В очередной раз попробую подвести итоги года.
Как бы это ни было странно, но я начну с конца, такой странный мув просто необходим, чтобы окрасить все остальное хронологическое перечисление определенным тоном. Вчера мне улыбнулись в американском посольстве и одобрили визу. А это значит, что 22 января мы с Катей улетаем в штаты на 2 года, узнавать себя и мир, пробовать новое и переоценивать старое.
Немаловажная новость последних дней, я сделал мрт коленного сустава, и оказалось что пока моей вело жизни ничего не грозит. Чтож, почти никто не знал о моем страхе, но уже месяц как я переживал, что под угрозой мой любимый велосипед. Теперь я спокоен за свое будущее и в том числе за поджидающие меня в штатах страхи и неврозы, которые с легкостью я буду уничтожать, пронзая Нью-Йорк на своем фиксе.
Как водится, начать нужно с начала. Начало года, как вы помните из предыдущего поста было ознаменовано самой депрессивной точкой моей жизни - московским падением. Разрушенная самооценка, запутанные цели, недружелюбный город. Мне бы очень хотелось сказать, что все эти проблемы за этот год я решил. И формально я могу так сделать. Это очень большой и важный для меня год в профессиональном плане. Это большой прорыв в любви к городу и к людям. Это большой прорыв в понимании себя, в понимании к окружающим. Большой год для моей любви, к миру, к близким и к себе.
Но если честно - просто страшно это писать. Как оно бывает, вот много у тебя нейромедиаторов (по разным причинам, может ты влюбился, а может просто накопил как награду за правильный образ жизни и мысли) - и та же самая ситуация вызывает у тебя вдохновение, уверенность, спокойствие или радость. А если мало - ты в этой ситуации видишь только минусы, себя считаешь за полного слабака, а людей вокруг видишь отвратительными персонажами плохого фильма.
Ох, кажется ничего не получается в форме последовательного изложения. Буду как-то по тегам чтоли.
Январь - Медиааскетизм. Читал книгу "Мозг освобожденный". Выел всем плешь со своими советами как можно меньше сидеть в соцсетях, не читать новости и не общаться через сеть. Устраивал себе “недели без фейсбука”. Естественно это была экзальтированная крайность. На самом деле, опыт всего года и особенно осени помог настроить оптику: чаще всего если ты залипаешь в соцсетях или переписках - у тебя что-то не то с направлением своей энергии в дело. Осенью у меня были 2 месяца когда я наверное ни слова никому не написал, и не прочел ни строчки в фейсбуке - просто я был очень увлечен своим делом и мне было не интересно тратить свои силы и внимание ни на что другое. Поэтому если сейчас я чувствую залипон - то я не страшусь его как страшного зверя, просто он дает мне понять что у меня сейчас отчего-то много свободного времени и нет никаких интересных дел. А с этим знанием уже можно поступать по-разному) Либо продолжить прокрастинацию, либо начать разбираться, а почему это у меня сейчас нет ничегошеньки что бы меня увлекало и вдохновляло на работу?
Хор. зимой я наконец-то нашел себе инди-хор. Это было прекрасно. Я же всегда пел в хоре, и все детство с 7 лет, пока голос не сломался, и в школьном хоре, и потом в институтском. В Москве тоже безумно хотелось где-то попеть, причем сольное пение мне не очень интересно, я люблю слияние, созвучие, объединение. Но какого-то академизма или церковности не хотелось. И вот, оказалось что в Москве были ребзя которые поют все, что сами захотят - хоть Alt-J, хоть dead mеn bones. Жаль, я попал туда уже перед закрытием хора (организаторы переехали в данию), но все-таки 2 месяца ходил и выучил половину репертуара. Очень благодарен ребзям)
Учеба. С января (все-таки иногда я очень наглая морда) я напросился посещать лекции и практические занятия в лаборатории режиссуры и операторского искусства Фреда Келемена. Очень интересный опыт близкой коммуникации с супер-талантливым человеком, и услышанные несколько фундаментальных истин которые оказались мне очень созвучны и часто теперь всплывают в голове в нужные моменты. Близко сдружился там с Катей Селенкиной, с которой в мае снял свою самую серьезную на тот момент работу. Она хотела сделать актерский тест на примере одной из сцен своего сценария, ну и заодно проверить как такой материал будет выглядеть при определенном типе съемки. Только чем дальше шла подготовка тем ответственней и серьезнее был подход, и в итоге вместо актерского теста получился практически цельный короткий метр. Это был очень важный момент года. Для меня, человека, который скорее боится ответственности, чем желает ее, было важно наконец-то не просто помогать кому-то или делать что-то в паре, но играть роль оператора постановщика, который определяет и заказывает технику, свет, набирает себе ассистентов и отдает указания. После этой съемки (а результат нас всех очень порадовал и был высоко оценен в школе) моя самооценка подкрепилась чем-то реальным и я стал чувствовать себя намного увереннее как оператор. Очень благодарен Кате за то что она тогда мне доверилась.
