Олег Носков. «Царство Носферату. Архетипические корни образа Дракулы» Великолепное исследование, рекомендую.
Безусловно, как сатана - «обезьяна Бога», так и лже-мессия, антихрист, станет «обезьяной Царя мира», его пародией. Но можно сказать и так, что эта пародия есть и сейчас - это Змей (Дракул), Робот, «демиург» -
псевдоразумный (бездушный) космический компьютер, который пародирует спящего Царя Мира. Это космический Принцип как бы «уснул», его воздействие ослаблено, но он обязательно
«проснётся», актуализируется. Пародией же на это станет «актуализация» Змея, она приведёт в наш мир человека, максимально близкого к могучему, но бездушному Компу.
«Упырь живет как бы на грани миров. Он находится на том свете, но не порывает связей с физическим миром. Его мир тесно соприкасается с миром живых людей, отсюда и та опасность, которую он несет живущим. Столкновение с таким существом есть, по сути своей, столкновение со смертью».
Да, это очень важно, и если переводить в метасоциальную плоскость, то речь должна идти о
магии капитала, о попытке прорваться в тонкий, душевный мир - «Навь». Не в мир Духа, который «принципиально» и наглухо закрыт для мага-упыря, но именно в мир Души, где он может всё-таки расположиться на границы и получить какую-то энергию. Делается всё это с целью получить космическое могущество, и, особенно, такой его атрибут как физическое бессмертие. Конечно, и богатство - тут можно вспомнить древнее представление о том, что именно умершие предки дают богатство. А Навь - это
царство теней, дубликатов душ, которое ошибочно принималось за мир (миры), где обитают души умерших.
«В соответствии с логикой архаического мышления, правителей необходимо периодически «обновлять», дабы избежать тем самым упадка и хаоса. Ведь порядок и процветание, по древним представлениям, напрямую зависит от жизненных сил верховного владыки. Ритуальное убийство божественного царя рассматривалось как его обновление, ибо он как бы заново воскресал в лице своего преемника. Вместе с ним заново обновлялся и мир. Правда, как полагает Фрезер, впоследствии божественные правители вместо себя стали отправлять на тот свет «заместителей». Вначале это были их собственные сыновья, потом и им нашли замену из числа простых смертных, добровольно или же по принуждению идущих на смерть».
Это инверсия Царского, характерная для «дикарских обществ», но её знает и Модерн. Разве смена лидера, президента или премьера не символизирует, в какой-то мере, ритуальное убийство царя? Как предполагается, у некоторых древних сообществ произошла подмена понятий. Обновление Царя - это
внутреннее делание, уничтожение его ветхости, пробуждение архетипа именно Царя Мира. При этом, сам правитель остаётся править, он просто меняет себя. Но тут имеет место уход именно одного человека и замена его другим. Это уже искажение, непонимание сути внутреннего делания, отношение к человеку и людям как к чему-то внешнему. Меняется человек на человека, но не сам человек как таковой, в своей «природе» (количество vz качество). А жертва других, вместо самопожертвования - это космическое всепожирание (
http://rusyappi.ru/dovody/vsepozhirayushchij-kosmos-revolyutsiya-protiv-zhretsov)
В будущем, думается, на смену «демократическому» уходу правителя придёт (извиняюсь за тавтологию) замещение жертвы. Ложный «царь мира», грядущий Дракула станет уничтожать других, причем, именно тех, кто будет равен ему, то есть, послужит настоящей, равноценной заменой. Он будет убивать таких же дракул - как примерно убивал других владык (да и элиты, вообще)
Владыка из романа (сериала) «Штамм».
И, наконец, по поводу Ивана Грозного. Я бы расставил акценты иначе. «Дракула» пародирует Царя Мира, Грозный реально его символизирует, выступая как «игумен Иван» (ср. с «пресвитером Иоанном»). Впрочем, это тема отдельного разговора.
Еще о «вампирах».А также
статья. И вот, о феномене
драконоборца, ставшего драконом.