотя погоревшем и восстановленном) здании бывшего губернаторского дома - где у рязанского губернатора до 1917 года, кстати, находилась и официальная резиденция с приемной, и служебная квартира для его семьи. Потом в особняк, чье крыльцо сейчас украшено огромной тыквой (с Хэллоуина, что ли, завалявшейся?) вселились большевики, здесь располагался фронтовой штаб Красной армии, после гражданской войны работали партийные организации и предоставлялось жилье их членам, много чего перебывало, и едва в доме-памятнике создали музей, как спустя три года пришлось его... ну не закрывать же... перепрофилировать. В результате, как ни смешно, именно от комсомола в губернаторском доме и следа нет, что за "молодежная организация" значится в официальном названии заведения, непонятно, есть зал, отданный "пионерской комнате", с соответствующей символикой и атрибутикой (а каждый вступавший в пионеры, как я, помимо "торжественного обещания" знает и разницу между "символами" и "атрибутами" пионерии, о которой нынче в обиходе память сохраняется разве что благодаря уничижительным выражениям типа "да у тебя еще пионерский горн в жопе играет!"), но основная экспозиция связана с военной тематикой, частично ВОВ, а частично афганской, и последняя, сформированная еще в середине 90-х, оставаясь с тех пор без изменений, сегодня производит довольно сильное, хотя и неожиданное, вероятно, для ее создателей впечатление, проникнутая духом не победно-героическим, но печально-скептическим, с многочисленными фотографиями 18-летних покойников, артефактами из афганской жизни (трофеи или подарки от "мирного населения", благодарного "интернационалистам"?..), риторическими вопросами в экспликации, упоминанием Чечни (опять же в контексте 90-х, а не сегодняшнем), наконец, с портретом Сахарова в фотоинсталляции… ну с ВОВ все понятнее и традиционнее, хотя тоже без теперешних военно-мединско-православных идеологических апгрейдов, зато, к примеру, "флотский" зал стилизован под каюту подлодки, скорее театрально-киношной, судя по размерам декоративных иллюминаторов, нежели реальной боевой. Одновременно проводятся выставки современного искусства (проект "Игра в бисер" с привлечением московских художников), живописи местных авторов и соответствующего качества (концептуально-бисерные артефакты и инсталляции соседствуют с куполами и крестами среди березок на холстах), а в недавно отремонтированном парадно-колонном зале возрождаются, согласно вновь утвержденному плану, традиция "губернаторских" елок... Вот такая история молодежного движения за считанный век с небольшим.