Подборка текстов из
ТГ-канала историка Александра Дюкова. В последнее время он выкладывает много материалов о советской национальной политике, и некоторые из них исключительно ярко раскрывают суть этой самой политики.
Дело Ядгар Насриддиновой На Statehistory интересная
подборка публикаций по делу Ядгар Насриддиновой, председателя Совета Национальностей Верховного Совета СССР в 1970-1974 гг.
Из дневника Анатолия Черняева (при Брежневе член Центральной ревизионной комиссии КПСС и кандидат в члены ЦК КПСС):
Вчера мне рассказали про Насреддинову, которая была председателем Совета Национальностей Верховного Совета СССР. Известно, что несколько лет назад ее сняли, потому что на делах по амнистии она набрала взяток на 23 миллиона рублей. Ей дали строгий выговор в КПК, однако сделали зам. министра строительных материалов. А когда пришло время на пенсию - ее направили председателем Комитета солидарности с Вьетнамом. «Местные» товарищи сопротивлялись, но получили звонок сначала от Петровичева, а потом и от самого Капитонова. Пенсию ей положили 300 рублей, плюс зарплата в Комитете - 270 рублей. Когда наша референт, перезваниваясь, спросила вежливо: как поживаете? Ответ был: «Да что вы, я процветаю!» Вернула она из 23 миллионов только 3... Причем, в дальнейшем выяснилось, что вокруг действовала целая мафия: смертные приговоры преднамеренно выносились в делах, которые совсем необязательно требовали высшей меры, - чтоб легко было их отменить с помощью Насреддиновой.
Где этнические привилегии - там и коррупция.
👉
Познавательное о советской насильственной украинизации (по утверждения некоторых, закончившейся в конце 1920-х). Итак, Артемовск (Бахмут), середина 60-х годов:
"...Меня не это больше всего поразило, а встреча с горожанами. Все они говорили по-русски, и почти всех волновала одна и та же проблема. В городе было 12 школ (на одну-две сейчас уже могу ошибиться). Из них девять вело преподавание на украинском языке и, соответственно, три - на русском. Украинские школы были полупустыми, в русских же учеба шла в три смены, и всё равно всех желающих они принять не могли. Слёзно просили меня горожане, чтобы донёс я до Москвы их огромную просьбу - переориентировать школы, открыть больше с преподаванием на русском языке.
Выполнил я эту просьбу, написал в своём отчёте о школьной проблеме. Но это не только не попало в общую Записку инспекторской группы, но и попеняли мне за то, что не понимаю я национальной политики, что раз есть подобное соотношение русских и украинских школ, а оно есть не только в Артёмовске, но и по всей Украине, то так это и надо из высших соображений".
Полностью
здесь.
Вот Сталин в 1931 г. абсолютно ясно и четко говорит о коренной причине раскоряки советской национальной политики:
"Одна из этих записок, которую я считаю наиболее интересной, сопоставляет трактовку проблемы национальных языков в моем докладе на XVI съезде с той трактовкой, которая дана в моем выступлении в Университете Народов Востока в 1925 г., и находит, что тут есть некоторая неясность, которая должна быть разъяснена. «Вы, - говорит записка, - возражали тогда против теории (Каутского) отмирания национальных языков и создания одного общего языка в период социализма (в одной стране), а теперь в своем докладе на XVI съезде заявляете, что коммунисты являются сторонниками слияния национальных культур и национальных языков в одну общую культуру с одним общим языком (в период победы социализма в мировом масштабе), - нет ли тут неясности?»
Я думаю, что тут нет ни неясности, ни какого бы то ни было противоречия. В своем выступлении в 1925 г. я возражал против национал-шовинистской теории Каутского, в силу которой победа пролетарской революции в середине прошлого столетия в объединенном австро-германском государстве должна была привести к слиянию наций в одну общую немецкую нацию с одним общим немецким языком и к онемечению чехов. Я возражал против этой теории, как против антимарксистской, антиленинской, ссылаясь на факты из жизни нашей страны после победы социализма в СССР, опровергающие эту теорию. Я и теперь возражаю против этой теории, как это видно из моего отчетного доклада на этом, XVI съезде. Возражаю, так как теория слияния всех наций, скажем, СССР, в одну общую великорусскую нацию с одним общим великорусским языком есть теория национал-шовинистская, теория антиленинская, противоречащая основному положению ленинизма, состоящему в том, что национальные различия не могут исчезнуть в ближайший период, что они должны остаться еще надолго даже после победы пролетарской революции в мировом масштабе. Что касается более далекой перспективы национальных культур и национальных языков, то я всегда держался и продолжаю держаться того ленинского взгляда, что в период победы социализма в мировом масштабе, когда социализм окрепнет и войдет в быт, национальные языки неминуемо должны слиться в один общий язык, который, конечно, не будет ни великорусским, ни немецким, а чем-то новым. Об этом я также определенно заявил в своем докладе на XVI съезде".
То есть: создавать советскую нацию на русской основе - это шовинизм, будем ждать когда на основе развития нацкультур возникнет социалистическое эсператно и новая историческая общность.
Потом, уже при Брежневе сообразили что никакой новой исторической общности с социалистическим эсперанто не просматривается - и вполне политтехнологично назвал новой исторической общностью реально существующую большую русскую нацию. Но от ленинской нацполитики отказаться не смогли, в основе основ СССР была прошита.
✍️
Кстати, к вопросу об утверждении "большевикам пришлось при создании СССР идти на уступки местным националистам, иначе националисты развалили бы страну".
👉 Как известно, в 1922 г. одним из государств-учредителей СССР стала Закавказская СФСР, объединявшая Грузию, Армению и Азербайджан. Грузинское советское руководство (как и положено, крайне националистическое) хотело более высокого статуса и большинство ЦК компартии Грузии выступили против: приняли резолюцию о вступлении Грузии в СССР не в составе ЗСФСР, а отдельно, в статусе республики. Что бы вы думали? Им из Москвы указали на нарушение партийной дисциплины и велели подать в отставку. И они подали в отставку, и фронда была задавлена.
👉 Любая региональная фронда подавлялась после гражданской войны элементарно, и решение о создании этнотерриториальных союзных республик - это не вынужденная уступка национализму, а концептуальное решение.
О национализме партноменклатуры УССР (которого якобы не было) -
воспоминания В.М. Соколова, функционера ЦК ВЛКСМ.
"Пригласили нас в Запорожье на какую-то конференцию. Вёл её секретарь обкома партии. Выступающие бодро говорили о своих больших успехах в развитии сельского хозяйства. И вот одного из них, говорящего на русском языке, резко, грубо и, я бы сказал, с какой-то внутренней злобой прервал секретарь обкома: «Ти що, украiнськоi мови не знаэш?» Сказал так, как будто тот говорил на языке вражеских оккупантов! Выступающий испуганно оглянулся на секретаря обкома, съёжился и перешел на жуткий суржик - смесь русского и украинского языков. Было это в середине 60-х годов!"
Серия сообщений про Александра Довженко (кинорежиссёр, заслуженный деятель искусств Украинской ССР)
«Русский народ внес в нынешнюю жизнь свои исторические черты. Раньше искореняли староверов - теперь искореняют оппозицию. Раньше тупо молились - теперь так же тупо повторяют заученные слова из газет. Русский народ - это полукровка, в нем - и татарская кровь, и мордовская… Кацапы, одним словом. Украинцы - и добрее, и умнее, и интереснее»
Александр Довженко, 1940 г.
Из агентурных сообщений НКВД: 8 января 1941 г.: "ДОВЖЕНКО изгоняет со студии (под маркой создания национальных кадров) всех неугодных ему работников. Уже изгнал ПЕНЦЛИНА, АННЕНСКОГО. Подкапывается под САДКОВИЧА, САВЧЕНКО, ЛУКОВА и др. ...Расправляясь со своими противниками под лозунгом украинизации студии, ДОВЖЕНКО, вместе с тем, не останавливается перед тем, чтобы отталкивать от студии всех нежелательных ему украинцев."
И еще из агентурных сообщений НКВД о Довженко и советской украинизации:
13 февраля 1941 г.: "На днях, во время моего последнего приезда в Киев, ДОВЖЕНКО рассказал (в присутствии А.Г.КАНТОРОВИЧА - работника Всесоюзного кинокомитета) о своем последнем разговоре с т. Н.С.ХРУЩЕВЫМ:
«…Мне Никита Сергеевич сказал, что все мои установки полностью верны. Студия должна ставить только украинские темы и работать должны украинские режиссеры. Я сказал Никите Сергеевичу, что меня обвинили в антисемитизме за то, что я не дал постановки нескольким режиссерам-евреям. Никита Сергеевич сказал мне: „Не слушайте никого, гоните их в шею, а если надо - ссылайтесь на меня“. Никита Сергеевич еще сказал, если сможете, завтра, когда я буду на студии, задайте мне вопрос на эту тему и я дам разъяснение всем режиссерам».
