«Вий» (2014): «ведьма» и «мертвец»

Oct 12, 2019 17:51

В фильме показан священник отец Паисий, тронувшийся на теме борьбы со злом. Он сам становится носителем зла - «драконоборец» превращается в «дракона». От его рук погибает Панночка. Сама она является ведьмой, призывающей Вия. При этом, Вий призывает Грина «спасти её душу», обещая оставить его в живых.
Итак, мы видим некое противостояние - женоненавистник-моралист выступает против ведьмовского феминократизма. В 2006 году автор этих строк разобрал данное противостояние в статье «Ведьмы и Мертвецы: заговор против заговора» (https://ruskline.ru/monitoring_smi/2006/11/29/ved_my_i_mertvecy_zagovor_protiv_zagovora). Там я предположил наличие двух линий контр-инициации. Одна из них - феминократическая, ведьмовская, восходящая корнями к матриархальным цивилизациям глубокой древности. Другая возникла в качестве реакции на неё, она восходит к тайным мужским союзам, противостоящим матриархальности: «Далеко не всегда сопротивление матриархату носило политически открытый, публично-государственный, легитимно-имперский характер. В ряде случаев сопротивление ему было революционным и осуществлялось тайными обществами древнеарийских «карбонариев». Их составляли молодые мужчины индоевропейского происхождения, попавшие в ту или иную зависимость от древних феминисток. Эти тайные союзы вели революционную борьбу, которая, как и любая другая революционная борьба, страдала нигилизмом и предельной ожесточенностью. После крушения матриархата тайные союзы воинов-революционеров, сыгравшие в этом крушении большую роль, стали существовать на территории индоевропейских государств. Эти государства возникали и рушились, но союзы сохранялись, передавая свои традиции из поколения в поколения. В чем-то они помогали государствам, в чем-то им очень сильно мешали, но всегда стремились действовать как некая обособленная - тайная или полутайная - сила. Между тем, продолжали свою деятельность и матриархальные сообщества - также в виде тайных обществ. И между двумя тайными силами ни на мгновение не утихала жестокая война, в ходе которой государство рассматривалось обоими подпольями как всего лишь арена для мистических «разборок».
Отец Паисий в фильме как раз и предстаёт таким вот тёмным антифеминократом. Показательно, что он, по его же признанию, долгое время был миссионером на Западе, где и нахватался много чего. В результате, Паисий принимает решение создать свою, новую религию, противостоящую ведьмачеству. Противостоит же ему человек Запада, англичанин Грин. В фильме особенно подчёркивается его мистическая связь с женой, находящейся в далёкой Англии.
И здесь стоит вспомнить, что именно английский мистик Д. Гарднер способствовал мощнейшей популяризации культа Викка, адепты которого уравнивают «бога» и «богиню». Сам «бог» почитается ими как рогатое существо, воплощающее страстные силы плодородия. Английская же исследовательница М. Мюррей настаивала на том, что культ этого «божества» сохранился даже после принятия христианства.
Более того, согласно ей, ему регулярно совершали человеческие жертвоприношения. Считалось, что в жертву нужно было приносить самого правителя, который есть образ рогатого божества плодородия. (Данную практику Мюррей одобряла, считая, что сие действо раскрепощало силы человека, способствовало эмансипации женщин и т. д.) Вначале так и было, но в дальнейшем жертвой «назначался» заместитель монарха, близкий ему по крови или статусу. Такого «заместителя» казнили по некоему надуманному предлогу, причем, подобная практика сохранялась при всех средневековых английских монархах со времен Вильгельма Завоевателя.
(Не в этом ли, кстати, один из истоков западной демократии? Правитель - всего лишь образ «божественной природы», который должен туда же и вернуться стараниями её адептов?)
К слову, подобная же практика скрытых человеческих жертвоприношений имела место в Венеции. Там, под видом казни за разные преступления, людей топили, принося, тем самым, в жертву морскому дракону. («Культ водного хаоса» - https://zavtra.ru/blogs/kul_t_vodnogo_haosa)
А венецианский дож носил на голове убор в форме рога.
Черные венецианские элиты сыграли мощнейшую роль в становлении английской плутократии. (А. Фурсов. «История заговоров» - http://andreyfursov.ru/news/istorija_zagovorov/2013-07-01-167)
Одно из имен рогатого «бога» - Дианус (как пара или даже ипостась лунной Дианы). Его знал и античный мир, греки - как Диониса, а римляне - как Бахуса. Любопытно, что приверженцы последнего создавали особые мистические союзы. И видно деятельность их была настолько разрушительна, что римский сенат принял решение данные сообщества запретить. Впрочем, они не распустились, а ушли в подполье.
Весьма возможно, что Дианус и был тем самым Бафометом, которому, поклонялись поздние тамплиеры, изменившие Христианству. Идол Бафомета, как известно, был рогат и изображал двуполое существо. Сама же «двуполость» есть следствие мистического раскочегаривания «психической», женственной души (не духа). («Оно» и Душа» - http://zavtra.ru/blogs/ono_i_dusha)
Обратим внимание на то, что вышеупомянутый культ Викка существует в рамках еще более широкого движения «Нью-Эйдж», основанного на мистическом пантеизме. Есть мнение, что одной из важнейшей персон здесь является небезызвестный принц Чарльз. Для него характерно очень повышенное внимание к пресловутой экологической теме. К слову сказать, его трагическую погибшую жену звали Дианой. Символическое совпадение, не правда ли? И так же символично, что она изменила своему родовитому мужу-мистику. Сознательно или бессознательно, Диана отказалась быть Дианой в мистическом плане. И, тем самым, разрушила еще один важный символизм - принц Чарльз так и не стал Дианусом.

Любопытно, что о Вие в фильме сказано, что он пророс веками в землю. Но примерно тоже (ресницы) сказано и о Драконе в «Тайне». Занятное такое пересечение. К слову, сам Вий весьма неоднозначен. ( Мистика «Грозный старец на Чёрной горе» - http://zavtra.ru/blogs/groznij_staretc_s_chernoj_gori)
Другое дело, как эта неоднозначность выглядит в оптике фильма.
ЗЫ. Безусловно, ярчайшая сцена фильма - превращение, на ночной пирушке, украинских казаков в чудовищ, пытающихся уничтожить Грина. А ведь запорожцы составляли мужское братство. И в Сечь женщин даже и не пускали. Два брутальных казака составляют личную «гвардию» Паисия.
Гоголевский Хома Брут тоже принадлежит к мужскому братству бурсаков. И он же весьма жестоко убивает панночку, причём, когда уже не было угрозы для жизни. («Хома Брут и контр-инициация» - https://a-eliseev.livejournal.com/611364.html)
На тему соблазнов драконоборчества.
«Усмирить Змия» - http://zavtra.ru/blogs/usmirit_zmeya
Previous post Next post
Up