Ретроспективный обзор

Aug 05, 2004 20:07

Эта июльская дискуссия о либертарианстве и праксиологии была крайне интересной и важной для меня.

Невзирая на прогрессирующий аутизм, догматизм, релятивизм (и, конечно же, а-морализм) мне было очень важно понять, в чем именно я схожусь с либертарианцами, а в чем причины и корни расхождений.

В чем схожусь - было понятно давно. Хайек и Хейне долгое время были моими любимыми авторами. И на защиту экономической свободы я бросался почти так же пылко, как conceptualist. И в знаменитой дискуссии Серебрянникова с Басовым я был полностью на стороне первого.

Однако сам факт наличия расхождений был очевиден, и чем дальше была проблема от собственно экономики, тем явственнее было несовпадение позиций. Тем более важно было понять причины.

Простые ответы, выражаемые оппозициями "право-лево", "индивидуализм-коллективизм", "свобода-государство", тут не годятся. И задача была - найти слова, позволяющие сформулировать и описать это различие. Описать - хотя бы для себя самого, на своем языке.

Я совершенно не планировал никакой кампании, не собирался разворачивать активные боевые действия или вести обстрел с заранее подготовленных позиций. Но так уж сложилось...

Краткая хроника
(Приведены ссылки на основные сообщения, вызвавшие активное обсуждение. Также указаны некоторые ссылки на важные реплики)

Начало активных столкновений, насколько я понимаю, можно отсчитывать с последней недели июня

24/06
- "Методологический индивидуализм"

28/06
- Лекция Зорина (про эмоции и реакции)

29/06
pargentum - О проблеме методологического коллективизма

30/06
- Споры о методологическом индивидуализме

kostaki - Материалы к трактату, папка первая: Основные ошибки в расссуждениях мет. индивидуалистов

01/07
- Учение М. всесильно, потому что оно верно
- Субъектность, взаимодействие и целеполагание

02/07
- Традиция vs. неполнота информации (сюда же - безответное "Целеполагание и культура")

03/07
pargentum - Дискуссии последних двух недель о коллективизьме оказались крайне непродуктивны

05/07
- про "Пагубную самонадеянность"

07/07
- "Учиться, учиться и еще раз учиться" (мучительное, но поучительное выяснение проблем перевода на праксеологический)

leonid_b - "Я совершенно не понимаю смысла рассуждения хороших людей про наркотики"
и моя выносная реплика "Некоторые соображения про тяжелые наркотики", с последующей дискуссией

12/07
- Либертарианцы о проблеме колокольного звона
продолжение:
leonid_b - Homesteading
leonid_b - Занимательная звонофобия

- В соответствии с жанром (про идею либертарианскогго острова везения)

15/07
- Занимательная [нрзб]логия (про неолитических судостроителей)

19/07
- Культура как управление рисками

- Кто бы мне объяснил все-таки: Праксеология - это теория реальности_как_она_есть?

20/07
- Дело именно в языке
toshick - методологический индивидуализм

21/07
- Какая прелесть!!!!!!!!!!! (о мизесовской декларации "Нет такой деятельности, в которой категории праксиологии не проявлялись бы полностью и совершенно")

kostaki - В блокнот: Единственно Верный Метод

v_novikov - МИ

22/07
kostaki - В тот же блокнот: Мизес хочет опровергнуть "универсалистов"

- Уважаемые и дорогие оппоненты! (моя попытка объяснить, как и зачем я дискутирую)

pargentum - Кажется, становится понятно (о том, что действие одновременно и реально, и идеально, а также беседа двух ученых котов)

- Об аксиоматических системах и теориях

27/07
- К вопросу о разнице между программистами и философами

28/07
склонясь на долгие моленья, pargentum выписал постулаты пракселолгии - Смотрю в книгу, вижу фигу

02/08
- Какая такая социология?

03/08
pargentum - О гносеологических основах социологии

Дальше к дискуссии подключился Любарский
ivanov_petrov - В ответ на "гносеологические основы"

05/08
ivanov_petrov - Про то, почему бить собеседников по голове позитивизмом уже никак невозможно

pargentum отреагировал - Пойя, Лакатош и теория познания

после юбилейногго перемирия вернулся kostaki - В блокнот: о фальсифицируемости и не-фальсифицируемости

Надеюсь, продолжение и развитие последуют

Продолжение последовало:

kerogazz_batyr - Извечный спор славян

kostaki
- Праксеология Мизеса как лженаука об обществе (тезисы, вариант первый)
- Второй бонус-трек для toshick: Cogito ergo sum
- снова вопросы праксеологии: Idealtypen и “строгие праксеологические категории"

дискуссия toshickа с kostaki - постмодернизм на марше

pargentum - Выкрики на тему cogito ergo sum

praxeology, links, selected, libertarians

Previous post Next post
Up