Надо сказать, что ДОВЖЕНКО, видимо, искажает установки, получаемые в ЦК партии. Доказательством может служить следующее: И.А.САВЧЕНКО (режиссер кинофильма «Богдан Хмельницкий») и А.Г.КАНТОРОВИЧ рассказали мне о том, что говорил тов. Н.С.ХРУЩЕВ на киностудии после просмотра фильма «Богдан Хмельницкий», а именно:
«Киевская киностудия, - сказал т. ХРУЩЕВ, - может ставить фильмы не только из жизни Украины, но и из жизни других народов СССР, но обязательно на украинском языке и с украинскими актерами. Так мы будем растить свои кадры. Вообще нам все равно, пусть и турок приезжает к нам на Украину работать, но обязательно, чтобы изучал и знал украинский народ и его потребности».
Это, приблизительно, одинаково сказали каждый порознь (САВЧЕНКО и КАНТОРОВИЧ)".
Агентурное сообщение НКВД о Довженко, 25 июня 1941 г. (война началась):
В присутствии МАРКУСА [И.] (кор[респонден]т [газеты] «Кино»), ЛУКОВА Л. (режиссер), КОВАЛЕНКО М. (зам[еститель] директора студии), ДМИТЕРКО Л. (писатель) и источника разыгрался следующий возмутительный инцидент. Режиссер САВЧЕНКО поставил перед ДОВЖЕНКО вопрос о том, чтобы оборонные короткометражки выпускать сперва на русском языке, так как в Красной армии нет специальной украинской армии, и вся агитация ведется по-русски. САВЧЕНКО сказал, что ДОВЖЕНКО должен поставить этот вопрос перед ЦК КП(б)У, перед И.Г.ЛЫСЕНКО. М.КОВАЛЕНКО поддержал САВЧЕНКО, кое-кто еще поддержал. Но ДОВЖЕНКО с яростью и злостью начал кричать, что ему лично секретарь ЦК КП(б)У т. Н.С.ХРУЩЕВ запретил делать фильмы по-русски, и он не будет менять установки. САВЧЕНКО пытался объяснить, что речь идет о военном времени и о фильмах для Красной армии. Но ДОВЖЕНКО категорически возразил: «Я не буду по первому же поводу менять установку».
Советский украинский националист Александр Довженко о России: "Паршивенький Урюпинск. Сижу в городском саду, загаженным русским духом, кругом пустота и мерзость провинции" (дневниковая запись от 8 июля 1942 г.)
"Балашов. Убогий русский грязный городок...
- Люди здесь злые и жестокие, - говорит мне наша киевлянка, которую судьба загнала сюда во время эвакуации" (дневниковая запись от 12 июля 1942 г.)
"В Саратове неприятные люди. Грубые и некрасивые. Много лиц бандитско-хулиганских. Город безвкусен, как и все русские города" (дневниковая запись между 14 и 20 июля 1942 г.)
"Мы проехали от Саратова до Тамбова... По тротуару проходят тупые и нерасивые люди. Ни одного красивого лица. Ни одного приветливого выражения, ни стройной четкой фигуры. Ободранные старые и молодые люди ходят без каких-либо знаков человеческого достоинства в позах. Они похожи на муляжи или на расхлябанные чудовища. Вид такой, будто из них вынут мозг... Страна Хлестаковых, Маниловых, Смердяковых и Держиморд" (дневниковая запись от 7 августа 1942 г.)
...В записи от 8 августа 1942 г., впрочем, появляются "прекрасные русские люди" - глава облвоенкомата Тамбова и секретарь обкома Рязани. Они помогли Довженке бензином.
Довженко о параде Победы, 10 мая 1946 г.: "Глаза горят, музыка играет. Реют кровью флаги Победы. Гремит Красная площадь под бременем ржавой сверхчеловечески безумной славы. Скрежещут танки, провозглашают радиопоэты панегирики маршалам, коням, железу и нагрудным знакам великих событий. Салюты. Гордые планы. Международное влияние. Праздник Победы".
