«Слава Богу, докормила до двух и
отлучила, - так говорила мама светловолосого мальчика, сосредоточенно играющего
в песочнице. - Уехала на 5 дней, а сына оставила с мамой. Представляете,
возвращаюсь, а он совсем другой, как-то сразу повзрослел. Да и мама его моя
подстригла. Гляжу на него - это уже не мой пушистый медвежонок, а взрослый
человек».
Почему-то я эту картину наблюдала
не раз. Вот он розовощекий малыш, беззаботный, легкий, светящийся. А вот после
того, как мама оставила с любящими родственниками и уехала на недельку -
отлучать от груди, он становится действительно другим. И мне все казалось, что
разница очевидна. По крайней мере, мне она бросалась в глаза - у ребенка
менялись глаза. Они становились какими-то серьезными, взрослыми и грустными.
«Вот уж титечник! Уже два месяца
как отлучили, а все вечерами истерит, не может заснуть, держится за грудь. Это
наследственность. Мне моя мама говорила, что я до школы за ее грудь хваталась»
Мама этого мальчика тоже в 1 г.8
мес. уехала на 5 дней, чтобы ребенок
забыл как сосать мамино молочко.
А что происходит на самом деле с
ребенком?
Почему - то решила вчитаться и
сравнить этапы переживания горя от
утраты близкого человека и стравнить (представить, предположить) состояние
маленького человечка от «утраты великой утешительницы».
Боль и потеря - реальные составляющие жизни. Травма оказывает
разрушительное воздействие на все уровни жизнедеятельности человека -
физический, психологический, социальный.
Ребенок тоже человек и о
переживает боль и потерю, когда пропадает мама и его любимая титя. А ведь
мамина грудь являлась для него очень многим: покушать, заснуть, успокоится, да
просто пообщаться, почувствовать тепло, спокойствие удовлетворение.
Процесс переживания горя - достаточно длительный, особенности его
протекания и проявлений носят индивидуальный характер, однако структура, последовательность стадий - общая для всех
людей независимо от возраста, пола и культурной принадлежности.
Значит вне зависимости от пола,
возраста, культурной принадлежности ребенок будет страдать, если еще сильна
потребность в материнской груди. Хочется сделать ударение на слове потребность.
Ребенок, который эту потребность перерос (самоотлучение), вряд ли будет сильно
переживать. А вот маленький ребенок…
У детей нет моделей поведения в скорби, они не знают, что должны делать
и чувствовать. Кроме того, их опыт не позволяет понять, что утрата означает
полную перемену жизни, отсутствие изо дня в день и навсегда того тепла и
защиты, которые давали отношения с ушедшим человеком (или людьми). Облечь свои
переживания в слова дети тоже не могут. Они как бы «замирают», и их поведение
может выглядеть таким же, как всегда - что сбивает с толку взрослых, ошибочно
полагающих, что «дети не понимают» или «им все равно».
То есть после ребенок смиряется с
тем, что мама уехала. Вернулась мама уже другой - она больше не дает молочка,
закрывает титю, не успокаивает и не утешает так, как делала это прежде. ЧТО-ТО
СЛУЧИЛОСЬ (с мамой, миром, со мной)! Только вот даже проговорить это ребенок не
может.
По
изменению силы чувств и степени контроля над ситуацией процесс переживания горя подразделяют на
следующие стадии:
- Начальная ( шок) - Оцепенение, тревога,
отрицание.
Кратковременная
стадия, когда ошеломление нарушает восприятие реальности, происходит своего
рода «отключение» чувствительности - эмоциональной и физической. Длится от
нескольких минут до 2-3 недель. В это время человек не чувствует душевной боли
за счет защитной реакции психики - «диссоциации», но характерны вегетативные
реакции тревоги: сердцебиение, напряжение мышц, потение, сухость во рту,
нарушения сна и аппетита, желудочные расстройства. Повышенный мышечный тонус
может приводить к гиперактивности как к форме отрицания:
избегание психической нагрузки путем изменения физического состояния (убегание,
драки, мастурбация).
Получается, что ребенок переживает эту начальную
стадию, реагируя телом, плачем, требованиями, капризами, повышенной
раздражительностью, нарушением сна и аппетита.
- Острая (дезорганизация) - Амбивалентность.
Боль и отреагирование. Поиск . Агрессия. Отчаяние. Утомление.
Нарушения регуляции деятельности.
В этой фазе
горе обрушивается на человека всей тяжестью. Чем большее место в жизни занимала
потеря, тем труднее в этот период. Возникают сильные переживания тоски и муки,
связанные с необходимостью отказаться и желанием удержать привязанность. В
человеке как бы борются две реальности: реальность любви и реальность смерти.
Боль и попытки ее утолить вызывают специфическую реакцию поиска:
- поиск мест его бывшего присутствия и
ожидание возможной встречи в какой-либо форме;
- нецеленаправленная беспокойная
деятельность («занять время ожидания»).
Малыш идет к маме, требует грудь,
просит, плачет. Он ожидает «возможной встречи». Просится к маме на ручки,
капризничает, просит бОльшего внимания
Протест
против факта потери, против вызванной этим боли, гнев, враждебность к тем, кто
пытается помочь и ненависть к себе - характерные признаки подстадии острого
аффекта. Расстройство деятельности отмечается также на бытовом уровне, страдают
не только высшие психические функции - мышление, внимание, память - но и
физические процессы на уровне нарушения автоматизмов.
