Роману Полански - 91, и "Дворец" - его 42-я режиссерская картина (сценарист 37 фильмов, как актер снялся в 31, не считая тех, где выступает от собственного лица). При такой статистике рассуждать, стоит ли "Дворец" в числе лучших работ Полански или нет, бессмысленно... но смотрится прекрасно, во всяком случае без скуки, да пожалуй что и не без удовольствия. При этом веселый паноптикум, собранный Романом Полански в стилизованном под сказочный замок отеле среди Швейцарских Альп, ничего нового не открывая в части "изобличения пороков буржуазного общества" со времен еще раннего черно-бело-немого Луиса Бунюэля, выигрышно отличается легкостью от аналогичных "фресок "Роберта Олтмена или от пускай более изощренного и совершенного, зато лицемерного и дидактичного "Треугольника печали" Рубена Остлунда:
https://users.livejournal.com/-arlekin-/4590920.html У Романа Полански его "корабль дураков" никуда не плывет, и момент действия выбран удобно, а вместе с тем символично: новогодняя ночь т.н. "миллениума", пресловутая и замусоленная уже тогда, а сегодня забытая напрочь "проблема 2000". Сюжетообразующей она становится в линии одного из самых колоритных персонажей - некоего мистера Краша в исполнении Микки Рурка (тут он переплюнул самого себя в "Рестлере" даже!), самодовольного афериста, решившего с помощью скромного швейцарского служащего банка обогатиться на "трех нулях" (я не уловил в точности придуманную им технологию с переводами денег в "прошлое" - да вероятно, если б она была "рабочая", вряд ли ею стали бы делиться посредством кинофильма... хотя бы и задним числом), к которому на курорт внезапно приезжают неведомый ему доселе внебрачный сын с женой и внучками-двойняшками, потомство от случайной юношеской связи в Чехии... в итоге, что характерно, Краша под всполохи салюта неотложка из "дворца" увозит с инфарктом. Другая "звездная" роль картины - эксцентричная маркиза в исполнении Фанни Ардан, обкормившая своего песика икрой до поноса (песик к тому же страдает глистами... как, по предположению доктора, и сама маркиза), но кроме собачки обожающая еще и молодых крепких славянских парней в униформе сантехника... пожалуй, как раз для маркизы (не считая диагноза, поставленного ей и собачке, впрочем, пластическим хирургом, и по обследованию собачкиного кала навскидку, потому не факт что достоверного) новогодняя ночь в Альпах сложилась наиболее удачно. Наименее - для русских бандитов: персонаж Александра Петрова приехал в Швейцарию с телохранителями и чемоданами, затребовал у отеля сейф-бункер, где еще в годы Второй мировой швейцарский Центробанк сберегал свои запасы, но случайно запер там старшего делового партнера вместе с большей частью груза и единственным экземпляром ключа от бронированной двери... - не говоря уже о том, что бандитским мордоворотам по телевизору Ельцин объявляет, что уходит в отставку, и предупреждает, что на ближайшие три месяца руководить страной будет Владимир Владимирович Путин. Чем эта и остальные линии - например, с умершим во время страстного супружеского секса 87-летним миллиардером, от которого 22-летняя техаска-пампушка должна унаследовать состояние только если их брак перевалит за годовщину, в честь которой нарочно выписан и прибыл в Альпы живой пингвинчик, их свадебный фетиш, а годовщина приходится ровно на полночь миллениума, и счастливец до нее не дожил самую малость, что нужно в тайне сохранить.... - закончатся, режиссера и сценаристов (в соавторах Ежи Сколимовски, еще один польский киноклассик международного калибра) не особо волнует - а линия Путина, скажем, за последующие четверть века и не закончилась вовсе, и финала ей не видать.... - их драматургические задачи ограничиваются тем, чтоб весело, с максимальной наглядностью и эффектом, продемонстрировать разнообразные проявления человечьего уродства, причем в равной степени и "буржуев" с псевдо-богемой (ветеран порноиндустрии с по-прежнему огромным, но уже неработоспособным орудием труда...) и последышами "аристократии" (принципиальное отличие от того же Остлунда - чернокожие нувориши и "старые белые деньги" одинаково нелепы), и обслуги, начиная с задрота из банковских клерков, вступающего в сделку с "мистером Крашем", заканчивая проститутками - тоже, естественно, русскими, как и бандиты; ну и персонал отеля по всей вертикали, от услужливых управляющих и кастелянш до официантов, горничных и т.п., того же розлива; сантехник после салюта отправляется "прочищать трубы" маркизе, управляющий еще до салюта успевает нализаться без отрыва от исполнения служебных обязанностей, а повара и горничные празднуют в каптерке, запевая "Интернационал"... то-то же управляющий в самом начале предупреждал их: "Не смейте надеяться на конец света!" И более эмблематичного образа для финала, чем совокупляющийся с пингвинчиком отдавшего концы 87-летнего молодожена бесхозный песик маркизы - для финала нельзя было придумать. Но между прочим сколько угодно можно считать подобную сатиру грубой, пошлой и надуманной, в крайней случае утрированной - а я припоминаю, что оказавшись в Швейцарии (не последний раз в минувшем году, а ранее, много лет назад) на День Конфедерации, наблюдал, как над центральной площадью Шаффхаузена в праздничный день из какого-то окна вдруг раздался "Интернационал" - гуляющих ветеранов гитлерюгенда это ничуть не смутило, только пара жандармов (или как это называется в Швейцарии) отправились лениво глянуть, откуда "шум", да музыка тотчас же и смолкла... Роман Полански с его-то прошлым, и давним, и не очень, едва ли питает относительно "антибуржуазности" больше иллюзий, чем насчет собственно "буржуазности", оттого его картина - уж чего-чего, а старческой немощи и маразма признаков точно не обнаруживающая.. - кроме прочего, весьма беззлобна, Полански не "бичует язв" и подавно ни к чему не призывает, даже не издевается, он чуть ли не любит своих персонажей, которые нелепы - но не отвратительны... сознавая, что в мире есть куда более (и всерьез) ужасные вещи, чем этот безобидный цирк уродцев.
