На предыдущих выходных я, совместно с
karpol, посетил славный город
.
Субботу посвятили ловле рыбки из-подо льда озера Александровского и прогулкам по его берегам в кампании моего брата, его приятеля Павла и
karpol.
Не смотря на пробитую уже лесовозную тропу и предстоящую застройку коттеджами нуворишей, берега все еще носят следы боев давно забытой войны. Берег изрыт окопами, попадается колючка и прочие радости такого рода. Надо сказать, что в отличие от воскресенья суббота порадовала очень приличной прогулкой.
Поскольку на следующий день товарищ
karpol меня благополучно бросил, посвятив себя делам праведным, я принял командирскоерешение предпринять небольшую вылазку по историческому центру
Итак чуть подробнее про руины батарейной горы.
(Далее в чуть упрощенном виде приводится текст статьи «Восточно-Выборгские укрепления 1864-1906 Залочевской Н.И. вошедший в книгу «Выборг. Фортификация»)
Сооружения, находящиеся на батарейной горе относятся к Восточно-Выборгским укреплениям.
К середине 19-го века Выборгская крепость представляла собой сложный комплекс из оборонительных сооружений нескольких эпох: Средневековый замок, Рогатая крепость (XVI век) ограждала город с востока, Аннинские укрепления XVIII века закрывали доступ с запада.
Высоты на подступах к Выборгу со стороны Петербурга упоминаются под названием Вартсманинвуори, к северу от них располагались Петербургский форштадт, кирпичный завод, кладбища, в южной части - пивоваренный завод. (Славный Выборгский пивоваренный, еще недавно предлагавший гостям города 5 сортов оригинального пива тоже ушел в историю по причине дележки оного сильными мира сего).
Началу строительства укреплений вокруг Выборга в 60-е годы 19-го века предшествовали события, связанные с крымской войной 1854-55гг. Рейды военных судов под флагами Англии и Франции, союзников Турции, направлявшихся к берегам Финляндии (с 1810 года входившей в состав Российской империи) заставили русское правительство обратить особое внимание на состояние Выборгской крепости, овладение которой с морской стороны открывало путь к столице России.
В 1855 была проведена проверка состоянии боеготовности крепости, по результатам которой был отдан приказ немедленно приступить к приведению в порядок Выборгской крепости и внешней гавани - Уурас (современный Высоцк). Принимая во внимание, что Выборгу угрожает в первую очередь неприятельский флот, основные оборонительные работы велись на островах Выборгского залива, по берегам трех проливов: Тронзгундского, Пильского и Немильского. В 1863 после визита в город генерал-адьютанта графа Лидерса была составлена записка о способах защиты пространства между Выборгом и С-Петербургом, в частности второй раздел был посвящен предложениям по укреплению Выборга с «сухопутного пути»:
1) Устроить оборонительную линию для прикрытия восточной части города
2) Устроить батареи на западном берегу Выборгского залива и на Выборгских островах для защиты Выборга с запада.
Весной 1864г. С Северо-Западной сухопутной стороны Выборга на каменистых высотах началось строительство оборонительной линии укреплений, состоящих из 4-х редутов долговременного профиля. При помощи гранита, добываемого на месте были, построены батареи и передовое укрепление, рвы редутов разработаны до половины, окончены четыре сортии из пяти. Позднее были засыпаны брустверы всех редутов, строились пороховые погреба, сортии с погребами и выходами в ров, казематированные траверзы.
К 1876 году закончился первый этап строительства Восточно-Выборгских укреплений, в результате которого они обрели законченный вид фортового пояса.
Второй этап с 1877 по 1897 характеризуется почти полным прекращение строительных работ.
В 1893 было принято решение о разоружении Выборгской крепости с морской стороны, что привело к упразднению вооружения береговых батарей на берегах пролива.
Следующий этап относиться к 1906-1907 гг., когда на базе существующей Выборгских укреплений было решено создать опорный пункт.
На этом заканчивается этап строительства и перестройки укреплений и начинается этап плавного разрушения.
Укрепления на Батарейной горе использовались по прямому назначению один единственный раз - в апреле 1918, когда к Выборгу подошли белофинны и потерпев поражение в атаке города с северо-западной стороны, осадили его с востока. На Батарейной горе укрепились отряды красноармейцев, сдержавших наступление противника, но 28-го они отступили и город был занят белофиннами.
В связи с большими работами по расширению торгового порта в 20-х был полностью разобран редут «А», необхождимость расширения городской территории потербовала ликвидировать редут «Г», был частнично разобран при строительстве водонапорной башни редут «Д»
Фортификационным сооружениям был нанесен большой ущерб в июне 44-го, когда наступающая Красная армия при взятии Viipuri активно использовала авиацию и артиллерию большой мощности. Был разрушен свод казематированного траверза в редуте «В», полностью разрушен капонир в передовом укреплении, частично обрушена гранитная кладка эскарпов во рвах, разрушено здании казармы.
В последующие годы постройки на Батарейной горе были заняты военной частью. После передачи городу, здсь разместился гараж комбината бытового обслуживания.
Решением Выборгского горисполкома на Батарейной горе был размещен парк культуры и отдыха им. Калинина.
Ныне существующие останки Восточно-Выборгских укреплений представляют собой довольно жалкое зрелище - плавно разрушаются временем и наркоманами никому более не нужные образца фортификационного искусства 19 века.
Вид из космоса, с гугля: