Эта июльская дискуссия о либертарианстве и праксиологии была крайне интересной и важной для меня.
Невзирая на прогрессирующий
аутизм, догматизм, релятивизм (и, конечно же, а-морализм) мне было очень важно понять, в чем именно я схожусь с либертарианцами, а в чем причины и корни расхождений.
В чем схожусь - было понятно давно. Хайек и Хейне долгое время были моими любимыми авторами. И на защиту экономической свободы я бросался почти так же пылко, как
conceptualist. И в
знаменитой дискуссии Серебрянникова с Басовым я был полностью на стороне первого.
Однако сам факт наличия расхождений был очевиден, и чем дальше была проблема от собственно экономики, тем явственнее было несовпадение позиций. Тем более важно было понять причины.
Простые ответы, выражаемые оппозициями "право-лево", "индивидуализм-коллективизм", "свобода-государство", тут не годятся. И задача была - найти слова, позволяющие сформулировать и описать это различие. Описать - хотя бы для себя самого, на своем языке.
Я совершенно не планировал никакой кампании, не собирался разворачивать активные боевые действия или вести обстрел с заранее подготовленных позиций. Но так уж сложилось...
Краткая хроника
(Приведены ссылки на основные сообщения, вызвавшие активное обсуждение. Также указаны некоторые ссылки на важные реплики)
Начало активных столкновений, насколько я понимаю, можно отсчитывать с последней недели июня
24/06
-
"Методологический индивидуализм" 28/06
-
Лекция Зорина (про эмоции и реакции)
29/06
pargentum -
О проблеме методологического коллективизма 30/06
-
Споры о методологическом индивидуализме kostaki -
Материалы к трактату, папка первая: Основные ошибки в расссуждениях мет. индивидуалистов 01/07
-
Учение М. всесильно, потому что оно верно-
Субъектность, взаимодействие и целеполагание 02/07
-
Традиция vs. неполнота информации (сюда же - безответное
"Целеполагание и культура")
03/07
pargentum -
Дискуссии последних двух недель о коллективизьме оказались крайне непродуктивны 05/07
-
про "Пагубную самонадеянность" 07/07
-
"Учиться, учиться и еще раз учиться" (мучительное, но поучительное выяснение проблем перевода на праксеологический)
leonid_b -
"Я совершенно не понимаю смысла рассуждения хороших людей про наркотики"и моя выносная реплика
"Некоторые соображения про тяжелые наркотики", с последующей дискуссией
12/07
-
Либертарианцы о проблеме колокольного звонапродолжение:
leonid_b -
Homesteadingleonid_b -
Занимательная звонофобия -
В соответствии с жанром (про идею либертарианскогго острова везения)
15/07
-
Занимательная [нрзб]логия (про неолитических судостроителей)
19/07
-
Культура как управление рисками -
Кто бы мне объяснил все-таки: Праксеология - это теория реальности_как_она_есть? 20/07
-
Дело именно в языкеtoshick -
методологический индивидуализм 21/07
-
Какая прелесть!!!!!!!!!!! (о мизесовской декларации "Нет такой деятельности, в которой категории праксиологии не проявлялись бы полностью и совершенно")
kostaki -
В блокнот: Единственно Верный Метод v_novikov -
МИ 22/07
kostaki -
В тот же блокнот: Мизес хочет опровергнуть "универсалистов" -
Уважаемые и дорогие оппоненты! (моя попытка объяснить, как и зачем я дискутирую)
pargentum -
Кажется, становится понятно (о том, что действие одновременно и реально, и идеально, а также беседа двух ученых котов)
-
Об аксиоматических системах и теориях 27/07
-
К вопросу о разнице между программистами и философами 28/07
склонясь на долгие моленья,
pargentum выписал постулаты пракселолгии -
Смотрю в книгу, вижу фигу 02/08
-
Какая такая социология? 03/08
pargentum -
О гносеологических основах социологии Дальше к дискуссии подключился Любарский
ivanov_petrov -
В ответ на "гносеологические основы" 05/08
ivanov_petrov -
Про то, почему бить собеседников по голове позитивизмом уже никак невозможно pargentum отреагировал -
Пойя, Лакатош и теория познания после юбилейногго перемирия вернулся
kostaki -
В блокнот: о фальсифицируемости и не-фальсифицируемости Надеюсь, продолжение и развитие последуют
Продолжение последовало:
kerogazz_batyr -
Извечный спор славян kostaki -
Праксеология Мизеса как лженаука об обществе (тезисы, вариант первый)-
Второй бонус-трек для toshick: Cogito ergo sum-
снова вопросы праксеологии: Idealtypen и “строгие праксеологические категории" дискуссия
toshickа с
kostaki -
постмодернизм на марше pargentum -
Выкрики на тему cogito ergo sum