От
Лакоффа известно, какую роль играют метафоры для осмысления.
Вот я и задумался, какие же метафоры мне ближе при разговоре о восприятии.
Первая и главная - метафора проекции. Я ее использовал много раз (например, в статье
"Проективная модель связи языка и мышления", в
тезисах о познании и т.д.). К этой же пространственной метафоре тяготеет
притча про слона.
Сюда же примыкают оптические метафоры - призма, фильтр, очки (розовые, черные и т.п.), шоры и т.п.
Другой вариант, совсем не связанный с понятиями пространства и взгляда - волна, резонанс. Вот в предыдущем сообщении я написал: "Ты как бы настраиваешь себя на определенную волну, именно она и вызывает в тебе резонанс, а к остальному ты остаешься глух". Это сильная и яркая метафора, но не очень богатая (по сравнению с проекцией), т.е. она не настолько поддается развертыванию, развитию в целостную картину.
И третий вариант - силовое поле (сразу прошу прощения у физиков и других естественников - не судите строго). Твои базовые ценности и волнующие тебя проблемы как бы создают поле, с полюсами, силовыми линями, уровнем напряженности и т.д. При попадании в это поле сообщения, высказывания, идеи, тексты как бы разворачиваются вдоль этих силовых линий, т.е. в них выявляется полярность, соответствующая направленности поля. И тот смысл, который ты придаешь воспринимаемым тобою сообщениям, зависит не только от самих текстов , но и от конфигурации поля в твоем сознании.
Эта метафора потенциально совместима с предыдущими. В ней есть пространственность (идея направлений, линий, полюсов, движения), и есть место для идеи резонанса. Сообщение и поле взаимодействуют, в сообщении как бы выявляются те частоты, которые откликаются на напряженность смыслового поля. Зазвенело, зацепило - уловил какую-то компоненту смысла, и смысл этот ложится на соответствующую смысловую линию.