«Языческие» (о многом условное название) всё говорят, в принципе, по «уму», если иметь ввиду реальность нашего космоса, космогонию. Неправда их в том, когда они проецируют космические реалии на Абсолют (Творца, Господа). Пользоваться данными «языческих» традиций можно и нужно, но только необходимо рассматривать их через призму «космогонии». Опыт подобного рассмотрения славянской традиции уже был представлен. («Царственная онтология справедливости» -
https://izborsk-club.ru/magazine_files/2015_07.pdf. С. 50-53.)
Здесь я представляю опыт рассмотрения традиции древнеиранской, авестийской.
В иранских текстах («Бундахишн» и др.) рассказывается о том, что в самом начале не было ни Земли, ни Солнца, ни планет. Было одно только «бесконечное время» («зерван акарана»), где пребывали лишь благой Ахура Мазда (Ормазд) и злой Ангра-Майнью (Ахриман). Один находился вверху, в световой области, другой - внизу, во тьме. А разделяла их некая Пустота, причем злой дух не знал о благом божестве.
Ахура Мазда сотворил людей, планеты, богов, но именно как духовные сущности. И, наконец, Ангра-Майнью узнал о нём и захотел сокрушить. Благой же бог предложил ему мир. От него злой дух отказался. Особо подчёркивается - отказался он только потому, что воспринял это как слабость. То есть, можно сказать, что «вина» за конфликт лежит и на благом божестве. Ну, а дальше последовала первая Эра Творения, во время которой Пустота превратилась в «воздух», где и находятся ныне светила, земля и т. д.
Итак, перед нами
картина изменения изначального состояния изначальное состояния, в ходе которого возникла именно разделённое множество. Само изначальное состояние - это состояние Тотального Субъекта, Первочеловека, Райского Адама-Антропоса, Пуруши, Имира. Можно предположить, что Ахура-Мазда, в указанной перспективе был именно таким вот ПЕрвочеловеком, возведённым в ранг божества. И это именно некоторые онтологические основания, ибо Райский Антропос находился очень близко к Богу.
Согласно одной, весьма распространённой космологической версии, наш мир возник в результате «Большого Взрыва». Эту версию даже взяла на вооружение Римско-Католическая церковь, сделав её частью теологии. Таким образом, получалось, что творение мира представляло собой Взрыв. Возникает вопрос, что же такое было взорвано? Ведь для того, чтобы произошёл взрыв, должно быть нечто, способное взорваться. Учёные рисуют такую картину - до Большого Взрыва существовала некая «первоточка», и там всё вещество галактик находилось в плотном состоянии, а температура достигала миллиард градусов. Опять-таки возникает вопрос, а как же возникло это самое плотное образование с такой вот чудовищной температурой? То есть, теория «Большого Взрыва» никак не отвечает на вопрос о первопричине вселенского бытия, а просто описывает какой-то из этапов её существования.
Если же мы обратимся к теологии, то увидим, что разные доктрины сообщают о некоей космогонической катастрофе, которая сопровождалась переходом вселенной из одного состояния в другое. Библия повествует о грехопадении, которая лишила человека его райского могущества, индоарийская «Ригведа» рассказывает о том, что наш мир возник в результате расчленения Первочеловека Пуруши.
Здесь необходимо упомянуть исследование епископа Василия (Родзянко) «Теория Распада вселенной и вера Отцов». Согласно ему «Большой Взрыв» можно отождествить с грехопадением, в результате которого человек потерял Рай, а вселенная (сотворенная раньше земля) превратилось в жутке космическое пространство «разбегающихся галактик», для которого характерно нарастание энтропии. Люди же превратились в осколки некогда единого Адама, причем епископ обращает внимание на то, что имя этого Первочеловека происходит от слова «адама» - «земля».
