May 13, 2019 01:46
Несколько дней назад вдруг осознал связь между развитием средств массовой коммуникации и характером массового воздействия на аудиторию. Тут нужно писать статью, но я пока просто набросаю схему этапов.
1. Конец 19 - начало 20 века. Газетная эпоха.
(хрестоматийное "газета - не только коллективный пропагандист и коллективный агитатор, но также и коллективный организатор")
Базовая аудитория: грамотная политизированная публика
Основной метод воздействия - вербальный.
Публицистическая риторика, конечно, обильно приправляется демагогией, но в основе лежит обращение к разуму, интересам, ценностям.
2. 20-е - 50-е годы. Эпоха радио.
Базовая аудитория: городские жители среднего слоя (низы не слушают радио).
К вербальному воздействию прибавляется эмоциональная компонента - ораторские приёмы, музыка (марши, массовые песни и т.п.)
3. Вторая половина 20 века. Эпоха телевидения.
Базовая аудитория расширяется за счёт последовательного охвата городского и сельского населения.
К описанному ранее прибавляется "картинка", набирают силу методы шоу-бизнеса. Вместо убеждения - внушение.
4. Начало 21 века. Эпоха массового интернета и соцсетей.
С достижением существенного охвата скоростным и беспроводным интернетом базовая аудитория по размеру становится сравнима с телеаудиторией. Но телеканал - штука дорогая и сложная, массовых телеканалов мало и потому они вынуждены обращаться к широкому типовому зрителю на относительно универсальном языке. А соцсети и блоги позволяют использовать то, что их аудитория состоит из множества групп и сообществ, и к каждой группе можно обращаться с учётом её специфических характеристик (в т.ч. используя возрастные и субкультурные особенности, жаргон, мемы и т.п.).
Ведущие видеоблогеры почти не пытаются апеллировать к разуму и ценностям, обращение к аудитории обычно представляет собой последовательность суггестивных и манипулятивных приёмов, переложенных очень незамысловатой риторикой.
Разумеется, наступление каждого нового этапа не отменяет предыдущего, газеты до сих пор продолжают выходить, и телевизор продолжает работать. Но конкуренция новых медиа и используемые ими новые методы заставляет меняться старые медиа, иначе они теряют аудиторию и деньги. В результате, к примеру, теле- и радио-ведущие перенимают приёмы и манеры видеоблогеров (или, скорее, преуспевают те, для кого такие приёмы органичны, фамилии на слуху).
Итак, на протяжении более чем ста лет по существу идёт единый процесс, в котором сочетаются связанные тенденции:
- использование передовых технологий своего времени для увеличения охвата аудитории;
- расширение аудитории;
- связанное с этим падение среднего культурного и образовательного уровня аудитории, снижение её порога критичности и устойчивости к манипуляции;
- сегментация аудитории, выделение групп, к которым можно адресно обращаться;
- постепенный переход от вербально-рациональных к суггестивным методам воздействия на аудиторию.
media,
thought,
socium