А что переживает малыш?

Aug 27, 2010 22:56

 «Слава Богу, докормила до двух и отлучила, - так говорила мама светловолосого мальчика, сосредоточенно играющего в песочнице. - Уехала на 5 дней, а сына оставила с мамой. Представляете, возвращаюсь, а он совсем другой, как-то сразу повзрослел. Да и мама его моя подстригла. Гляжу на него - это уже не мой пушистый медвежонок, а взрослый человек».
Почему-то я эту картину наблюдала не раз. Вот он розовощекий малыш, беззаботный, легкий, светящийся. А вот после того, как мама оставила с любящими родственниками и уехала на недельку - отлучать от груди, он становится действительно другим. И мне все казалось, что разница очевидна. По крайней мере, мне она бросалась в глаза - у ребенка менялись глаза. Они становились какими-то серьезными, взрослыми и грустными.




«Вот уж титечник! Уже два месяца как отлучили, а все вечерами истерит, не может заснуть, держится за грудь. Это наследственность. Мне моя мама говорила, что я до школы за ее грудь хваталась» Мама этого мальчика тоже в 1 г.8 мес. уехала  на 5 дней, чтобы ребенок забыл как сосать мамино молочко.

А что происходит на самом деле с ребенком?

Почему - то решила вчитаться и сравнить этапы переживания  горя от утраты близкого человека и стравнить (представить, предположить) состояние маленького человечка от «утраты великой утешительницы».

Боль и потеря - реальные составляющие жизни. Травма оказывает разрушительное воздействие на все уровни жизнедеятельности человека - физический, психологический, социальный.

Ребенок тоже человек и о переживает боль и потерю, когда пропадает мама и его любимая титя. А ведь мамина грудь являлась для него очень многим: покушать, заснуть, успокоится, да просто пообщаться, почувствовать тепло, спокойствие удовлетворение.

Процесс переживания горя - достаточно длительный, особенности его протекания и проявлений носят индивидуальный характер, однако структура, последовательность стадий - общая для всех людей независимо от возраста, пола и культурной принадлежности.

Значит вне зависимости от пола, возраста, культурной принадлежности ребенок будет страдать, если еще сильна потребность в материнской груди. Хочется сделать ударение на слове потребность. Ребенок, который эту потребность перерос (самоотлучение), вряд ли будет сильно переживать. А вот маленький ребенок…

У детей нет моделей поведения в скорби, они не знают, что должны делать и чувствовать. Кроме того, их опыт не позволяет понять, что утрата означает полную перемену жизни, отсутствие изо дня в день и навсегда того тепла и защиты, которые давали отношения с ушедшим человеком (или людьми). Облечь свои переживания в слова дети тоже не могут. Они как бы «замирают», и их поведение может выглядеть таким же, как всегда - что сбивает с толку взрослых, ошибочно полагающих, что «дети не понимают» или «им все равно».

То есть после ребенок смиряется с тем, что мама уехала. Вернулась мама уже другой - она больше не дает молочка, закрывает титю, не успокаивает и не утешает так, как делала это прежде. ЧТО-ТО СЛУЧИЛОСЬ (с мамой, миром, со мной)! Только вот даже проговорить это ребенок не может.

По изменению силы чувств и степени контроля над ситуацией процесс переживания горя подразделяют на следующие стадии:
  • Начальная ( шок) - Оцепенение, тревога, отрицание.

Кратковременная стадия, когда ошеломление нарушает восприятие реальности, происходит своего рода «отключение» чувствительности - эмоциональной и физической. Длится от нескольких минут до 2-3 недель. В это время человек не чувствует душевной боли за счет защитной реакции психики - «диссоциации», но характерны вегетативные реакции тревоги: сердцебиение, напряжение мышц, потение, сухость во рту, нарушения сна и аппетита, желудочные расстройства. Повышенный мышечный тонус может приводить к гиперактивности как к форме отрицания: избегание психической нагрузки путем изменения физического состояния (убегание, драки, мастурбация).

Получается, что ребенок переживает эту начальную стадию, реагируя телом, плачем, требованиями, капризами, повышенной раздражительностью, нарушением сна и аппетита.
  • Острая (дезорганизация) - Амбивалентность. Боль и отреагирование. Поиск . Агрессия. Отчаяние. Утомление. Нарушения регуляции деятельности.

В этой фазе горе обрушивается на человека всей тяжестью. Чем большее место в жизни занимала потеря, тем труднее в этот период. Возникают сильные переживания тоски и муки, связанные с необходимостью отказаться и желанием удержать привязанность. В человеке как бы борются две реальности: реальность любви и реальность смерти. Боль и попытки ее утолить вызывают специфическую реакцию поиска:
  • поиск мест его бывшего присутствия и ожидание возможной встречи в какой-либо форме;
  • нецеленаправленная беспокойная деятельность («занять время ожидания»).

Малыш идет к маме, требует грудь, просит, плачет. Он ожидает «возможной встречи». Просится к маме на ручки, капризничает, просит бОльшего внимания

Протест против факта потери, против вызванной этим боли, гнев, враждебность к тем, кто пытается помочь и ненависть к себе - характерные признаки подстадии острого аффекта. Расстройство деятельности отмечается также на бытовом уровне, страдают не только высшие психические функции - мышление, внимание, память - но и физические процессы на уровне нарушения автоматизмов.

