(Тезисы, написанные для грядущей
конференции молодых японоведов)
Не будет преувеличением сказать, что в духовной культуре практически всякого народа всевозможные гадания играют немаловажную роль, и Япония с её эклектичной культурой не только не является исключением, но предоставляет богатейший материал для исследователя гадательных практик. Впрочем, в Западноевропейской цивилизации, где гадания и предсказания никогда не одобрялись церковью как рудимент язычества, они оказались вытеснены в низовые, маргинальные слои культуры. Отчасти с этим и связано чувство удивления, возникающее у западного человека, когда он узнаёт, как часто японцы в критической ситуации искали решения в гадательных практиках: полководец мог, пренебрегая объективной выгодой отложить наступление в связи с «несчастливым днём» или дурным сном. В Японии на протяжении практически всей её истории гадания были делом достаточно престижным: институт гадателей урабэ (卜部) формируется при дворе императоров. Там же получают распространение и гадательные практики, пришедшие с материка и оформившиеся уже в Японии в учение оммёдо (陰陽道).
В Кодзики (712 г.) и Нихон-сёки (720 г.) мы уже находим упоминания о гадании на обожжённой лопатке оленя (рокубоку, 鹿卜). Лопатку нагревали, и по трещинам на ней определяли ответы на заранее задававшиеся вопросы. Аналогичная практика с незапамятных времён существовала и в Китае, где для тех же целей использовали панцирь черепахи. Практика гадания по панцирю (кибоку, 亀卜) распространилась при дворе в период Хэйан (794-1192), постепенно сошла на нет вовремя общего упадка придворной культуры в период Камакура (1192-1333), и была возрождена в годы Мэйдзи (1867-1912) как атрибут ритуала Дайдзё-сай. Практика рокубоку, в целом вытесненная ещё в период Хэйан практикой кибоку, тем не менее, сохраняется и по сей день в отдельных синтоистских святилищах. Кроме неё в синтоистской традиции известны такие виды гаданий как: цунабики (綱引) ― перетягивание каната; котоура (琴占) ― гадание на цитре кото,; цудзиура (辻占) ― гадание на перекрёстке; каюура (粥占) ― гадание на рисовой каше; мамэура (豆占) ― гадание на соевых бобах; обиура (帯占) ― гадание с помощью пояса; тори-ура (鳥占) ― гадание с помощью птиц; хакутё-ура (白鳥占) ― гадание с помощью лебедей; ума-ура (馬占) ― гадание с помощью лошадей; усаги-ура (兔占) ― гадание с помощью зайца; мёга-ура (茗荷占) гадание на имбире; гэкко-ура (月光占) ― гадание по лунному свету; юдати-ура (湯立占) ― гадание на кипятке. Всенародно известная борьба сумо (相撲) и конная стрельба из лука ябусамэ (流鏑馬) также были изначально связаны с синтоистскими мантическими обрядами. Большинство из вышеперечисленных практик относятся к «гаданиям на предстоящий год» ― тосиура (年占).
Впрочем, примерно с VI в. в Японию вместе с другими элементами континентальной культуры начинают активно проникать даосские и буддийские гадательные практики, легшие в основу искусства оммёдо. Гадательные практики оммёдо можно разделить на следующие 4 вида:
Гадания по календарю (暦占); 2)Определение благоприятного и неблагоприятного направления (方位); 3)Гадания на основе даты рождения и календарного цикла (命占); 4)Геомантия ― то, что сегодня широко известно как Фэн-шуй (風水). Делилось на учение о благоприятных и неблагоприятных особенностях местности (地相) и учение о расположении дома (家相).
Именно в этом учении берёт начала культура гаданий, дошедшая с некоторыми изменениями до наших дней, и представленная в нынешней Японии многочисленными уличными гадателями.