Большой Взрыв вовсе не был творением, он, как и положено взрыву, разнёс в стороны изначальную Полноту. А Полнота эта была Первочеловеком, который содержал в себе все нынешние «вещи» - звезды, планеты, животные, минералы и так далее, то есть всё то, что существует объективно, вовне человека. Ранее же всё это содержалось внутри единого разумного Субъекта, было пронизано его могуществом. Об этом событии, как уже было сказано выше, помнит индоарийская мифология, согласно которой вселенная возникла в результате расчленения богами первочеловека Пуруши.
Теперь попытаюсь рассмотреть в данной оптике расчленение Имира, осуществлённое Одином и его братьями - Вили и Ве. Сам «верховник» Один это даже не вторичное, а «третичное», если так можно выразиться, божество. Один (и его братья) являются внуками изначального первочеловека Бури, который был «хорош собою, высок и могуч». О самом Бури, несмотря на всю его изначальность почти ничего не сообщается. И это наводит на мысль о некотором инверсивном перевороте внутри скандинавской традиции, в результате которого на первый план был выдвинут Один. Примерно, такой же переворот выдвинул на первый план Зевса, который был всего лишь внук Урана и сын Кроноса. («Зевс: история одной инверсии» -
https://a-eliseev.livejournal.com/2139831.html)
К слову, здесь обращает на себя внимание этимология имени Бури, которое можно сопоставить с примордиальным корнем «бор» (Борея, Гиперборея). Любопытно заметить, что упомянутый выше Кронос тесно связывается именно с гиперборейской, полярной тематикой: «Классическая традиция утверждает, что бывший некогда Господином Земли Царь Золотого Века, Хронос-Сатурн, сброшенный с престола… все еще жив и пребывает «во сне» в далеком северном регионе, в арктическом море, которое по этой причине и получило название Кронидское море». (Ю. Эвола. «Мистерия Грааля»)
И есть все основания предполагать, что его «выступление» против Урана есть некая инверсивная выдумка, призванная дискредитировать изначальное божество. («Мифология прогресса или оболганный Кронос» -
https://a-eliseev.livejournal.com/1842646.html)
К слову, сына самого Бури звали Бор, что также указывает на гиперборейские истоки.
Один, Вили и Ве убили другое первосущество - Имира. Убив, они сотворили из него мир людей: из мяса - сушу, из крови - воду, из костей - горы и т. д. Здесь творение связывается именно с убийством. Вообще, это очень древний исток, который есть исток людоедства - в плане онтологическом (да и в разных планах).
И вот здесь заметна теологическая неправота «язычества». Убийство Пуруши осуществили вовсе не «боги», но инфернальные сущности, демоны, бесы, соблазнившие Первочеловека через некоего Змея, пообещавшего Адаму и Еве стать «как боги». Это означало - отказаться от Полноты Субъекта, разделив самого себя на некое объективное множество. Стать «богами» - значит согласиться быть во множественном числе, стать множеством, превратиться из тотального Субъекта с большой буквы в субъекта с буквы маленькой - субъекта, окруженного множественной, расколотой объективной реальностью. Именно это положение и породило различные философские доктрины, представляющие человека как объект воздействия некоей внешней среды.
«Существа стихий: компьютеры Змея» -
https://a-eliseev.livejournal.com/1904920.htmlИтак, изначально человек и мир находились в совершенно ином состоянии. И характерно, что в древнеиранской традиции это изначальное состояние названо «временем». Здесь мы видим уже величие древнеиранской религиозной космогонии, которая совершенно верно обозначила Бытийный полюс нашей ревльности. В нашей вселенной Время - это бытийный полюс, который является символом утраченного изначального единства. («Мифология прогрессизма или оболганный Кронос» -
https://a-eliseev.livejournal.com/1842646.html) Иначе сказать - тем, что как бы замещает утраченное и циклически поддерживает бытийность мира. В оптике иранской традиции вместо бесконечного времени возникает время конечное (зерван даргахвадата) - и только в нём можно победить Ангра-Майнью.