Затем
наступает спад эмоционального напряжения, изнеможение и апатия:
- снижение физической активности (упадок
сил);
- мотивационные нарушения (все теряет
смысл по сравнению с горем);
- интеллектуальные
проблемы (аффект тормозит интеллект)
В
эмоциональном плане изнеможение выражается депрессией, утратой интереса к
жизни, незащищенностью и безнадежностью
Ребенок беззащитен перед первой утратой. Что мы
знаем, о том, как такие сильные переживания влияют на его состояние, развитие?
Утихающая
(реорганизация) - Восстановление.
В это время
происходит свыкание с потерей: человек способен вновь войти в
жизнь, которая принимает в расчет утрату, но не заполнена ею целиком. Важное
значение для прохождения этой стадии имеет отыскание смысла в утрате, чтобы
соотнести ее со своим пониманием жизни, Бога или добра.
Происходит осознание того, что наихудшее
случилось, человек принял это и уцелел, и теперь снова готов жить и расти - с
памятью об ушедшем и ради него.
Признаки
реорганизации:
- меньше слез;
- возврат физической активности и
интереса к жизни;
- сосредоточение на настоящем и будущем,
а не на прошлом;
- появление положительных эмоций,
повышение эмоциональной экспрессии;
- восстановление самооценки;
- чувство защищенности.
Теперь, о том, ради чего решила написать -
как можно помочь ребенку справиться с утратой, если мама окончательно выбрала
такой способ отлучения (всякое в жизни бывает…)
Способность
ребенка справляться со стрессом зависит от следующих факторов
- социальное и эмоциональное благополучие
ребенка в момент травмы; Отлучение пройдет тяжелее, если в этот момент
будут изменения (развод, переезд, лечебные процедуры, возрастной кризис)
- опыт привязанности и близких отношений
с другими взрослыми; Видимо, остаться с ребенком лучше наиболее
близкому человеку после мамы
- присутствие и забота близких ребенку
людей в момент травмы; Любовь и ласка и тепло. Что тут скажешь?
- индивидуальная динамика переживаний и
способы отреагирования.
Способы
отреагирования и снятия напряжения в стрессе:
(по Мерфи и
Мориэ)
- удаляться в безопасное место;
- отойти от окружающих на некоторое
время, чтобы «прийти в себя»;
- использовать различные приемы для
успокоения самого себя;
- отреагировать с помощью символических игр
и фантазии;
Если ребенок пытается отгородиться от взрослых,
отталкивает, уходит в себя, появляются резкие пристрастия (пальцы, фанатично
любимые игрушки), идет процесс снятия стресса. Попытка адаптироваться к новым
условия, попытка найти способы самоуспокоения.
Личностные
характеристики, помогающие пережить стресс:
- активность и самостоятельность ребенка
- самоуважение и вера в себя
- уживчивость и способность обращаться за
помощью, когда это необходимо
- гибкость и способность
приспосабливаться к новому
- ответственность за кого-то, кроме себя
Из всех пунктов можно выделить «активность
и самостоятельность» - разный тип темперамента дает разную скорость адаптации и
приспособления, и «гибкость и способность приспосабливаться к новому» - так же
относятся к врожденным характеристикам, особенностям нервной системы. Такие
характеристики, как «самоуважение и вера в себя», «способность обращаться за
помощью», «ответственность», в зачатке своего формирования.
Как помочь ребенку, пережившему разлуку.
Определенность: ребенку важно знать, что будет дальше,
какие будут порядки в новой ситуации. Необходимо заранее рассказать ребенку о новых
правилах. Нужно все время кратко, но внятно рассказывать ребенку о том, что
будет дальше происходить, даже если кажется, что он не понимает.
Утешение: если ребенок подавлен, и проявляет другие
признаки горя.
Высокий уровень тактильного контакта необходим в
раннем возрасте. Так что утешать и обнимать, и рассказывать много-много про то,
как сильно ребенка любят.
Физическая
забота: любимая ребенком еда,
спокойный сон, забота о нем.
Новые ритуалы засыпания, внимание, совместная
игра.
Инициатива: нужно инициировать положительное
взаимодействие с ребенком, проявлять первыми внимание и заинтересованность его
делами и чувствами, задавать вопросы и выражать тепло и участие, даже если
ребенок кажется равнодушным или угрюмым.
Памятные
вещи: игрушки, одежда - все это
связывает ребенка с прошлым, является материальным воплощением значительной
части его жизни. Важно: каждый ребенок, переживший разлуку или утрату, должен
иметь что-то на память, и недопустимо выбрасывать это, тем более без его
согласия.
Помощь
в организации дел: дети часто чувствуют себя растерянными в
новом месте и при таких серьезных изменениях в своей жизни.
Привыкнуть, а потом меняться. Не требовать
больше, чем ребенок может.
Если на
стадии шока важна физическая забота, то на стадии острого горя необходимо
находится рядом с человеком, оказывать эмоциональную поддержку.
Вышеприведенное
описание относится к сфере внутренних переживаний детей, столкнувшихся с
проблемой разрыва близких отношений и необходимостью формирования новых привязанностей.
При этом существует четкая динамика в процессе простраивания внешних отношений
с теми людьми, которые заботятся о ребенке, и волею обстоятельств становятся
для него самыми близкими, в той или иной степени заменяя родителей.
Однако простого перемещения в новую
ситуацию и помощи в переживании утраты не всегда достаточно для того, чтобы
«новая» жизнь сложилась хорошо: прошлый опыт, навыки и страхи остаются с
ребенком.
Все это только доводы и предположения. Попытка понять,
почему так меняются глаза у маленького человечка и так рано. Да, каждый человек
рано или поздно сталкивается с утратой и горем, но нужны ли такие сильные
эмоции в таком раннем возрасте?