Посмотрел фильм "Белорусский вокзал"

May 11, 2017 09:23

Раньше я его смотрел очень давно, и, может быть, не полностью (во всяком случае, первую половину совсем не помню). Поэтому можно считать, что посмотрел впервые, и уж точно впервые прочувствовал.

Очень сильный и точный фильм. Не о войне, а о людях, которые её прошли, и о том, как они действуют в жизни.

Там сказано очень много, но всё не в лоб, не открытым текстом, и многое вообще не сказано, а скорее обозначено, иногда почти пунктирно.

Четыре друга, вместе воевавшие, а теперь (в 1970-м году) живущие очень разной жизнью. Совершенно разные люди, всё у них разное - внешность, характер, темперамент. Совсем разные социальные роли и профессии - директор завода, журналист, главбух, слесарь. Но эти непохожие люди в главном понимают друг друга с полуслова, с полувзгляда, и готовы встать буквально один за всех и все за одного (и не случайно их четверо, хотя типажи совсем не как у Дюма).

Конфликт поколений там скорее обозначен, но очень ярко - и как внешний контраст стиля (сцена в ресторане), и как разное понимание того, что главное в жизни. И проявляется это не в разговорах, а в действии, в мгновенном и твёрдом выборе правильного действия, в выборе того, чего добиваться и чем пожертвовать. Это не слепое, нерассуждающее выученное действие, это действие быстрое, осознанное, зрячее, солидарное и жертвенное - как тогда, на фронте.

Эти четверо понимают друг друга, и их сверстники понимают их (милиционеры, врачи). Эти люди ещё далеко не стары (актёрам нет и пятидесяти). Но уже обозначено, что их время кончается, им уже намекают, что времена изменились, надо действовать по-другому, и вообще пора дать дорогу молодым.

Дальше - о том, чего в фильме не сказано, но что я постепенно понял и прочувствовал в последнее время.

Дать дорогу молодым можно, но ведь нужно не просто освободить место, но и передать по эстафете то главное, что они чувствуют без слов. А вот передавать почти некому, новое поколение не рвётся учиться и перенимать, у него свои песни и своё понимание жизни. Да и как вообще можно передать - не знания, не рецепты, а умение брать ответственность на себя и действовать, чувство правды и подлинности, неприятие ловкачества и подлости. В общем - ту выделку характеров, которая была выкована под огнём и отобрана жесточайшим отбором - как это можно передать?

И вот когда то поколение фронтовиков-победителей постепенно ушло (кто на пенсию, кто в могилу), их место заняли люди другой выделки, с другим пониманием жизни, с другими приоритетами. Этот контраст поколений, мироощущений, нравственных типов наглядно виден и в других фильмах 70-х и 80-х (например, "Частная жизнь" Райзмана, "Монолог" Авербаха, "Послесловие" Хуциева).

Это поколение не сумело воспроизвести себя в поколении своих детей, и с его уходом был критически ослаблен хребет, на котором держалась ткань общества. С этими людьми, с этим хребтом страна выдержала в войну удар чудовищной силы и не сломалась. Без них, в мирное, спокойное, сытое время (действительно сытое - по сравнению с 40-ми) страна не выдержала, просела, прогнила изнутри.

И через двадцать лет после событий фильма, в конце 80-х, почти некому уже было увидеть, выбрать и сделать главное.

---------
На всякий случай поясню, что не пишу тут о политике, экономике, идеологии и т.п. (хотя всё это важно при разговоре о судьбе страны). Тут речь именно о людях, о тех, кто принимает решения и действует, кто тащит на себе, кто сохраняет и спасает. И о тех, кто на это оказался не способен.

cinema, people, thought, socium

Previous post Next post
Up