Отличный разбор "просветительской" манипуляции

Feb 27, 2018 00:51

Психолог Наталья Чудова (в ЖЖ nchudova) сделала отличный онлайн-разбор одной "просветительской" манипуляции биологизаторского толка.
--------------

Воскресный вечер завершился неприятностью. Близкий человек прислал ролик "Звериный оскал патриотизма" (автор - Тимонова Евгения Валентиновна), 2015 г. Он его получил от френда в связи со вчерашней победой наших хоккеистов. Ролик произвёл на человека сильное впечатление своей "научностью". Пришлось сделать анализ, делюсь, вдруг кому-то пригодится (ссылку не даю, работы лауреата премии "Просветитель" и номинанта на премию МОН времён министра Ливанова каждый может нагуглить сам). Очень длинно :(

0:45 "Способность жертвовать собой"
«Собой» можно жертвовать, если «Я» выделено из ситуации жизнедеятельности. Для такого выделения нужно иметь (1) механизм знакового опосредствования (его у животных нет, так что речь может идти только о человеке), (2) концепцию психического (формируется в 4-4,5 года, так что «Я» есть не у всех), (3) механизм самосознания в форме Я-концепции (формируется в подростковом возрасте, так что не каждый человек может со своим «Я» что-то делать). «Жертвовать» можно, если сформировано понятие жертвы (это понятие есть не во всех языках) и если хорошо работает саморегуляция (иначе пожертвовать собой просто не получится). Так что объяснить этот вид человеческого поведения, исходя из поведения животных, нельзя в принципе.

0:45 - 1:12 приводит примеры работы т.н. инстинктивной программы агрессии. Такие программы работают по схеме Ситуация - Актуализация потребности - Ключевой стимул - Реакция, никакого «жертвования собой» не происходит, осуществляется акт агрессии в той форме, которая отобрана для данного вида как наиболее выгодная.

1:12 "Взорвать себя - это акт экстремального альтруизма"
Это не альтруизм, а агрессия - см.выше. Альтруизм - слово, применяемое как метафора в этологии, когда говорится о внутрипопуляционном разнообразии ролей - есть роли агрессора, исследователя, альтруиста. Обычно так описывают поведение крыс и прочих высокоразвитых животных, не связанное с внутригрупповым статусом животного (доминант, субдоминант, самка доминанта и т.д.). Так что все дальнейшие рассуждения дамы построены на неверном понимании феноменов поведения животных.

1:31 "Братья и сёстры, дети одной матери"
Нет, группы не составляются из детей одной матери (такое бывает, но это специальные случаи).

1:37 "Родственный альтруизм"
Нет, членов группы связывают множество вещей (статусы, инстинктивные программы помощи, ухаживания, кормления и проч., групповые традиции и т.д.), но не «альтруизм».

1:40 рассказ о группе шимпазе
Описывает феномен снижения внутригрупповой агрессии при появлении другой группы. Неверно это называет альтруизмом, хотя это именно снижение агрессии по отношению к своим за счёт возникновения нового объекта агрессии.

2:04 "Тут же все сплачиваются"
Применяет терминологию социальной психологии - у людей существует феномен группового сплочения в условиях внешней угрозы. Он построен на формировании образа члена ин-группы и члена аут-группы. По отношению к первому включается механизм ин-группового фаворитизма (приписывание позитивных качеств, собственных ценностей и групповых целей) и аут-группового предубеждения (приписывание негативных качеств, аморальности и агрессивных целей в отношении группы субъекта, её норм и ценностей). Всё это возможно только при наличии языка, культуры, самосознания. Описывать в терминах соц.пс. групповое поведение животных бесполезно - это ничего не даёт, а только затемняет ситуацию. У приматов, с их высокой социальностью и индивидуализированностью, разумеется, есть механизм психологического обеспечения межгруппового конфликта, но он не построен на тех представлениях об аут-группе (о качествах типичного представителя, о ценностях и о целях), которые опосредствуют межгрупповой конфликт у людей.

2:58 "Жизнь наших предков проходила в постоянных конфликтах с соседями"
Сверхобобщение: разным периодам в развитии и расселении человека приписывается пс.качество, к тому напрямую выводимое автором из его биол.особенностей. Искусственно создаётся впечатление, что конфликтность человека - это вещь присущая ему «от природы».

3:23 "Прошли жёсткий отбор на способность жертвовать собой"
Это центральная мифологема: резюмируется вся «научная» подводка, дальше можно ожидать появления уже прямых манипуляций.

3:50 "Наши моральные нормы гораздо человечнее (кадр с подхватыванием умилительного ёжика в бассейне) , чем наши инстинкты"
Ну вот, что и требовалось доказать и показать: копошение безликих пчёл, которые способны только жалить чужих (даже ценой собственной жизни!), и руки гуманиста, переносящего колючего ёжика (сам уколюсь, но чужака спасу!) из воды на травку.

4:00 "Ценные адаптации теперь - атавизмы, а то и хуже того… , связка войны и альтруизма…" Технологии газеты «Искра» ;) . Но при мультимедийном характере продукта и сети френдов как средстве доставки это может быть посильнее речей Геббельса, против таких технологий культура может не иметь средств защиты.

