(в рамках очередного раунда разговора христиан с атеистами о происхождении нравственных принципов)
http://sergeyhudiev.livejournal.com/756743.html?thread=14630663&style=mine#t14630663 rsokolovНе вдаваясь в детали, должен сказать, что неправота Харриса по крайней мере
(
Read more... )
Reply
Говорить, на мой взгляд, следует о минимизации усилий. Это ведь совершенно универсальный принцип, по которому "живёт" вся Природа -- "принцип наименьшего действия". Даже если его применить к частному случаю "экономеги", то "максимизация" чего-то ("прибыли" там, или "благ") возможна как раз за счёт высвобождения "усилий" в процессе тех или иных "улучшений" или "минимизаций".
У меня, кстати, в каких-то давних записях выстроена связь между идеями "ценности" и "минимизации".
Reply
Reply
Reply
Скажем, рабство можно считать экономически эффективным, если ценность жизни рабов не включается в расчет, и отсюда будет вытекать определенная полезность. Согласиться ли с такой логикой?
Reply
Reply
Проблема в том, что усилия разных людей несоизмеримы, и даже различные усилия одного человека несоизмеримы. Скажем, кому-то лень поднять рубль с земли, но он заплатит сто рублей за занятия в спортзале, где потратит много энергии. Поэтому эквивалента тут не удастся найти.
Reply
Reply
Вы не пробовали читать "Человеческую деятельность" Мизеса? Я не скажу, что разделяю его философию, но тот подход, который он развивает, позволит достаточно критично взглянуть на Ваши построения.
Еще очень бы посоветовал книгу Лоренца "Оборотная сторона зеркала". Она замечательна безотносително к Вашей теории и к Мизесу, но и в связи с данным кругом вопросов позиция Лоренца мне представляется глубокой и серьезно обоснованной.
Обе книги есть в сети.
Reply
Reply
Лоренцу я обязан значительным вкладом в мое мировоззрение, его идеи дали мне понимание проблем поведения, эволюции, культуры, научного познания. Однако моя попытка выдавать рекомендации Лоренцу была бы так же смешна, как аналогичные действия в отношении Пуанкаре или Арнольда. Тем более нелепо было бы рекламировать Лоренца наподобие стирального порошка, подчеркивая его отличия от средств других производителей.
Краткую информацию о Лоренце можно получить из статьи в Википедии, из справки на сайте "Этология.ру" или из посвященной ему публикации в журнале Природа (Конрад Лоренц - основатель этологии. К 100-летию со дня рождения ( ... )
Reply
Reply
А Лоренц к этому разговору имеет то отношение, что в его работах глубоко разобрана принципиальная несводимость явлений бытия к более простым уровням. Он показывает, что человеческая культура принципиально не сводится к биологии (в частности, к этологии), этология - к физиологии, физиология - к биохимии и т.п.
Но коли Вы утверждаете, что со сравнением усилий "в теории" всё уже сделано, было бы любопытно ознакомиться с результатами этих построений.
Reply
Reply
Антиредукционизм - не единственное и не главное достоинство Лоренца. Мне он дал глубину и многомерность понимания множества проблем, во многом повлиял на характер мышления (который до того был в значительно большей степени позитивистским и даже физикалистским).
Что касается ошибочности построений, то часто они связаны не с ошибками в рассуждениях, а с неверным выбором языка, с опорой на плохо отрефлексированные неявные основания и т.п.
А редукционистов культуры к биологии выдумывать нет необходимости, они живьем существуют и тексты пишут - возьмите хоть Докинза, хоть Дольника. Есть и более простой и ярко выраженный пример - журналист Александр Никонов (книга "Апгрейд обезьяны", предложения об убийстве ( ... )
Reply
Reply
Leave a comment