Sep 16, 2008 11:42
спросил меня юнец безусый:
почему раввины либо полны пафоса, либо циничны. Умные циничны, глупые - полны пафоса.
"От всех учивших меня учился я, но более всего - от учеников".
Так вот, вопрос озарил меня озарением и ошарашил шаром (или шарашкой?).
Антитеза пафосу - самоирония. Иногда выдает себя за цинизм.
Дело, видимо, не в уме и глупости, а в адекватности, вменяемости, хотя эти термины далеки от ясности.
Вменяемый человек, даже если его основное профессиональное занятие - религия, не может не быть ироничным. Потому что пафос кормится ощущением безупречности (своей, своей веры, своего учителя, своей родины и т. д.) а безупречными бывают только идиоты.
Самоирония, несмотря на то, что приставка у нее "само", направлена не только на себя любимого, но и на все "свое", концентрическими кругами: живя с широко раскрытыми (обычно от удивления) глазами, я вижу собственные изъяны, потом - изъяны близких, потом - изъяны рода человеческого. В чем же отличие иронии от цинизма? Я люблю всех этих небезупречных - себя, близких, евреев, людей. И любовь превращает цинизм в иронию.
Пафос - безусловный знак тревоги. Если человек объят пафосом - он премордиальный идиот. Если внимательное исследование показывает наличие у него разума - он юродивый, если разума много - он ряженый, опасный манипулятор.
ИМХО