Извините, я уже надоел вам с фашистом Довженко, но не могу не процитировать еще одну замечательную дневниковую запись про интернационализм:
"Как тяжело думать, что под моим украинским красивым дубом выросла, окрепла толстая еврейская свинья Луков и оскаленный русский шакал Савченко, и больше ничего. Такая тошнотворная судьба Киевской Шулявской киностудии" (дневниковая запись между 14 и 17 апреля 1942 г.)
И в записи от 14 апреля 1942 г.: "Под моим украинским дубом едят желуди еврейские свиньи и шакалы".
Все, последнее про Довженку. Апрель 1942 г., Довженко размышляет откуда среди украинцев столько предателей и дезертиров. И приходит к выводу: это потому, что в УССР мало учили украинской истории и языку: "В университете размовляли только первокурсники и поэты. Остальные все по-русски, на радость Гитлеру".
Наслаждаюсь людьми, пытающимися успокоить себя мыслями о том, что все цитаты из дневниковых записей Довженко я выдумал, и что Довженко, как и рассказывали в советское время, - великий советский интернационалист, а не националистическое говно.
Просвещайтесь, дорогие мои, именно для вас архивисты РГАЛИ трудились над изданием записей Довженко.
Довженко Александр. Дневниковые записи. 1939-1956 / Российский государственный архив литературы и искусства, Центральный государственный архив-музей литературы и искусства Украины; сост.: В.В. Забродин, Е.Я. Марголит; подгот. текста: В.В. Забродин, А.Л. Евстигнеева (рус. яз.); С.В. Тримбач, Е.Е Чугунова (укр. яз.); пер. с укр. Е.Е. Чугунова; науч. коммент.: В.В. Забродин, Е.Я. Марголит; вступит. ст.: Т.М. Горяева, А.Л. Евстигнеева, Е.Я. Марголит, С.В. Тримбач. Харьков: Изд-во «Фолио», 2013. - 878 с.
✍️
❗️Росархив тут прелестный документ опубликовал. Просто прелестный.
1965 г. Глава компартии Украины Шелест пишет в Москву: Украина суверенное государство, член ООН, а давайте вы нам еще и самостоятельную внешнюю торговлю разрешите? Уже и западные страны предлагают, им удобнее с УССР, а не с СССР дело иметь.
👉 А еще одновременно Шелест заказывает Ивану Дзюбе работу "Интернационализм или русификация?", в которой с опорой на труды Ленина обосновывается, что Украине нужно больше самостоятельности и больше украинизации.
🤦🏻♂️ И вот что показательно: ничего Шелесту за такие сепаратистские игры не было (его сняли только в 1972-м). Потому что: ну действительно же ленинская национальная политика такое предписывает, все по заветам основоположника...
В комментах просили назвать документ, на основании которого осуществлялась украинизация 30-х годов.
Покопался в выписках, нашел.
➡️ Постановление Политбюро ЦК КП(б)У "О выдвижении украинских кадров" от 26 февраля 1935 г.
➡️ Резолюция Политбюро ЦК КП(б)У "Об украинизации в областях" от 29 августа 1935 г.
✍️
В воспоминания чекиста Г.З. Санникова (который, собственно говоря, поймал последнего главу УПА Василя Кука) есть замечательный эпизод: во время идеологического спора с чекистом Кук в подтверждение своей позиции цитирует высказывания Ленина по национальному вопросу.
(Даже интересно, что сейчас в комментах напишет секта свидетелей ленинской национальной политики)
Я немножко сакцентирую:
- вот представим, что наш советский партизанский командир, Ковпак, например, попадает в плен и нацисты из абера или РСХА его хотят завербовать, ведут с ним идеологические беседы. А он во время бесед берет полученный в камере томик "Майн кампф" и начинаете Гитлера цитировать: видите, сам фюрер писал, что наше дело правое и победа будет за СССР!
Представили?
Бред?
Бред.
А вот главком УПА цитирующий советскому чекисту Ленина в доказательство того, что правильные цели перед собой украинских националисты ставят - это реальность.
Некоторые позиции несовместимы, а некоторые - очень даже совместимы.
📚
Какая прелесть: 👉 в 1944 г. в столице Третьего Рейха запускают пропагандистскую серию книг для белорусов "Библиотека калиновцев";
👉 первой в серии выходит книга Вацлава Ластовского, изобретателя Кастуся Калиновского;
👉 подготовлена книга нацистским коллаборантом Язепом Найдзюком, автором белорусского учебника для генерального округа "Беларусь".