Клинту Иствуду - 94, и "Присяжный номер 2" - его 45-я режиссерская картина (как актер снялся в 62, не считая тех, где выступает от собственного лица). При такой статистике рассуждать... Но опять же - ни малейших признаков маразма, ни даже творческого истощения или профессиональной слабины... Другое дело, что стиль и метод Клинта Иствуда, безусловно - вчерашний (это еще в лучшем случае) день кинематографа, как и его взгляды, думается многим, еще сильнее устарели, чем его искусство... Но и в "ковбойской" молодости, и в последние десятилетия карьеры Иствуд продолжает говорить об одном и том же с прежним убеждением - и вот это изумительно. "Присяжный номер 2" - несложная история о том, как главный герой (чудесный Ник Холт его играет) попав в число присяжных по делу об убийстве, вдруг осознает, что не подсудимый, а сам он убийца, хоть и невольный. Подсудимый между тем - наркоторговец-рецидивист и вообще парень не самый лучший, он и девушку свою... не так чтоб берег, отпустил пьяную из бара по скользкой дороге, а там ее и сбили... В то время как герой - пусть алкоголик, но завязавший, жена вот-вот родит, и в тот роковой вечер он совсем уж было готов оступиться, заказал в баре выпить, но пить не стал, а сел за руль и трезвый, в дождь и темень, столкнул бабенку с дороги, она упала и убилась... как бы даже сама. Но признаться - стало быть, взять на себя вину, а тут ребенок... Не признаться - плохого, но невиновного парня осудят за убийство и дадут пожизненное. И заодно гособвинительница (великолепная Тони Коллетт) выдвигает свою кандидатуру в окружные прокуроры (дело слушается в штате Джорджия), выстраивая кампанию на защите женщин от абьюза. Вот не берусь судить, как дело обстоит реально в США, но восхитительно, что Клинт Иствуд в свои 94 года верит сразу и в американскую систему правосудия, да и в целом государственное законоустройство, и в совесть отдельно взятого американского гражданина; мало того, совесть совестью - но решающий шаг (в развязке сюжета, по крайней мере) сделает, видимо, именно прокурорша; хотя совестливый гражданин к этому моменту внутренне готов (презрев собственные интересы, и не только личные, но и семейные в первую очередь) ступить навстречу закону, при всех неизбежных рациональных сомнениях и возражениях: хороший человек и семьянин попадет за решетку, а плохой выйдет на свободу... "где же тут справедливость?" Жанр "судебного триллера" - из числа основополагающих для Голливуда, все эти "12 разгневанных мужчин" и проч., но в "Присяжном номер 2" криминальная загадка фактически отсутствует, про то, что герой-присяжный виноват в смерти жертвы, а подсудимый невиновен (по крайней мере в том, за что его судят непосредственно), становится почти сразу известно и самому герою, и зрителю; конфликт - что у присяжного, что у прокурорши - сводится исключительно к внутренней дилемме: пожертвовать собственным комфортом ради закона и справедливости, или оставить дела как есть... на самотек; но конфликта между "законом" и "справедливостью" - нет, и для Клинта Иствуда, надо полагать, таковой в принципе невозможен. Это при любых раскладах свой среди своих на святой руси Никита Михалков и его 12 не слишком разгневанных апостолов боговдохновенно разводят на бобах, что есть, мол, закон, но есть и справедливость (а еще и православная духовность, и, как вариант, революционная сознательность с классовым чутьем, которые понадежнее писанных людьми законов будут - гляди, птичка в окошко залетела... это знак, не иначе!), а у американца Иствуда закон и есть справедливость, и справедливость есть закон (никаких птичек, никакой духовности...): ты поступи по закону - и будет тебе справедливость. "Присяжный номер 2" - совсем не кино моей мечты, как и "Дворец" Полански, видел я фильмы поинтереснее; но жить на свете немного легче с мыслью, что на свете есть такие люди, как Роман Полански и Клинт Иствуд... Поскольку надеяться на конец света по-прежнему не приходится.