снесу промеж ног: "Пиковая дама" на Таганке, реж. Денис Азаров

Dec 15, 2024 14:47



Без объявления войны, без предъявления каких-либо претензий из репертуара Таганки по-тихому убрали оба спектакля Юрия Любимова, которые до сих пор десятилетиями шли, не в пример свежепремьерным опусам, при аншлагах - понятно, что с многочисленными вводами и не в идеальной форме, эстетически устаревшие, и допустим, что сам Юрий Петрович со свойственным радикализмом, будь его воля, закрыл бы их еще раньше, понаставив новых, как он это делал последние годы своего руководства театром, без особого, надо признать, художественного, а подавно коммерческого успеха, то есть жизнь идет и процесс как бы естественным порядком развивается. "Мастера и Маргариту" я видел единственный раз почти 30 лет назад, далеко не с первым составом исполнителей, разумеется, но все же частично с представителями старой труппы, с Вениамином Смеховым-Воландом, Виталием Шаповаловым-Пилатом и т.д., удивляясь с непривычки поведению Юрия Петровича за режиссерским столиком в зале, светящего оттуда в артистов фонариком, и потом больше не ходил сознательно; зато сходил на "Доброго человека из Сезуана", когда Юрий Любимов его восстанавливал, и сравнительно недавно, ровно год назад, опять его пересмотрел... с еще более противоречивыми, мягко выражаясь, ощущениями:

https://users.livejournal.com/-arlekin-/4753256.html

Но что характерно - в отличие от бывшего Театра Романа Виктюка, где Ирина Апексимова, кстати - иначе, может, не стоило бы приплетать его сюда, но тут уж повод объективный - успела недолго (еще в присутствии основоположника, в чьих спектаклях некогда играла...я видел ее ввод в "Наш декамерон" при восстановлении, причем смотрел его, забавно вспомнить, на арендованной площадке Содружества актеров Таганки!) побыть директором прежде, чем заделаться вольною царицей и владычицей таганской... - значительная часть собственного виктюковского репертуара не пропала (в ближайшие дни хочешь на "Отравленную тунику" приходи, а хочешь на "Короля-арлекина"...), однако с громким воем похороненного и виртуально оплаканного работающей "по повестке" неравнодушной общественностью, которая сроду не доезжала и не планирует, особенно сейчас-то, из забугорного далека, в ДК им. Русакова и спектакли покойного РГ заведомо видала в гробу, по поводу тихой, почти тайной кончины "Доброго человека из Сезуана" и "Мастера и Маргариты" никто не кричит, не скорбит, да никто, похоже, о ней не знает... и не сказать что интересуется судьбами, хотя бы ближайшими перспективами Таганки - померла так померла! Ни имени Юрия Любимова, ни его постановок сегодняшняя Таганка не сохранила, ограничившись портретиком на стене в фойе промеж Станиславского, Брехта и проч. - но как будто так и надо. Заодно подмели и все остатки репертуара бывшего т.н. Содружества актеров Таганки - ну это совсем не великая потеря, стоит честно признать. А вот чем заполняют репертуар таганского "холдинга" с полудюжиной разнокалиберных сценических площадок вместо списанных в утиль поистрепавшихся, но, может, все-таки не выработавших до дна потенциал знаменитых любимовских шедевров и легенд - вопросик непраздный.

На текущий сезон Таганка анонсировала, если не обсчитался, 18 (восемнадцать) премьер! Их все отсмотреть, да еще оперативно, последовательно - физически непосильная задача; а учитывая, что из себя являют эти спектакли по факту - просто какая-то извращенная епитимья. С начала сезона видел "Желтую стрелу" по рассказу Пелевина на "факельной" сцене, отжатой у расформированного "Апарте" -

https://users.livejournal.com/-arlekin-/4844101.html

- и "Чужого ребенка" по советской пьесе Василия Шкваркина на малой сцене основного здания -

https://users.livejournal.com/-arlekin-/4850169.html

- оба творения служат яркими образчиками "инкубаторской режиссуры", когда слепленный за пару репетиций в декорациях и костюмах из подбора эскиз-заявка на скорую руку и с минимальными бюджетными затратами тяп-ляп доводится до якобы пригодного к демонстрации (на деле совершенно неликвидного и уж конечно эстетически несостоятельного) вида, ставится в репертуар и на него продают - то есть стараются продать... - билеты. "Пиковая дама" Дениса Азарова - опус несколько иного сорта, по крайней мере номинально, он рождался не в лабораторном "инкубаторе" и вырастал не из эскизного наброска, а создавался относительно нормальным, общепринятым в театральном деле способом. Тем показательнее, что в стенах нынешней Таганки что и как ни собирай - все равно получается гроб/автомат Калашникова.