А теперь давайте оценим вклад в это блядство нацистское пропагандистское издание советской власти:
👉 советская власть героизировала русофоба Калиновского и внушила жителям БССР, что это положительный герой;
👉 советская власть извлекла Ластовского из эмиграции, дала не имевшему высшего образования националисту звание академика и возможность продвигать свои идеи в БССР;
👉 Найдзюка советская власть в 1939 г. вытащила из Березы-Картузской и старательно не репрессировала пока он проживал в Вильнюсе в 1940 - 1941 гг.
✍️ В свое время публиковал я документ с оуновскими планами 1942 г.: Россия распадется под ударами англичан и американцев или Японии, а мы тем временем оккупируем Воронежскую область.
Это нехорошие украинские националисты планировали, фашисты, будем откровенны.
Тринадцатью годами ранее, в феврале 1929 г. Сталин встречается с украинскими пысменныками. Это хорошие советские украинские националисты, они просят запретить постановку великорусского шовиниста Булгакова, плохо показавшего плохих украинских националистов - петлюровцев.
И, между делом, пысменныки требуют от Сталина Воронежскую и Курскую область, а также Кубань.
Голос с места: Товарищ Сталин, как вопрос с Курской, Воронежской губерниями и Кубанью в той части, где есть украинцы? Они хотят присоединиться к Украине.
Сталин: Этот вопрос не касается судьбы русской или национальной культуры.
Голос с места: Он не касается, но он ускорит дальнейшее развитие культуры там, в этих местностях.
Сталин: Этот вопрос несколько раз обсуждался у нас, так как часто слишком меняем границы. (Смех.) Слишком часто меняем границы - это производит плохое впечатление и внутри страны, и вне страны… Внутри мы относимся осторожнее к этому вопросу, потому что у некоторых русских это вызывает большой отпор. С этим надо считаться, с точки зрения национальной культуры, и с точки зрения развития диктатуры, и с точки зрения развития основных вопросов нашей политики и нашей работы. Конечно, не имеет сколько-нибудь серьезного значения, куда входит один из уездов Украины и РСФСР. У нас каждый раз, когда такой вопрос ставится, начинают рычать: а как миллионы русских на Украине угнетаются, не дают на родном языке развиваться, хотят насильно украинизировать и так далее. (Смех.) Это вопрос чисто практический. Он раза два у нас стоял. Мы его отложили - очень часто меняются границы... Я не знаю, как население этих губерний, хочет присоединиться к Украине? (Голоса: Хочет.) А у нас есть сведения, что не хочет. (Голоса: Хочет, хочет.)
Я так понимаю, что именно после этой встречи с советскими украинскими пысменныками Сталин решил, что пора органам поработать - и результатом стал процесс по делу "Союза освобождения Украины", а накал украинизации слегка снизился.
Но интереснее здесь вопрос: а в чем все-таки принципиальная разница между плохими украинскими националистами и хорошими советскими украинскими националистами? В том, что первые пытаются добиться украинской оккупации Воронежской области извне системы, а вторые - изнутри?
Попросили уточнить имена украинских пысменныков, просивших у Сталина запрета Булгакова, Кубань, Воронежскую и Курскую области.
➡️ Петренко-Левченко А., начальник главискусства Украины (судя по всему, расстрелян в 1938 г.);
➡️ заведующий Агитпропом ЦК КП(б)У А. Хвыля (бывший боротьбист, расстрелян в 1938 г.);
➡️ руководитель Всеукраинского союза пролетарских писателей И. Кулик (расстрелян в 1937 г.);
➡️ писатель А. Десняк (во время Великой Отечественной был военкором, погиб в мае 1942 г.);
➡️ писатель И. Микитенко (застрелился в 1937 г.)
и др.
Украинский советский пысменнык Десняк на встрече со Сталиным, февраль 1929 г.:
"Когда я смотрел «Дни Турбиных», мне прежде всего бросилось то, что большевизм побеждает этих людей не потому, что он есть большевизм, а потому, что делает единую великую неделимую Россию. Это концепция, которая бросается всем в глаза, и такой победы большевизма лучше не надо".
