― я наверное просто не понял чего-то очень важного в жизни да и сейчас не понимаю почему нельзя восхищаться просто красотой - земной но ведь созданной Творцом почему нельзя любоваться и даже пленяться например созданной человеком гениальной музыкой
―это какой?
―всякой
― а какую вы чаще слушаете?
― classical rock
― когда-то вы говорили что его не стоит слушать
― говорил да мало ли что я говорил сколько там магии сколько глубокой красоты. я сам в свое время уничтожил все записи которые у меня были да там тоже есть разные группы и разные песни но сейчас когда мне все-таки изредка приходится услышать что-то я забывая что эту музыку называют сатанинской в ней столько добра да тот же битлз это совершенно христианская группа
― а разве ты слушаешь битлз
―конечно и битлз тоже
― а какая твоя любимая группа
―самая удивительная из них ― led zeppelin
―я слышала о них много плохого
―я сам слышал и знаю то они были связаны с сатанизмом колдовством но понимаешь когда их слушаю я пропускаю мимо ушей весь этот сумрак фильтрую мне это просто неинтересно для меня главное в них совсем другое ― тонко и глубоко они связаны с древними британскими напевами которые я прямо сердцем узнаю как будто я сам там родился как будто когда-то я впитал всю эту древность все пряное простодушие кельтской мелодии The Battle of Evermore там все построено на этой игре с известными мотивами там сама Бретань старая Англия просвечивает во всех переходах это музыка очень сложная и в то же время захватывающая ее можно читать как чудесную книгу и никогда не начитаться
―но я слышала что они живут так…
―да разумеется наркотики ранние страшные смерти их так легко осудить да не по-христиански но я и христиан-то почти не знаю которые жили бы по-христиански анюшка в иные минуты мне начинает казаться что и это неважно кто насколько правильно жил в определенном измерении это совсем не важно - они были и есть просто люди и они навсегда влюблены в свое искусство ты только подумай что заставляет их целый долгий вечер быть на сцене уже струится пот и видно что они действительно отдают музыке душу последние силы даже жизнь что ж они просто такие же люди которые ведь не только изо дня в день молятся Богу которые могут конечно достичь немыслимых высот а могут и в бирюльки играть и им не выжить без этих игр это их школа когда я слушаю эту музыку это также для меня как для тебя книги
― но книги учат нас различать добро и зло в них все рассказывается словами
― а в музыке нотами ― и я по ней тоже учусь различать добро и зло потому что да я люблю красоту и часто влюбляюсь на удивление знаешь ли влюбчив но не вижу в этом ничего плохого я просто любуюсь в том числе и женской красотой
― женской красотой? ты? я не понимаю
― мне не хочется оправдываться поверь в этом нет ничего о чем можно было бы жалеть или если хочешь в чем исповедоваться в мире все вообще значительно шире чем нам хочется человек все стремится огородить пространство и жить в своем огородике а мир ― не огород, мир ― бесконечность но об этом не хочется знать потому что это тяжело это ответственность напряжение ума души знать и нести в себе что-то еще что-то большее раздвигать границы
Цит. по: Кучерская М. Бог дождя. М.: Время, 2008. С. 176-178. Бесконечный разговор (1) «Бирюльки», разговор Анны со священником
Вот так по-детски, но прямо в цель: нет никаких прописных истин, от кого бы они ни исходили, потому что они мертвы. Есть только свой опыт, и духовный тоже. Эта книга не о том, что всякое бывает и священника бес попутал, это о том, что иначе невозможно. Что единственно живое рождается в разговоре, в становлении, в стремлении постичь.
В строгом смысле такие вещи всегда будут за пределами какой бы то ни было религии, и православие в этом романе, как верно замечает, по всей видимости, "истинно православная" читательница на одном из форумов, оборачивается чем угодно, только не православием:
"Разумеется, роман Майи Кучерской - это всего лишь литература. Но, пройдя через мучительный стыд, разочарование и душевный бред именно такой литературы, человек острее и серьёзнее ставит перед самим собой вопрос: нужна ли нам литература, в которой прямо нарушается важнейшая заповедь целомудрия «не открывай наготы отца своего», а Всемогущий и Всемилостивый Господь Бог оборачивается странным и беспомощным, ничего не решающим, никому ничего не говорящим богом дождя?.." Но тогда встает другой вопрос: нужна ли нам/вам вообще литература? Литература, которая на протяжении всего 20 века раздвигает границы того христианства, которое долгое время было "мейнстримом" в Европе и России? Нужны ли нам Рембо, Верлен, Серебряный век, Джойс, Гессе, Беккет, Ионеско? Потому что никогда не запихать их в рамки религии. Потому что слишком просто сказать "они оступились" или "это просто такая метафора". Потому что эти книги нельзя читать, их можно только проживать, иначе они так и останутся мертвой грудой букв.
И для меня этот вопрос отнюдь не праздный: мне они нужны. То есть они уже со мной, и они открыли для меня неведомое. Но как после этого я могу назвать себя православным человеком? Я прекрасно знаю, что большинство людей просто навесит на себя табличку, такую, какая больше нравится, и париться не будет. Но ведь это действительно вопрос честности с самим собой.