Проплывая по реке новостей

May 16, 2017 11:08

Когда мы видим новость в ленте, нужно понимать, что же перед нами. Как минимум стоит различать следующие слои:

1. Заголовок сообщения
2. Текст сообщения
3. Детали события
4. Поверхностный смысл события.
5. Глубинный смысл события.

Мы начинаем восприятие с внешних слоёв, причём каждый из них искажает то, что лежит глубже него.

Заголовок новости искажает смысл текста
Тут и объяснять нечего, все это видят каждый день: заголовок новости почти всегда не соответствует тексту сообщения.

Текст новости искажает событие
И это постоянно: текст сообщения почти никогда не передаёт адекватно даже внешнюю канву события.

Детальное описание не передаёт смысл события
Но даже аккуратного и детального описания почти всегда недостаточно, чтобы понять смысл произошедшего. Честное и детальное описание не отвечает на основные вопросы "кто?", "что?", "как?". Для того, чтобы получить ответ, требуется не только репортаж, но и расследование.

Внешний смысл события не равен его глубинному смыслу
Важные события имеют несколько уровней смысла. Даже получив ответ на вопросы первого уровня ("кто?", "что?" "как?"), далеко не всегда можно понять ответы на существенные вопросы: "зачем?", "почему?", "что за этим стоит?", "что это значит?", "что из этого следует?" и т.д.

--------

Мы плывём по поверхности информационной реки, состоящей из заголовков.
Большинство читателей если и заглядывают в текст новости, не читают дальше первого абзаца. Дочитывающие до конца текста составляют незначительное меньшнство. При этом реагируют не на текст как таковой, а главным образом на ключевые слова.

До третьего уровня - деталей события - добираются единицы процентов. До связного смысла - доли процента.

Глубинный смысл недоступен обычному читателю не потому даже, что туда неохота погружаться. Нет, одного желания недостаточно, нужно многое знать и уметь. На этой глубине могут работать только профессионалы, так же как обычные ныряльщики не могут погружаться на 10 метров без специального снаряжения. Разумеется, и снаряжение не гарантирует успеха погружения, это лишь необходимое условие.

-------

Нет, это не про фейковые новости, про самые обычные. Пропаганда, пиар, информационные войны - это реалии другого порядка. Но важно понимать, что и без всего этого положение читателя почти безнадёжно.

Ну вот и плывём дальше. Что ж ещё остаётся, не тонуть же теперь...

news, media, understanding, thought

Previous post Next post
Up