В универсальной сценографической конструкции, что называется, "многоразового использования" (художник Николай Симонов, пространство напоминает подвальную столовку в маргинальном районе или при каком-то не слишком процветающем индустриальном предприятии) за полтора часа разыгрывается пушкинский сюжет - исходный текст драматургом Ольгой Никифоровой, с одной стороны, урезан до минимума, с другой, прирастает репликами и диалогами как из других сочинений Пушкина, так и самой примитивной отсебятиной, плюс вставные музыкальные номера опять-таки на пушкинские стихи. Самопальные диалоги строятся по такой примерно схеме: берется за основу фраза из оригинала, а к ней натужно дописывается нечто невнятное и необязательное, и вот уже, считай, поговорили, ну скажем, для примера: "Я пришла к тебе против своей воли... но мне велено исполнить твою просьбу" (из текста повести) - "Кем велено?" - "Ты знаешь кем..." (это уже "от себя", причем, кроме шуток, "кем велено", герой спектакля, может и знает, а зрителю остается лишь догадываться...); с цитатными того хлеще - львиную долю хронометража съедают застольные прибаутки игроков-картежников, среди которых фальшиво усердствует в вымученном юморе Сурин, персонаж Алексея Финаева-Николотова, развлекающий друзей приколами из обрывков пушкинских сказок и проч. ("снесу промеж ног" - да, если вырвать из контекста, двусмысленно и типа весело...), в то время как Томский (единственный сколько-нибудь внятный характер на весь спектакль - его играет Филипп Котов) затевает, непонятно чего ради, правда, интригу с "тремя картами", завлекая и запутывая Германа. Ключевые для сюжета фигуры одинаково невыразительны и малопривлекательны - Герман (Александр Зарядин) попросту никакой, болтается неприкаянный, подчеркнуто невзрачного имиджа Лиза (Александра Хованская) здесь примечательна разве что тем, что она дебилка конченая, памяти на то, чтоб затвердить кусок из "письма Татьяны к Онегину" хватило, фантазии, чтоб как-то встроить этот кусок в действие, ни героине, ни исполнительнице, ни творцам постановки взять было уже неоткуда. Еще по сцене бродит приблудившийся из "Бориса Годунова" бессловесный Юродивый, полубомж в полухаки с рюкзаком за плечами (злосчастный Никита Лучихин...) и мелькают персонифицированные "три карты", а Туз (Василий Уриевский) что-то даже пытается моментами проблеять, но поскольку в спектакле участвует играющий директор, не Туз "убивает" Даму, как по сюжету у Пушкина, а совсем наоборот.

Ирина Апексимова в прекрасной форме - как цыпочка, хоть пятнадцатилетнюю девочку играть; но для молодых героинь в Таганке имеется Дарья Авратинская (она же на "Пиковой даме" официально числится "вторым режиссером", между прочим - хотя фактически тут и первому делать нечего); Апексимова же, за исключением очень любопытной, но не прижившейся в репертуаре версии "Отелло" Андрея Гончарова, где ей выпала Дездемона, играет сообразно статусу Аркадину в "Чайке", Королеву в "Алисе", Графиню в "Фигаро"; Барыню из "Муму" почему-то не стала, ограничившись тремя показами в рамках фестиваля, хотя эта армянская самодеятельность вряд ли была хуже и профессиональным уровнем ниже постановок Казлаускиса и Бокурадзе -

https://users.livejournal.com/-arlekin-/4665457.html

- и вот теперь еще одна Дама-Графиня, очередная в списке статусных "бенефисов": безликая, гротесково-карикатурная старушонка на инвалидной каталке, бормочущая из-под копны меха словно мантру фрагмент монолога Дона Карлоса из "Каменного гостя" ("ты молода... и будешь молода ещё лет пять иль шесть...") - и буквально ослепительная, в сверкающем вечернем платье, но такая же бессмысленная "звезда" с сольными выходами к микрофону и песенками на стихи Пушкина... до "ведьму ль замуж выдают?", впрочем, не дошло. Преимущественно молодежная и абсолютно случайная публика в зале, однако, что-то слыхала, наверное, в школе о Пушкине, про Таганку и Любимова уже вряд ли, Апексимову по фамилии, кажется, вовсе не знает, и в лицо не опознает, так что заложенный в директорском кастинге "звездный эффект", на премьере (а премьерный зал Таганки сейчас наполняют за счет работников театра, рядовые показы идут затем перед рядами полупустыми...) наверняка "отыгранный" аплодисментами на выходы и уходы, пропадает зря, и "медийность второй свежести" (как остро и метко заметил В.Ю.Шмыров, присутствовавший на последнем спектакле "Мастер и Маргарита") требуемой отдачи не дает. Вообще лучшую свою роль за последние годы, на мой взгляд, Ирина Апексимова сыграла не на сцене, а в кино, точнее, в сериале "Балет", и легко сказать, что ей там ничего играть не пришлось, она и по жизни ровно такая, как ее сериальная героиня, но все-таки актерская задача определенная перед ней стояла и там Апексимова отработала ее с блеском:

https://users.livejournal.com/-arlekin-/4763881.html

В театре, будучи полновластной хозяйкой, она сама задачи себе ставит, с соответствующим творческим результатом - отличная, отнюдь не раскрытая в полной мере актриса вопреки амбициям и при неограниченных менеджерских возможностях губит, а кроме того, позорит сама себя... и заодно уже театр, которым безраздельно руководит, окруженная многочисленной дворней.

P.S. Сделанный после третьего звонка снимок полупустого зала на "Пиковой даме" оставляю для фейсбучной помойки, а сюда прикреплю старую фотографию: уже не на подъеме, но по-прежнему любимовская Таганка середины 90-х, "Мастер и Маргарита", антракт.


Previous post Next post
Up