4:38 "Если вы будете манипулировать людьми, обращаясь к"
Предупреждение - вами манипулируют и я вам рассказываю как это делается. Одновременно - актуализация реакции группирования, ведь автор и слушатели теперь имеют общего врага - манипулятора.

4:45 "Нужно сказать так - «братья и сёстры», они конечно никакие не братья и не сёстры, но всё равно нужно им это сказать, потому что изначально альтруизм рассчитан на родственников" «братья и сёстры» -
это скрытая цитата из обращения Сталина к народу в июне 41, только у него было «братья и сЕстры» - поскольку в церковно-славянском нет буквы «ё», а он взывал к чувству сакрального и потому использовал язык, на котором всё взрослое русское население страны (к тому моменту ещё православное хотя бы по детским впечатлениям) говорило о Высшем (и, кстати, этот язык родной и для него как ученика семинарии, так что у него это могло быть не продуманным средством, а реальным переживанием). Автор же с помощью комментирования добивается эффекта обесценивания как обращения к народу в 41г (для тех, кто знает историю), так и самого концепта «род»: братья и сёстры, мать, родственники, родина, народ (для всех, включая и тех, кто цитату из Сталина и искажённый церковнославянизм не распознал).

4.:50 "Родина-мать в опасности и зовёт своих детей её защитить"
Родина-мать - это главный плакат ВОВ, это визуальный аналог «Вставай, страна огромная». Ну и это Родина-мать на Мамаевом кургане в Волгограде-Сталинграде. И в Киеве и на всех братских кладбищах. Кстати, теперь и «братское» - обесценено, ведь слушатель уже знает, что «братья и сёстры» - только у пчёл и шимпанзе! Так что каждому должно после этой лекции быть понятно, что советский народ бессовестно обманули (она про манипуляцию сказала в 4:38), его перевели на уровень инстинктивного поведения и все жертвы войны и все герои войны - это просто результат атавистической реакции на появление рядом группы мирных шимпанзе.

5:07 "мама зовёт обедать…, родине-матери и рожать-то нечем…, но упоминание родственников для людей, которые собраны в массы, имеет волшебный эффект"
Утверждается, что родина никого и никуда звать не может, это просто территория, а люди становятся жертвами манипуляции, когда они собираются вместе. Вот поодиночке каждый умён и рационален, у него есть мама, которую защищать не надо, поскольку с ней всё в порядке. А если вы чувствуете тревогу, то значит вас хотят загнать на уровень инстинктов. Нет поводов для тревоги, и защищать ничего не нужно, нужно лишь не оказаться в массе и не дать себя встревожить.

5:50 "называйте это защитой, даже если вы собираетесь напасть" (повтор кадра с пчёлами)
Блокирование действия слова «защита» и потребности в защите - каждый раз, когда слушатель теперь будет слышать это слово или чувствовать готовность защищать, он должен вспоминать, что на самом деле его зовут напасть на кого-то и он станет просто частью копошащейся массы насекомых.

6:55 берёт в руки мозг, лежавший в формалине, как она говорит; на руках у неё уже латексные перчатки, как у настоящего врача или химика
Это уже простой рекламный ход - для убедительности представляют человека в белом халате, которого примут за носителя экспертных знаний

8:00 "Чем большее отвращение человек испытывает, тем больше его потребность в принадлежности к своей группе, тем выше его патриотизм" (кадр со львами, раздирающими тушу антилопы)
Первая часть утверждения неверна для животных (хотя показывают животных, да и говорят об инстинктах ;) ), вторая часть - подмена понятий (принадлежность к группе = патриотизм). Цель полуобмана и подмены - установить связь, ассоциацию между словами «отвращение» и «патриотизм» («поэт - Пушкин») и связь между словом «патриотизм» и образом раздираемой хищниками туши.

8:10 "Чем людям противнее, тем больше они патриот и тем, соответственно, большие ксенофобы" (драка между львами и шакалами за тушу)
Аналогично - установление связи между патриотизмом = ксенофобией = дракой за свой кусок

8:40 "Пугайте, страх - это топливо патриотически-ксенофобного комплекса"
Вот теперь уже патриотизм связан с ксенофобией на лексическом уровне - это уже не самостоятельное слово, а часть понятия «п-к-комплекс».

8:50 "Каждый день тревожные новости, сообщения, версии - ну, собственно вы это знаете"
Обращение к слушателю как к знатоку (вы знаете), это такой приём группирования - «мы-то с вами знаем как оно бывает!»

8:56 "Пугайте и вы сможете обойти все культурные запреты и вы ввергните свой народ в пещерное состояние"
Эксплуатирует самооценку слушателя - вы культурный человек, а вас в пещерного хотят превратить.

9:00 резюмирует и даёт прямую инструкцию слушателю, перечисляя что он не должен делать ни в коем случае.

--------------
Речь тут о ролике "Звериный оскал патриотизма" в блоге "Всё как у зверей" (выложен в 2015 году, имеет больше миллиона просмотров, гугл находит 25 тыс. ссылок).

---
Стоит напомнить ещё о работе Е.Н.Панова "Мифология в этологии" с критикой известной книжки Дольника
http://ethology.ru/library/?id=205

science, psychology

Previous post Next post
Up