В 1927 г. глава СНК РСФСР Рыков констатировал: самыми передовыми республиками по оплате культработников являются Украина и Закавказье, самой отсталой - РСФСР, но попытки поднять зарплату учителям в России расцениваются "украинскими товарищами" как великорусский шовинизм. "Когда в Тамбовской губернии получали на 40-50 рублей меньше, это было в интересах национального самоопределения, а когда получают на 2-3 рубля больше, то это великорусский шовинизм", - описывал Рыков позицию украинцев.
✍️
Продолжу отвечать на вопросы. Вот спрашивали: а где документы, что на должности в нацреспубликах назначали по этническому принципу?
"Документы!"
(Да, именно так и требовали в комментах)
Ну что ж.
Постановление ЦК КП(б) Украины от 3 июня 1935 г. требовало направлять на рукводящие должности в наркоматах УССР только этнических украинцев.
РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 26. Д. 4701. Протокол 40, п. 3.
Не просто так русскому Брежневу приходилось писаться "украинцем"
✍️
В 1937 г. началась замечательная история. В Москве озаботились, что вообще-то впереди война и нужно подтянуть знание русского языка. Создали комиссию, изучили вопрос, обсудили, приняли решение, издали в марте 1938 г. постановление ЦК и СНК.
Как у нас часто бывает, в процессе подготовки постановления что-то случилось и вместо того, чтобы ввести изучение русского в "национальных" школах с первого класса (на момент принятия постановления изучение русского начиналось во втором) - в постановлении указали преподавать русский с третьего класса.
Власти нацавтономий немного офигели и стали писать в Москву о необходимости увеличить время на преподавание русского языка.
Из Северо-Осетинской АССР пишут: надо русский начинать давать школьникам раньше и больше.
Из Якутской АССР пишут: что случилось, почему на русский меньше часов?
Из АССР немцев Поволжья пишут: уберите нам часы выделенные на английский и французский, увеличьте преподавание русского.
Из Москвы отвечают: в ЦК не дураки сидят, полетите на Солнце ночью, увеличивайте преподавание на родном.
История продолжилась в 1940 г.
Власти Башкирской и Татарской АССР пишут в Москву: увеличте преподавание русского языка в "национальных школах", пусть на предмет отводится столько же, сколько в русских школах.
Наркомпрос поддерживает и стучится в ЦК.
ЦК отклоняет предложение.
Наркомпрос идет на второй заход и готовит постановление: ввести преподавание русского языка со второго класса во всех "национальных школах" (то есть вернутся к ситуации до постановления марта 1938 г.) Стучится в ЦК. Школьный отдел ЦК поддерживает инициативу. Союзные республики, за исключением УССР и Грузии, поддерживают.
Решение не принимается.
В сентябре 1945 г. Наркомпрос напоминает ЦК: надо улучшить ситуацию с преподаванием русского языка.
ЦК: преждевременно.
В результате противодействие Центра расширению преподавания на русском языке в "национальных" школах союзные республики стали обходить.
Азербайджанская ССР ввела преподавание русского языка во втором классе в 1947 г. (возвратив, таким образом, ситуацию к девятилетней давности).
Узбекская ССР в 1946/1947 учебном году в качестве эксперимента решила преподавать в некоторых нацшколах русский с первого класса.
И, наконец, в 1950 г. добились своего и автномные республики. В Мордовской АССР в нацшколах были введены уроки русского с первого класса - в качестве исключения. Но тут остальные АССР "позавидовали" и стали требовать себе такого же исключения.
Просьбы эти ЦК на сей раз удовлетворял - каждое в индивидуальном порядке.
История о том, как нацреспублики просили увеличить преподавание русского языка в нацшколах, а ЦК сопротивлялся - демонстрирует что угроза "русификация", с которой перманентно боролись большевики из Москвы - на местах ни местным "национальным" населением, ни, в большинстве случаев, даже местными властями в качестве угрозы не воспринималась.
Но партии виднее, что сеять и кого сажать, у партии есть ленинский план национальной политики.
"
В политическом плане одним из важнейших итогов Октября и последующих социалистических преобразований явилось обретение народами России различных форм национальной государственности.
Стоит, товарищи, вспомнить, что в царской России не было Украины, Белоруссии, Грузии, а были губернии Российской империи. Их народы не рассматривались как целостные нации, в них видели только подданных "его императорского величества". То же относится к другим народам Закавказья, народам Прибалтики, Молдавии" (из доклада М.С. Горбачева на Пленуме ЦК КПСС, 19 сентября 1989 г.).