Во многих странах дети начинают пользоваться компьютерами в раннем возрасте. Все понимают важность компьютерного обучения. Но проблема в том, что многие школы подменяют понятие «компьютер» понятием «Windows», преподавая на уроках информатики операционную систему от Microsoft.
Это ненормальная ситуация, которую нужно менять, уверены активисты общественной организации Linux Federation. Даже с учетом скидок для школьных учреждений покупка лицензий на Windows повышает расходы на обучение. С другой стороны, есть бесплатная и свободная операционная система Linux. Если использовать ее вместо Windows, то можно радикально снизить стоимость образования, считают активисты Linux Federation.
В настоящее время система Linux используется во многом: на серверах, на смартфонах и планшетах (с ОС Android), в других встроенных устройствах и различном оборудовании. В случае со школьным образованием - все с точностью до наоборот. Тут детям приходится изучать операционную систему Windows.
«Система образования слишком важна, чтобы она зависела от одной частной корпорации. Представим себе на минуточку что будет, если Microsoft завтра обанкротится и исчезнет с лица земли, то вся система образования рискует лишиться предмета обучения, - считают в Linux Federation. - Принуждение школьников к изучению Windows должно быть признано уголовным преступлением, потому что директорам школ надо либо заплатить деньги за покупку лицензии, либо использовать пиратскую версию. А если учесть, что компьютеров в классе пара-тройка десятков, сумма выходит приличная. Такой выбор стоит перед школьниками всего мира, и никому нет до этого никакого дела. Если внедрить Linux в систему образования, мы сможем быстрее искоренить проблему Microsoft. Использование Linux в школах может увеличить популярность Linux на домашних компьютерах».
В свое время, двадцать с лишним лет назад, такой проблемы перед школами не стояло. Потому как не было еще никаких Windows. В компьютерных классах Московских школ стояли компьютеры на архитектуре процессора Z80: Spectrum, Квант-БК, УК-НЦ и другие подобные букашки. У них либо в ПЗУ был зашит Бейсик, либо они ждали загрузки с магнитного носителя или сети. Именно благодаря тому, что не было операционных систем, некоторые школьники научились программировать. Сначала на Бейсике, а потом переключаясь на машинный язык - Ассемблер. К тому же, для него не требовались интерпретаторы, что существенно ускоряло его работу на и без того не быстрых машинках. Частоты процессора в 3,5 Мегагерца хватало с лихвой для различных игр и приложений.
Постепенно стали появляться операционные системы: CP-M, IS-DOS, TR-DOS и т.д. Да и сами компьютеры модернизировались. Стали появляться разные электронные платы, которые подключались к материнке - звуковой процессор, НГМД, винчестер, принтер, мышь. Появилось куча клонов - Scorpion-ZS, Profi, Pentagon и другие.
Когда в 1995-м году анонсировали первую многозадачную систему Windows-95, на выставке в Экспоцентре был аншлаг. Всем хотелось посмотреть и потрогать этого зверя. "Чикаго для Чайников" - так называлась книга Евгения Козловского, в которой он рассказывал про эту операционную систему, которая получила свое название в честь одного из американских штатов. Помню, мы ее зачитывали до дыр - настолько все тогда было необычно и интересно.
Ну, это было лирическое отступление, вперемежку с ностальгией. Сейчас на дворе 2014-й год, последняя версия Windows 8. Кроме Windows есть и другие операционные системы, которые успели завоевать часть рынка. Но Windows пока остается монополистом в этой сфере. Но на смену компьютерам и ноутбукам приходят планшеты. Они не уступают в функциональности, а во многом даже и превосходят своих более громоздких собратьев. не удивительно, если через несколько десятилетий домашние компьютеры будут восприниматься такими же динозаврами, как сейчас дискеты, которые уже давно вышли из обихода.
Так вот, может стоит школьников обучать работе с планшетами? Или вдруг через несколько лет и Linux выйдет из моды, чему тогда обучать детей?
А может просто давать обобщенную информацию по всем операционным системам, по всем устройствам и гаджетам? Причем сделать двухуровневую систему. Первый, обычный уровень, проходят все. А более глубокое изучение, второй уровень, будут преподавать тем, кто заинтересован получить больше знаний и навыков в этой отрасли? Например будущим программистам?
Кстати, обучение программированию начинается не с изучение языка. Самое главное в программировании - обрисовать логику работы, структурную схему. А уж ее-то грамотному программисту не составит труда перевести на любой язык.
Почитать другие материалы