Гесиод: «странная» традиция

Jun 08, 2016 21:12

Исследователи давно подметили, что инволюционное представление об истории, представленное в «Трудах и днях» Гесиода, противоречит всему настрою античной традиции. Да, античный «миф» есть, прежде всего, миф «прогресса». Собственно, античность и сообщила западной цивилизации весь этот линейный «фаустианский» настрой. У Гесиода же происходит инволюция - золотой век сменяется серебряным, а тому на смену приходит медный. Сам же Гесиод живет уже в железном веке. В общем, всё хуже и хуже. Очень похоже на индоарийскую традицию с её сменой юг и нынешней отстойной Кали-Югой.
Сразу же возникает соблазн объяснить гесиодовский «демарш» восточным, индоарийским влиянием, что собственно и делали. Но тут есть очень большая загвоздка. Дело в том, что у Гесиода есть ещё одна, пятая (точнее - четвертая) «юга» - это Век Героев. На смену «медным» людям приходят герои, равные богам. По сути, происходит реставрация Золотого Века на новом уровне, этакая консервативная революция.
Вот это противоречит как западному, так и восточному настрою. История рассматривается как противоречивый процесс, где нисходящие потоки сложно и противоречиво сочетаются с восходящими. И признаётся возможность реставрации изначального Золотого Века, то есть, сила космического распада воспринимается как нечто, чему можно противостоять, как некий вселенский поток, который можно героически обернуть вспять (пусть и на время).
Тут какая-то особая традиция, отличная и от «эллинской», и от «индоарийской». Она находится как бы над ними. В отличие от них, она характеризуется именно полнотой. Здесь нет зацикленности на одном «прогрессе» или же на одной только «инволюции», в Истории находится место и тому, и другому. Это какая-то изначальная традиция, прямо восходящая к гиперборейскому Золотому Веку.
Понятно, куда я клоню. К северной Скифии, к Днепру, Дону и Волге - землям, где на протяжении многих тысячелетий друг друга сменяли мощные культуры древнейших ариев (восточных индоевропейцев). Это протоскифская и проторусская зона «Сатэм», противостоящая протоевропейской зоне «Кентум». Именно здесь возникло Скифское царство, здесь образовалась Русь.
Сам Гесиод родом из греческой Малой Азии (его родители перебрались оттуда в Беотию). А это рядышком с Троадой, где ещё недавно существовала мощная федерация восточных ариев (славян и киммерийцев). «Трояно-фракийские пути скифов» - https://newskif.su/2012/1238/) Возможно, что «странную» традицию поэт усвоил именно благодаря своим малоазийским корням.
Отметим, что это традиция предельно героическая - даже на фоне других героических традиций. Чего стоит один только образ умерших жителей Золотого Века, которые стали духами, сражающимися со злом! Ну, и, конечно, сама революционно-героическая идея возрождения Золотого Века.
Previous post Next post
Up