Так же я плотно засел к сценаристам и до весны ходил на все занятия сценарной лаборатории. Цели писать свои сценарии у меня не было, но хотелось узнать побольше про драматургию.
Рейвы - можно упомянуть и их, еще прошлой зимой я вспомнил свою любовь к танцам и в этом году продолжал ходить на разные мероприятия больших и мелких форматов. Опять же, в конце года я могу чуть чуть со стороны взглянуть на это свое увлечение и отметить, что больше всего я ходил на вечеринки в период своего морального упадка, так как находил там дружескую компанию, в которой очень нуждался, и конечно ради оригастического слияния с толпой, трансово-шаманского состояния столь необходимого в тот момент моей истонченной тревожной душе. Может от осознания этой истины, или от того что я окреп - я нуждаюсь в этом не так сильно как тогда. Весной я сходил на все армы, съездил в Киев на фестиваль Стричка, а в июле в питер на present perfect, с тех пор особо никуда не ходил.
Съемки - все лето я непрерывно снимал или ассистировал. Было много клевых штук из заказных и коммерческих, но самое важное случилось в апреле - журнал Такие Дела позвал меня снять тизер к фотопроекту Миши Доможилова, и я настоял на том, чтобы взять с собой своего друга Дэнчика как режиссера. история была про дрессировщика который потерял обе ноги. И вот эта работа с Денисом вселила в меня уверенность в том что оператор - это мое. Что док - это тоже мое. Что мне интересен мир. Мне интересны люди и их истории. Интересны сложные сочетания в которые невозможно поверить. И что я хочу это снимать и взаимодействовать с миром и с собой именно через съемку. Ролик мы сняли, и даже думали что приедем снова снимать про него док - чего так и не произошло. Но самое главное, что я эту мысль себе очень четко зарубил на носу - и начал это транслировать в мир. Как результат - как из рога изобилия посыпались документальные съемки. Сначала подменял друга на доке про питерских поэтов, потом стал одним из операторов документального фильма про реконструкцию политехнического музея Марины Разбежкиной (икона русского дока!). В сентябре осмелел настолько, что нашел своего героя и начал снимать свой документальный фильм. Жаль сейчас приходится уезжать и все с ним подвисло. Но зато самостоятельная работа (когда ты сам режиссер, а не просто помогаешь кому-то и не отвечаешь за его идею) реально вдруг меня столкнула с самыми важными вопросами документального кино - а зачем ты вообще его снимаешь? Зачем тебе вообще этот фильм, хочешь прозвучать? Хочешь славы? Может ты просто эксплуатируешь своего героя? Ответы на эти вопросы я вам не дам, но буду и дальше взаимодействовать с этой материей, и искать свои ответы. Пока лишь пообещаю вам и себе - я буду честен с собой.
Музыкальное открытие года - в питере у Ванька послушал Elaenia от Floating Points на какой-то супер-тонкой и дорогой акустической системе. Без шуток, слушал дважды, затаив дыхание и не проронив ни слова. Было ощущение что у меня открылся какой-то новый орган чувств, “Слух №2”. Нельзя сказать что звук стал зримым или ощутимым, это реально какие-то новые ощущения которые ты получаешь через свои старые уши. Звук начинает обладать и пространственным расположением, и размером, и площадью, и весом, и формой. Что-то ощущается как озеро которое вдруг разливается перед твоими ногами, какие-то звуки похожи на пролетающие кометы, а в финальном треке насыщение звуками так велико, что невольно задираешь голову чтобы объять ту огромную необъятную дрожащую стену, которая стоит перед тобой, намереваясь обрушиться.