Затем наступает спад эмоционального напряжения, изнеможение и апатия:
  • снижение физической активности (упадок сил);
  • мотивационные нарушения (все теряет смысл по сравнению с горем);
  • интеллектуальные проблемы (аффект тормозит интеллект)

В эмоциональном плане изнеможение выражается депрессией, утратой интереса к жизни, незащищенностью и безнадежностью

Ребенок беззащитен перед первой утратой. Что мы знаем, о том, как такие сильные переживания влияют на его состояние, развитие?

Утихающая (реорганизация) - Восстановление.

В это время происходит свыкание с потерей: человек способен вновь войти в жизнь, которая принимает в расчет утрату, но не заполнена ею целиком. Важное значение для прохождения этой стадии имеет отыскание смысла в утрате, чтобы соотнести ее со своим пониманием жизни, Бога или добра.

Происходит осознание того, что наихудшее случилось, человек принял это и уцелел, и теперь снова готов жить и расти - с памятью об ушедшем и ради него.

Признаки реорганизации:
  • меньше слез;
  • возврат физической активности и интереса к жизни;
  • сосредоточение на настоящем и будущем, а не на прошлом;
  • появление положительных эмоций, повышение эмоциональной экспрессии;
  • восстановление самооценки;
  • чувство защищенности.


Теперь, о том, ради чего решила написать - как можно помочь ребенку справиться с утратой, если мама окончательно выбрала такой способ отлучения (всякое в жизни бывает…)

Способность ребенка справляться со стрессом зависит от следующих факторов
  • социальное и эмоциональное благополучие ребенка в момент травмы; Отлучение пройдет тяжелее, если в этот момент будут изменения (развод, переезд, лечебные процедуры, возрастной кризис)
  • опыт привязанности и близких отношений с другими взрослыми; Видимо, остаться с ребенком лучше наиболее близкому человеку после мамы
  • присутствие и забота близких ребенку людей в момент травмы; Любовь и ласка и тепло. Что тут скажешь?
  • индивидуальная динамика переживаний и способы отреагирования.

Способы отреагирования и снятия напряжения в стрессе:

(по Мерфи и Мориэ)
  • удаляться в безопасное место;
  • отойти от окружающих на некоторое время, чтобы «прийти в себя»;
  • использовать различные приемы для успокоения самого себя;
  • отреагировать с помощью символических игр и фантазии;

Если ребенок пытается отгородиться от взрослых, отталкивает, уходит в себя, появляются резкие пристрастия (пальцы, фанатично любимые игрушки), идет процесс снятия стресса. Попытка адаптироваться к новым условия, попытка найти способы самоуспокоения.

Личностные характеристики, помогающие пережить стресс:
  • активность и самостоятельность ребенка
  • самоуважение и вера в себя
  • уживчивость и способность обращаться за помощью, когда это необходимо
  • гибкость и способность приспосабливаться к новому
  • ответственность за кого-то, кроме себя

Из всех пунктов можно выделить «активность и самостоятельность» - разный тип темперамента дает разную скорость адаптации и приспособления, и «гибкость и способность приспосабливаться к новому» - так же относятся к врожденным характеристикам, особенностям нервной системы. Такие характеристики, как «самоуважение и вера в себя», «способность обращаться за помощью», «ответственность», в зачатке своего формирования.

Как помочь ребенку, пережившему разлуку.

Определенность: ребенку важно знать, что будет дальше, какие будут порядки в новой ситуации. Необходимо заранее рассказать ребенку о новых правилах. Нужно все время кратко, но внятно рассказывать ребенку о том, что будет дальше происходить, даже если кажется, что он не понимает.

Утешение: если ребенок подавлен, и проявляет другие признаки горя.

Высокий уровень тактильного контакта необходим в раннем возрасте. Так что утешать и обнимать, и рассказывать много-много про то, как сильно ребенка любят.

Физическая забота: любимая ребенком еда, спокойный сон, забота о нем.

Новые ритуалы засыпания, внимание, совместная игра.

Инициатива: нужно инициировать положительное взаимодействие с ребенком, проявлять первыми внимание и заинтересованность его делами и чувствами, задавать вопросы и выражать тепло и участие, даже если ребенок кажется равнодушным или угрюмым.

Памятные вещи: игрушки, одежда - все это связывает ребенка с прошлым, является материальным воплощением значительной части его жизни. Важно: каждый ребенок, переживший разлуку или утрату, должен иметь что-то на память, и недопустимо выбрасывать это, тем более без его согласия.

Помощь в организации дел: дети часто чувствуют себя растерянными в новом месте и при таких серьезных изменениях в своей жизни.

Привыкнуть, а потом меняться. Не требовать больше, чем ребенок может.

Если на стадии шока важна физическая забота, то на стадии острого горя необходимо находится рядом с человеком, оказывать эмоциональную поддержку.

Вышеприведенное описание относится к сфере внутренних переживаний детей, столкнувшихся с проблемой разрыва близких отношений и необходимостью формирования новых привязанностей. При этом существует четкая динамика в процессе простраивания внешних отношений с теми людьми, которые заботятся о ребенке, и волею обстоятельств становятся для него самыми близкими, в той или иной степени заменяя родителей.

Однако простого перемещения в новую ситуацию и помощи в переживании утраты не всегда достаточно для того, чтобы «новая» жизнь сложилась хорошо: прошлый опыт, навыки и страхи остаются с ребенком.

Все это только доводы и предположения. Попытка понять, почему так меняются глаза у маленького человечка и так рано. Да, каждый человек рано или поздно сталкивается с утратой и горем, но нужны ли такие сильные эмоции в таком раннем возрасте?

Завершение кормления, Психология, ГВ

Previous post Next post
Up