А. Иванов - Золото бунта

Jan 27, 2012 00:19

"Сердце Пармы" Иванова прочитал года три назад. Был под мощным впечатлением. И тогда же решил повременить с чтением других книг Иванова. Чтобы не сливалось все в один суп. И вот только сейчас добрался до "Золота бунта".


Чувства смешанные. С самого начала возникло ощущение, будто в RPG играешь: вот он твой персонаж, где-то на обочине главной истории, с какими-то обрывками сведений и с какими-то обломками материальных ценностей, которые можно разве что продать скупщикам барахла. И после начинается восхождение персонажа по спирали к центру истории. И каждая встреча несет с собой какие-то новые сведения или что-то, что несомненно пригодится в будущем. Эдакая большая комната, доверху начиненная чеховскими ружьями, каждое из которых "обязательно бахнет! весь мир в труху!.. но потом." Ну вот не попадались герою люди, которые просто мимо шли и больше бы мы их не видели.
Много очень напряженного action'а, из-за которых сконцентрироваться на природоописательных и размышленческих отступлениях было сложно: постоянно нарастающий безумный гон, какие уж там красоты природы! С другой стороны, напряжение действительно здоровское. Хотелось отбросить все дела и читать непрерывно, хоть даже и не спать.
Что мне нравится у Иванова, что персонажи у него не черно-белые. Да, так или иначе есть положительные, есть отрицательные. Но они глубоки и многогранны. И положительные, в стремлении дойти до конца, не могут оставаться чистенькими рыцарями без страха и упрека, и отрицательные - это вовсе не лубочное "мировое зло ради зла". И борьба идет не на кулаках (хотя и на них тоже), а в душах. Основная мысль, которая сидит у меня в голове после прочтения: и как он - главный герой - теперь будет жить-то со всем этим? Чем он лучше тех, с кем его столкнула судьба? Где прошла грань допустимого? Способен ли человек определять для себя эту грань?

Ну и язык, да... Сложно конечно продираться через все эти словечки, которые разве что у Даля можно отыскать, да и то не факт. Иванов видимо намеренно практически не дает пояснений, никаких сносок, ссылок... Но в этот язык погружаешься, осваиваешься в нем, как в незнакомом доме, и кайфуешь.

Тем не менее "Сердце Пармы" кажется мне более глубоким, более философским, более многогранным, более трагичным, что ли, романом. И написанным более мастерски. Тем более, что там персонажей, от имени которых ведется повествование, наверное пять-шесть, не меньше. Их жизни сплетаются, расплетаются, образуют странные узоры (в то время как в "Золоте бунта" все шпарится от имени одного человека - ну точно игра!). А история страны вдруг из плоской череды дат и фактов превращается в что-то такое вещественное и жутко живое, покрытое плотью, страшно вещественное, как не умолкающий крик. Что-то подобное я испытал после разве что при чтении "Красного колеса" Солженицына.

В процессе чтения срочно пересмотрел серию Парфеновско-Ивановского "Хребта России", посвященную уральским заводам, сплаву по Чусовой и Пугачевскому восстанию. В результате получил вообще взрывной эффект!
Previous post Next post
Up