Сам злой дух находящийся именно во тьме - это темный зазор внутри светового Субъекта, это Змей, соблазнивший Адама и Еву. После взрыва он станет небытийным полюсом, Роботом, Големом, космическим Болваном. Это возможность Субъекта стать Объектом, которая и была реализована. Ахура Мазда сам сделал шаг навстречу Ангхроманью, предложив ему «мир» (подобно тому, как Адам принял «яблоко» от Змея). И после этой реализации, после катастрофы «Большого Взрыва» наша вселенная, бывшая Землёй-в-Раю, стала совокупностью осколков, которые и вращаются в космической Пустоте. «Воздух» иранской традиции это не атмосфера, это именно пустая космическая мгла. Это абсолютное Пространство, являющееся антитезой абсолютному Времени. Это самое Время персонифицирует сверхличностный принцип, космический Царь, Вайшванара, Калачакра, Мельхиседек, Белобог. (Представление о Царе Мира есть и в славянской традиции. См. «Тайны русской Троицы» -
https://zavtra.ru/blogs/tajnyi-russkoj-troitsyi)
А Пространство «персонифицирует» Змей (Ермунганд), «Демиург», Робот, Голем, Чернобог. Он стремится наращивать пустоту Пространства - речь идёт о расширении вселенной, которое происходит в результате действия т. н. «тёмной энергии». И оно грозит уже Большим Разрывом и затуханием вселенной, обращением её в тотальную, абсолютную Пустоту.
Данные ортодоксальной древнеиранской традиции (зороастрийской, маздеистской) дополняются данными зерванизма - традиции тоже иранской, но гетеродоксальной. Согласно ей, вначале не существовало ничего, кроме Зервана - бога времени и судьбы. (Здесь Время уже наделяется чертами личностного бога.) Зерван задумал родить сына, бога-Творца, который создаст нечто в Пустоте мира (он знал, что сына будут звать Ахура Мазда). На протяжении многих веков он совершал жертвоприношения - с тем, чтобы Судьба даровала ему сына, но тот всё не появлялся. И вот тогда Зервана охватило сомнение, а от этого сомнения зародился тёмный Ангра-Майнью.
Что же мы видим? Зерван поклонился Судьбе (Року), признав её выше себя. Тотальный Субъект признал главенство Тотального Объекта. Или же, что, скорее всего, сначала познал этот Объект, а любое познание есть, так или иначе, слияние познаваемого с познающим. Причем, на высшем онтологическом уровне это слияние наиболее действенно. Субъект слился, пусть на время и частично, с Объектом. Он стал им, превратился в него (пусть и на «единый миг»), и, тем самым, признал превосходство объективного над субъективным. Хватило и единого мига познания и признания - Субъект реализовал свою возможность стать Объектом. Первочеловек был расчленен и разорван, Земля-в-Раю взорвалась и разлетелась на осколки, покинула небесную родину и стала темной вселенной Пустоты, которая (Пустота) грозит стать тотальной. Таким образом, Субъект реализовал объективную возможность, активировал тёмный зазор, «породив» Ангра-Майнью. Теперь миром стал «править» (но не полностью) Рок (Судьба), объективная реальность, господствующая над расколотыми (отчужденными) субъектами. Истинно революционная (консервативно-революционная) задача - бросить вызов этому Року, этой объективной реальности, которая усиливается Мировым Змеем. (Славянская традиция как раз бросала вызов Судьбе, тут необходимо вспомнтить византийского автора Прокопия есарийского сообшавшего о славянах: «Судьбы они не знают».)
В той же оптике следует рассматривать и сомнение, посетившее Зервана. Само слово со-Мнение подразумевает двойственность мнения, наличие как бы двух мнений. Обратившись к Объекту, став им, Субъект разделился надвое, породил двойственность как таковую, двойственную вселенную. В библейской традиции эту двойственность породил Адам, вкусив плод с Древа познания Добра и Зла, приобщившись к двум, многим («будете как боги» - т. е. многие) - вместо того, что вкушать плоды с Древа Жизни (нетварной Вертикали), приобщаясь к Одному - одному во всех смыслах.
В дальнейшем двойственность будет продолжена уже на социальном уровне.