Москва - я реально привык к этому городу. Получается, что мне понадобилось полтора года чтобы перестать страдать от враждебности среды и собственной потерянности в этом муравейнике. Еще в ноябре 2015 года я въехал в комнату на ленинском проспекте, у входа в нескучный сад - ужасно неудобную в плане расположения, если ты передвигаешься на метро, дорога до школы занимала не меньше получаса, хотя формально ты живешь в центре! Зато как только сошел снег и я сел на велосипед - все достоинства этого расположения сразу проявили себя, можно домчаться за 10 минут до центра, 1 минута пешком и ты уже в большом зеленом парке. Хочешь - едешь на лонгборде по набережной до стрелки, хочешь - играй в настольный теннис который у тебя под окнами. В общем это место окрасило лето в Москве каким-то очень правильным тоном - полное отсутствие подземки, пешие прогулки в парке, пинг-понг, велик, лонг, сидр) Сейчас, уже зная, что скоро покину этот город - взгляд на него из окна машины или троллейбуса, становится намного теплее. Почти весь центр я изъездил на велосипеде, много где гулял пешком, куча точек на карте где живут мои друзья) Осенью даже появился классический маршрут на велосипеде - съехать на набережную и вдоль москвы реки доехать до “дома на набережной” к Кате и другим друзьям которые снимают там квартиры, наверное я его проделал раз 30 за лето)
Культурная жизнь - любимый 19-20 век в пушкинском, посещенный в очередной раз, уже не вставляет, зато была отличная выставка Марке, и очень понравился главный штаб эрмитажа, требует обязательного повтора. Отстоял для мамы очередь на айвазовского, а сам так и не сходил. К концу года произошел интересный мув с электронной музыки на живую - попал на несколько очень клевых концертов современной сложной симфонической музыки, оркестр персимфанс, Арво Пярт в костеле, сумасшедший Курляндский. Чем дальше, тем больше хочется странного, нового, сложного, хотя реально понимание музыки пока у меня застряло на уровне начала 20 века, даже до понимания Кейджа пока не добрался.
Фильм года - определенно Брат Дэян, да и Шультес заодно. Очень жалею что на первом курсе МШНК еще не был знаком с Бакуром и его кино. С шультесом я даже не знаю что за чувства меня посещают, он вроде уже не современный, с ним есть какая-то дистанция, с другой стороны он снят буквально несколько лет назад, прямо тут в москве, и он прямо очень трогает меня всем что в нем есть - и историей и своей уникальностью в рамках русского кино, и языком на котором он снят. Брат Дэян - совершенно другая история, он одновременно очень достоверный, настоящий, а с другой стороны режиссер сам, специально постоянно бьет тебя по щекам, напоминая - это фильм! фильм! мы все это придумали! А потом опять погружает тебя в историю, демонстрируя непреложную способность кино быть кино.
Книги года - наверное за последние 10 лет это был год в который я меньше всего читал художественной литературы, а основной книгой почему-то стали “Игры в которые играют люди” Эрика Берна. Эта книга реально многое открыла мне в понимании некоторых особенностей поведения как меня, так и близких. (хотя, наверное, еще больше дали мне разговоры с сестрой, ей эта тема тоже интересна)
С наступлением осени все довольно круто изменилось. Еще летом Катя позвала меня снимать фильм, актерский тест для которого мы снимали в мае. Работа над фильмом была и в августе - мы обсуждали некоторые сцены, состав команды и очень усиленно (даже пользуясь помощью режиссеров массовки) искали актеров на главные роли. А осенью все еще и окрасилось новым тоном - мы неожиданно поняли что просто дружбой это быть не может и признались друг другу в любви. Начиная с октября на 2 месяца вся моя жизнь подчинилась фильму: встаешь утром, делаешь кофе, а потом весь день занимаешься фильмом - сценарий, кадроплан, выбор актеров второго плана, выбор света, выбор техники, общение с администратором, поиск квартиры, поиск бара, поиск локаций для уличных сцен, затем нашли квартиру - и уже безвылазно, целыми днями там, разведение сцен, работа с художником постановщиком, приглашаешь дольщиков, бригадира осветителей, ходишь с камерой, тестируешь свет. А потом съемки - самая интересная, самая сложная, самая ответственная и самая клевая работа которую я делал в своей жизни, честно слово) Все что я написал про майский этюд - только умноженное на 10 и в плане сложности и в плане пользы для меня как оператора. Сейчас я уже немного упустил это ощущение, но эмоциональный возврат во время и после съемки был огромен - все затраты времени и сил стоят этого ощущения. До этого я помогал другим ребятам на игровых картинах, но никогда не понимал до конца - какой же это огромный труд и ответственность, быть оперпостом. Пройти через фильм, довести его до конца - очень дорогого стоит и теперь вызывает у меня большое уважение. Сейчас над фильмом работает выросший в настоящего режиссера монтажа Саня Павлов, с которым мы вместе уехали в Москву 2 года назад.
А новый год совершенно неожиданным образом обратился в роуд-трип из германии в итальянские альпы и первый опыт на горных лыжах)
Ровно через неделю мы будем уже в Нью-Йорке, а я, кажется, впервые в жизни ни к чему не готовлюсь и ничего не жду. Да, из прошлого января такой серьезный мув выглядел бы очень страшно - если тебя так разъебала Москва, то чего же ждать от большого яблока? Но все-таки этот год не прошел для меня даром, как-то примирил с собой, устаканил самооценку. Да и с таким человеком рядом ничего не страшно, если честно)
Немного карточек на память: